Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-31/2020 от 27.01.2020

Судья Кожевников Ю.А. Дело

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Н. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 3 февраля 2020 года жалобу общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» на решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чистый город»,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее – ООО «Чистый город») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>.

ООО «Чистый город», не согласившись с решением, обратилось с жалобой в районный суд. Решением судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, адресованной в Верховный суд Удмуртской Республики, ООО «Чистый город» просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором не установлен факт вытекания сточных вод из пруда – накопителя Общества. Отбор проб почв произведен с грубым нарушением требований ГОСТ 17.4.4.02-2017. Экспертное заключение Филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 6 июня 2019 года №15 не является надлежащим доказательством; указанные в нем ГОСТы 17.4.3.01-83 и 17.4.4.02-84, в соответствии с которыми отобраны пробы, не могут являться документами, регламентирующими отбор проб, утратили свою силу с 1 января 2019 года, ГОСТ 27753.1-88 не распространяется на почвы, расположенные на территории полигона ТБО. Ссылаясь на письмо ФГБУ ЦАС «Нижегородский» ДД.ММ.ГГГГ , указывает на грубые отступления от ГОСТ 17.4.4.02-2017, допущенные при отборе проб, которые для контроля загрязнения легкомигрирующими веществами отбирают по генетическим горизонтам на всю глубину почвенного профиля, тогда как в соответствии с актами отбора почв пробы отобраны на глубине 0-5 см и 5-20 см. Также указывает, что протокол и постановление по делу об административном правонарушении составлены одним и тем же должностным лицом. Не рассмотрен вопрос о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение, в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ, либо о назначении наказания ниже низшего предела.

Выслушав защитника ООО «Чистый город» Лужбина И.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшего доводы жалобы, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление Загретдинова И.Р., представителя административного органа Мурзанаева В.Б. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год), возражавших против доводов жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.

Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Правонарушение имеет формальный состав и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.

Субъектом правонарушения по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков): граждане, должностные лица, юридические лица.

В силу положений статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статье 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Из материалов административного дела следует, что ООО «Чистый город» осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов I-IV классов опасности на полигоне ТБО, расположенном на 31 км Нылгинского тракта.

На основании приказов Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ -П и от ДД.ММ.ГГГГ -П, в период с 14 мая по ДД.ММ.ГГГГ и 30 мая по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО «Чистый город» была проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что ООО «Чистый город» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ -ЗУ, заключенного с Администрацией муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики, использует земельный участок площадью <данные изъяты>. категории земли промышленности с кадастровым (ранее присвоенный государственный учетный ), расположенный по <адрес> для размещения полигона твердых бытовых отходов.

14 мая 2019 года Можгинской территориальной лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен отбор почв в четырех контрольных точках полигона твердых бытовых отходов ООО «Чистый город» и фоновой точке на предмет определения показателей азота нитратного, азота нитритного, сульфат-ионов, фосфат-ионов (кислорастворимые формы), органического вещества, нефтепродуктов, массовой доли влаги, составлены акты отбора проб почв от ДД.ММ.ГГГГ , , .

По результатам проверки проб почвы, в соответствии с заключением экспертной организации от ДД.ММ.ГГГГ год, выявлено превышение содержания загрязняющих веществ: сульфат-иона во всех контрольных пробах как на глубине 0-5 см, так и на глубине 5-20 см (максимальное превышение в 1,3 раза зафиксировано в контрольной пробе : на глубине 0-5 см результат анализа - 53 мг/кг, фон - 39 мг/кг, на глубине 5-20 см результат анализа - 27 мг/кг, при этом содержание сульфат-иона в фоновой точке меньше предела определения методики измерений - 20 мг/кг); азота нитритного на глубине 5-20 см в трех контрольных пробах: в 1,3 раза в пробе : результат анализа - 0,17 мг/кг, фон - 0,13 мг/кг; в 1,2 раза в пробе : результат анализа - 0,15 мг/кг, фон – 0,13 мг/кг; в 1,8 раза в пробе : результат анализа - 0,23 мг/кг, фон - 0,13 мг/кг.

22 июля 2019 года по данному факту государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике в отношении ООО «Чистый город» составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Вина ООО «Чистый город» выразилась в том, что Общество в результате эксплуатации объекта размещения отходов (полигона твердых бытовых отходов) мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения химическими веществами должным образом не проводит, допускает загрязнение земель и почв отходом (фильтратом) и загрязняющими веществами, мер по прекращению сброса фильтрата в пруд-накопитель и его освобождению от отхода и его ликвидации не принимает, тем самым ухудшает качественное состояние земельного участка.

Оценив представленные доказательства в совокупности, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о совершении ООО «Чистый город» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности ООО «Чистый город», не представлено и в материалах дела не содержится.

Оснований полагать, что должностными лицами допущены нарушения при проведении осмотра земельного участка, в ходе которых установлены указанные выше факты нарушения требований законодательства по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения и выявлено лицо, виновное в их совершении, не имеется.

Постановление о привлечении ООО «Чистый город» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Довод жалобы о нарушении процессуальных требований о том, что протокол и постановление по делу об административном правонарушении составлены одним и тем же должностным лицом административного органа, был предметом проверки судей районного суда, правомерно признан несостоятельным, поскольку административным законодательством не предусмотрено запрета на составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении одним и тем же должностным лицом. Какие-либо сведения о заинтересованности государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Загретдинова И.Р. материалы дела не содержат. Составление одним и тем же должностным лицом протокола об административном правонарушении и постановления по делу, само по себе, к такому выводу не приводит.

Довод жалобы о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение, в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ, либо о назначении наказания ниже низшего предела, подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств не усматривается

Вмененное ООО «Чистый город» административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.

При этом существенная угроза охраняемым отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды.

Таким образом, оснований для изменения назначенного наказания в соответствии с положениями части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Иные доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом проверки судьи районного суда, они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в решении судьи.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и изменения или отмены обжалуемого решения судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 КоАП РФ,

решила:

решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

7-31/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Чистый город"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Николаевна
Статьи

ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--udm.sudrf.ru
24.01.2020Материалы переданы в производство судье
03.02.2020Судебное заседание
13.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее