Дело № 2-418/2020
УИД: 21RS0006-01-2020-000280-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Уральской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черновой С.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) о признании незаконным и отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
Чернова С.Г. с учетом последующего изменения и уточнения исковых требований обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) (далее - Управление, УПФР в г. К.) о признании незаконным и отмене его решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязании Управления включить в стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы ветеринарным фельдшером в <данные изъяты> ветеринарном участке <данные изъяты> районной станции по борьбе с болезнями животных (далее - <данные изъяты> райСББЖ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ветеринарным фельдшером в <данные изъяты> участковой ветлечебнице <данные изъяты> райСББЖ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исполняющей обязанности заведующего <данные изъяты> ветеринарным пунктом <данные изъяты> райСББЖ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с учетом указанных периодов установить ей с ДД.ММ.ГГГГ повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях». Также просила взыскать судебные расходы по оплате юридических услуг за составление искового заявления в размере 2000 рублей.
Требования мотивировала тем, что в спорные периоды в указанных должностях она осуществляла деятельность по организации и проведению ветеринарных мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных в колхозах, расположенных на территории <данные изъяты> сельских поселений <данные изъяты> района. Выполняемая ею работа соответствовала Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года № 1440.
В судебном заседании истец Чернова С.Г. поддержала уточненные в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, чтов зону ветеринарного обслуживания <данные изъяты> ветеринарного участка (в последующем - ветеринарный пункт), входили колхоз <данные изъяты> СХПК <данные изъяты> в зону ветеринарного обслуживания <данные изъяты> участковой ветеринарной лечебницы входили СХПК «<данные изъяты> и СХПК <данные изъяты> (ранее - колхоз <данные изъяты> В спорные периоды работы ветеринарным фельдшером в <данные изъяты> ветеринарном участке и в <данные изъяты> участковой ветеринарной лечебнице, и.о. заведующего <данные изъяты> ветеринарным пунктом она проводила профилактические, ветеринарно-санитарные и лечебные мероприятия в отношении всех видов сельскохозяйственных животных вышеуказанных сельскохозяйственных предприятий, также осуществляла ветеринарное обслуживание скота, находящегося в личной собственности колхозников и другого населения, проживающих на территории <данные изъяты> сельских поселений <данные изъяты> района.
Представитель ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонного) Т., действующая на основании доверенности, исковые требования Черновой С.Г. не признала по основаниям, отраженным в решении Управления от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнив, что к трудовым функциям истца в спорный период относилась также деятельность, не связанная с ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных (экспертиза мяса, молока, продуктов животноводства).
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года устанавливает Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ).
Как установлено судом, истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (л.д. №).
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Действие данной нормы было приостановлено до 1 января 2020 года Федеральным законом от 19.12.2016 года № 428-ФЗ «О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», в последующем статьей 9 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» приостановка данной нормы сокращена до ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных суду документов пенсионного дела истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец Чернова С.Г., зарегистрированная по месту жительства в сельской местности (л.д. №), обратилась в Управление с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в целях установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение № об отказе Черновой С.Г. в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа работы в сельском хозяйстве. Стаж в сельской местности установлен ей в 05 лет № месяц при требуемом 30 лет. Периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в стаж работы в сельском хозяйстве со ссылкой, что организации, в которых она работала, не занимались производством сельских культур и животноводства и не входят в перечень предприятий, дающих право для повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона №400-ФЗ, утв. постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года №1440.
В соответствии с ч. 16 ст. 17 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440 (с изменениями от 25 июня 2019 года № 805) утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Список № 1440), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Правила №1440).
Согласно пункту 3 Правил №1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В силу пункта 5 Правил №1440 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 6 Правил №1440 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
То есть исходя из подпункта «б» п. 6 Правил №1440 стаж работы в сельском хозяйстве может подтверждаться как на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, так и документов, выдаваемых работодателями и архивными органами.
В Списке № 1440 в разделе «Наименование работ, производств сельского хозяйства» в п. 2 указано животноводство (в том числе ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в разделе «Наименование профессий, должностей, специальностей» поименованы «ветеринарный фельдшер», «заведующий ветеринарным участком, заведующий ветеринарным пунктом».
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года №1015 (далее - Правила №1015) основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений - трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Судом в ходе рассмотрения дела исследовалась трудовая книжка истца Черновой С.Г., из записей которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ она принята ветфельдшером <данные изъяты> ветеринарного участка <данные изъяты> района, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности, ДД.ММ.ГГГГ принята ветфельдшером в <данные изъяты> ветлечебницу, ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с ликвидацией <данные изъяты> и создания <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ принята на должность исполняющего обязанности заведующего <данные изъяты> ветеринарным пунктом на условиях срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ по итогам аттестации ей присвоен № разряд по ЕТС, ДД.ММ.ГГГГ по итогам аттестации присвоен № разряд по ЕТС, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» переименована в <данные изъяты> в связи с изменением типа государственного учреждения, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности с в связи с уходом на пенсию (л.д. №).
Факт выполнения истцом должностных обязанностей заведующего <данные изъяты> ветеринарным пунктом <данные изъяты> районной СББЖ подтверждается копией должностной инструкции заведующего <данные изъяты> ветпунктом <данные изъяты>, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), копиями приказов (л.д. №), трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, а также копиями почетных грамот и благодарности <данные изъяты>, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на имя Черновой С.Г., награжденной в период работы заведующей <данные изъяты> ветеринарным пунктом.
Согласно штатным расписаниям <данные изъяты> в ее состав входил:
в ДД.ММ.ГГГГ году, в том числе <данные изъяты> ветеринарный участок, в штате которого числились заведующая ветучастком и ветсанитарка (л.д. №),
в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, в том числе <данные изъяты> ветеринарный участок, в штат которого входили заведующая ветучастком и ветфельдшер (л.д. №),
в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году, в том числе <данные изъяты> ветеринарный пункт, в штат которого входили заведующая ветпунктом и ветсанитар (л.д. №),
в ДД.ММ.ГГГГ году, в том числе <данные изъяты> ветеринарный участок, в штате которого значились заведующая ветучастком и ветсанитар (л.д. №).
Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Черновой С.Г. по сведениям, сданным на нее работодателем <данные изъяты> (далее - <данные изъяты> районная СББЖ), подтверждается работа истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Копией диплома, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> совхоз-техникумом Министерства сельского хозяйства РСФСР на имя А. (фамилия истца до вступления в брак - л.д. №) подтверждается наличие у нее среднего профессионального образования по специальности «Ветеринария» (л.д. №).
Ответчиком не оспаривается, что наименования должностей, в которых истец работала в спорные периоды (ветеринарный фельдшер, заведующий ветеринарным пунктом (участком) соответствуют Списку № 1440. В решении Управления от ДД.ММ.ГГГГ указано, что организации, в которых работала истец, не занимались производством сельских культур и животноводством.
Исходя из этого, юридически значимым обстоятельством по делу является занятость истца на работах по ветеринарному обслуживанию всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки и ветеринарные пункты, районные ветеринарные станции (станции по борьбе с болезнями животных) были созданы на основании типовых положений об участковой ветеринарной лечебнице, о ветеринарном участке и ветеринарном пункте.
Согласно Типового положения об участковой ветеринарной лечебнице, утвержденного Министерством сельского хозяйства СССР 20.05.1971 года, основными задачами участковой ветеринарной лечебницы являются: проведение профилактических, лечебных и противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих сохранение поголовья скота и птицы, ветеринарно-санитарное благополучие животноводства, создание здоровых стад, а также повышение продуктивности животных и увеличение производства продуктов животноводства в колхозах и совхозах обслуживаемой зоны; ветеринарное обслуживание животноводства в закрепленных за лечебницей колхозах, совхозах и других хозяйствах, а также животных, находящихся в личной собственности граждан; руководство работой ветеринарных участков, пунктов, ветеринарных специалистов колхозов, совхозов и других организаций в обслуживаемой зоне, а также оказание им необходимой помощи в работе.
Участковая ветеринарная лечебница в зоне своей деятельности: организует и проводит ветеринарные мероприятия по предупреждению и ликвидации заболеваний животных в закрепленных за лечебницей хозяйствах и населенных пунктах; принимает меры к обеспечению высокой ветеринарно-санитарной культуры на животноводческих фермах колхозов и совхозов; изучает эпизоотическое и ветеринарно-санитарное состояние хозяйств и населенных пунктов с целью проведения необходимых оздоровительных мер; проводит силами своих специалистов или организует диагностические (в том числе лабораторно-клинические, аллергические и патологоанатомические) исследования, а также следит за качеством кормов и воды, используемых для кормления и поения животных, осуществляет меры, обеспечивающие раннюю диагностику заболеваний; в случае возникновения заразных болезней животных организует и проводит карантинные и другие ветеринарно-санитарные мероприятия с целью быстрейшей ликвидации очагов инфекции; проводит амбулаторное и стационарное лечение заболевших животных, а также оказывает лечебную помощь животным непосредственно в хозяйствах, добиваясь высокой эффективности лечения; организует и проводит предубойный осмотр скота, а при отсутствии мясо-молочной и пищевой контрольной станции также и экспертизу мяса и молока; проверяет ветеринарно-санитарное состояние пастбищ, водопоев, трасс перегона скота, животноводческих помещений, боен и убойных пунктов; осуществляет ветеринарно-санитарный надзор при заготовках, перегоне, перевозках и убое животных, при заготовках, перевозках, переработке и хранении сырья животного происхождения, при торговле скотом и сырыми животными продуктами, при уборке и утилизации трупов животных, а также контролирует выполнение требований Ветеринарного устава Союза ССР; организует и проводит ветеринарные мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию яловости сельскохозяйственных животных и выращивание здорового молодняка; организует проведение дезинфекции, дезинсекции, дезинвазии и дератизации в животноводческих хозяйствах и на предприятиях по хранению и переработке продуктов и сырья животного происхождения; принимает меры к устранению причин заболевания животных и ликвидации потерь в животноводстве вследствие заболеваемости и падежа скота и птицы; внедряет в практику колхозов и совхозов новые методы и средства профилактики болезней и лечения животных.
Участковая ветеринарная лечебница входит в систему ветеринарных учреждений государственной ветеринарии, находится в ведении районной ветеринарной станции и содержится за счет средств, выделяемых станции на содержание ветеринарной сети.
Для непосредственного обслуживания за участковой ветеринарной лечебницей приказом управления сельского хозяйства райисполкома (районной ветеринарной станции) закрепляются колхозы (совхозы) и населенные пункты с учетом местных условий и поголовья скота.
В соответствии с Типовым Положением о ветеринарном участке и ветеринарном пункте государственной ветеринарной сети, утвержденного Министерством сельского хозяйства СССР 20.05.1971 года, основными задачами ветеринарного участка (ветеринарного пункта) являются: организация и осуществление ветеринарных мероприятий, направленных на обеспечение развития животноводства и повышение его продуктивности в колхозах и других хозяйствах зоны деятельности участка (пункта); обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия обслуживаемой зоны; ветеринарное обслуживание скота, находящегося в личной собственности колхозников, рабочих, служащих и других граждан, проживающих в зоне деятельности участка (пункта).
На ветеринарный участок (ветеринарный пункт) в соответствии с указанным Типовым положением возложено выполнение обязанностей в целом аналогичных вышеперечисленным полномочиям участковой ветеринарной лечебницы.
Ветеринарный участок (пункт) состоит в ведении районной ветеринарной станции и содержится за счет средств, отпускаемых станции на содержание ветеринарной сети.
Закрепление колхозов и других хозяйств, а также населенных пунктов за ветеринарным участком (пунктом) производится районной ветеринарной станцией с учетом местных условий и поголовья скота.
Из сведений о зонах обслуживания ветеринарных участков и пунктов <данные изъяты> (л.д. №), следует, что в зону обслуживания <данные изъяты> ветеринарного участка первоначально входил колхоз <данные изъяты> СХПК <данные изъяты> после разделения в 90-х годах: СХПК «<данные изъяты> СХПК <данные изъяты>», КФХ <данные изъяты>, КФХ <данные изъяты>; в зону обслуживания <данные изъяты> ветеринарного пункта первоначально входил колхоз «<данные изъяты>», после разделения в 90-х годах: колхоз «<данные изъяты>» и СХПК «<данные изъяты>».
Из исторической справки на ветеринарные учреждения <данные изъяты> района (л.д. №), следует, что <данные изъяты> ветеринарный пункт с ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в <данные изъяты> участковую ветлечебницу. В зону обслуживания <данные изъяты> участковой ветлечебницы вошли колхозы «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» и населенные пункты <данные изъяты> сельских поселений, а также на нее возложено руководство работой <данные изъяты> ветпунктов, <данные изъяты>, <данные изъяты> ветучастков.
Согласно ст. 33 Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР» колхоз представлял собой одну из форм производственного сельскохозяйственного кооператива. Колхоз был призван, рационально используя закрепленную за ним землю и другие природные ресурсы, наращивать производство продукции растениеводства и животноводства высокого качества с целью удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности - в сельскохозяйственном сырье.
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено, что сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено, что сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на колхоз <данные изъяты> (до реорганизации - колхоз «<данные изъяты>», место расположения: <адрес>) одним из видов деятельности последнего являлось разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы (л.д. №).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на СХПК <данные изъяты> (до реорганизации - колхоз «<данные изъяты>», место расположения: <адрес>) одним из видов деятельности последнего являлось животноводство (л.д. №).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на СХПК <данные изъяты> (место расположения: <адрес>) одним из видов деятельности последнего являлось животноводство (л.д. №).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на СХПК <данные изъяты> (до реорганизации - СХПК <данные изъяты> место расположения: <адрес>) одним из видов деятельности последнего являлось разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы (л.д. №).
Согласно Устава <данные изъяты> (далее - Учреждение), утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), учредителем которого является Министерство сельского хозяйства РФ, целью деятельности Учреждения является осуществление государственного ветеринарного надзора на закрепленной территории, направленного на профилактику болезней и лечение животных, включая сельскохозяйственных (далее - животных), обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения от болезней, общих для человека и животных. Видами Учреждения являются: организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных; организация и проведение диспансеризации животных, различных диагностических исследований; контроль за выполнением ветеринарно-санитарных правил на животноводческих фермах, проведение мероприятий, направленных на повышение санитарного качества молока и других продуктов животноводства; проверка ветеринарно-санитарного состояния объектов животноводства, организаций, занимающихся закупкой, хранением и реализацией животноводческой продукции и другие ветеринарные мероприятия применительно к местным условиям.
Согласно Устава <данные изъяты>, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №), указанные в Уставе <данные изъяты> цели и виды деятельности сохранены.
Из Устава <данные изъяты> (далее - Учреждение), утвержденного ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №), следует, что целью деятельности Учреждения является ветеринарная деятельность, направленная на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных; предметом деятельности Учреждения является реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет виды деятельности, относящиеся к его основной деятельности - ветеринарная деятельность, в том числе: в случае возникновения инфекционных болезней животных, совместно с органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, крестьянско-фермерскими хозяйствами, владельцами животных и продуктов животноводства организует и проводит карантинные, ветеринарно-санитарные мероприятия с целью ликвидации очагов эпизоотии; организует и осуществляет ветеринарные мероприятия применительно к местным условиям.
Из представленной в материалы дела должностной инструкции заведующего <данные изъяты> ветеринарным пунктом <данные изъяты>, утвержденной начальником <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заведующий организует и проводит ветеринарно-профилактические мероприятия по предупреждению и ликвидации заболевания и падежа животных в хозяйствах и населенных пунктах обслуживаемой зоны, направленных на повышение продуктивности и качества продукции; проводит диагностические исследования, профилактические вакцинации, ликвидацию очагов опасных заразных болезней, амбулаторное лечение больных животных; организует и проводит предубойный осмотр скота; дает заключение о причинах падежа животных и принимает меры по его прекращению; проводит мероприятия по борьбе с яловостью маточного поголовья, осуществляет комплекс мероприятий направленных на выращивание полноценного здорового молодняка (л.д. №).
Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) (утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976) ветеринарное обслуживание относилось к отрасли сельское хозяйство.
Закон Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» под ветеринарией понимает область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно Постановлению Минтруда РФ от 29.12.1992 года № 64 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников агропромышленного комплекса РФ» в должностные обязанности ветеринарного фельдшера входило: проведение профилактических, ветеринарно-санитарных мероприятий по предупреждению заболеваний и падежа животных, а также лечение заболевшего скота и птицы; обеспечение ветеринарного благополучия ферм и хозяйств, а также животных, находящихся в личном пользовании; осуществление контроля за санитарным состоянием кормов, помещений, оборудования и инструмента, обеспечение проведения санитарной обработки животноводческих помещений; ветеринарное клеймение туш и шкур; оформление ветеринарных документов по приемке, карантированию, изоляции животных и сдачи их на убой; ведение учета поступления и расходования медикаментов, дезинфекционных средств и ветеринарного имущества, обеспечение их сохранности и иные.
В должностные обязанности заведующего ветеринарным пунктом и заведующего ветеринарным участком входило: организация и проведение ветеринарных мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных в населенных пунктах закрепленной зоны; оказание практической помощи ветеринарным специалистам колхозов и совхозов в проведении ветеринарных мероприятий; проведение диагностических исследований и иммунизация животных, ликвидация очагов особо опасных заразных болезней, амбулаторное и стационарное лечение больных животных; проведение предубойного осмотра животных, ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов убоя и клеймения мяса; выдача ветеринарных свидетельств и справок; осуществление ветеринарного надзора; дача заключения о причинах падежа скота и принятие мер к его предупреждению; ведение учета работы и представление установленной отчетности по ветеринарии и т.д.
Указанные выше должностные обязанности ветеринарного фельдшера, заведующего ветеринарным участком (пунктом) сохранены в действующем в настоящее время Едином квалификационном справочнике должностей, руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития от 15.02.2012 года № 126н.
В судебном заседании истец поясняла о выполнении ею в спорные периоды как ветеринарным фельдшером, заведующим ветеринарным пунктом (участком) задач, перечисленных в названных Типовых положениях о ветеринарном участке и ветеринарном пункте государственной ветеринарной сети, об участковой ветеринарной лечебнице в обслуживаемой зоне, в частности в колхозах <данные изъяты> в СХПК <данные изъяты> в СХПК «<данные изъяты> в СХПК <данные изъяты> и выполнении вышеприведенных должностных обязанностей ветеринарного фельдшера, заведующего ветеринарным участком (пунктом).
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, проанализировав задачи и функции, возложенные на <данные изъяты>, задачи и функции в соответствии с Типовыми Положениями о ветеринарном участке и ветеринарном пункте государственной ветеринарной сети, участковой ветеринарной лечебницы, районной ветеринарной станции (станции по борьбе с болезнями животных), учитывая то обстоятельство, что ветеринарный участок, участковая ветеринарная лечебница, ветеринарный пункт, в которых истец осуществляла трудовую деятельность в спорные периоды, находились в сельской местности и обслуживали сельскохозяйственных животных организаций, занятых сельским хозяйством (колхозы, СХПК), суд приходит к выводу, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец соответственно как ветеринарный фельдшер, заведующий ветеринарным пунктом (участком), была занята на работах по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных, следовательно, эти периоды работы подлежат зачету в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Доводы представителя ответчика о том, что истец помимо ветеринарного обслуживания сельскохозяйственных животных, также выполняла надзорные функции (экспертиза мяса, молока,) не влияют на право истца на зачет спорных периодов в стаж работы в сельском хозяйстве, ибо как достоверно установлено исследованными в судебном заседании доказательствами, в ежедневные обязанности истца в вышеназванных должностях и структурных подразделениях <данные изъяты> райСББЖ входило ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных животных. Более того, осуществление ветеринарно-санитарного надзора при реализации обслуживаемыми организациями (колхозом, СХПК) скота, продуктов животного происхождения также связано с необходимостью непосредственного осмотра животных, выявления у них заболеваний, то есть с ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд РФ осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года.
Судом установлено, что истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии по стажу работы в сельском хозяйстве ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Ответчиком при вынесении оспариваемого решения учитывались периоды работы истца в сельском хозяйстве продолжительностью 05 лет № месяц при требуемом 30 лет.
Исходя из разрешенных исковых требований, стаж работы истца в сельском хозяйстве составит более 30 лет: 5 лет № месяц + № года № месяцев № дней (суммарно периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + № лет № месяца № дней (период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + № лет № месяц № дней (период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом того, что необходимый для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона №400-ФЗ стаж работы в сельском хозяйстве истец выработала на дату обращения в Управление с заявлением о перерасчете пенсии, имеет регистрацию по месту жительства в сельской местности, является получателем страховой пенсии по старости, не осуществляет работу и (или) иную деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, суд приходит к выводу о наличии у нее права на установление названного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимые расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В подтверждение несения судебных расходов истцом представлена расписка, согласно которой Е. получил от Черновой С.Г. денежную сумму в размере № рублей за консультацию, составление искового заявления об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (л.д. №).
Исходя из изложенного, с учетом удовлетворения исковых требований истца, учитывая конкретные обстоятельства дела, сложность дела, объем и характер оказанной представителем истца юридической помощи, требование закона о разумных пределах при взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд полагает необходимым взыскать с Управления в пользу истца в счет возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя № рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении Черновой С.Г. повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонное) включить Черновой С.Г. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды работы ветеринарным фельдшером в <данные изъяты> ветеринарном участке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ветеринарным фельдшером в <данные изъяты> участковой ветеринарной лечебнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исполняющей обязанности заведующего <данные изъяты> ветеринарным пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и установить ей повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонного) в пользу Черновой С.Г. судебные расходы в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.