РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д.,
с участием:
представителя административного истца Туманова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-196/2021 по административному исковому заявлению Герасимова Сергея Владимировича к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Герасимов С.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В иске указал, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 432,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 678,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 502,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 94,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости составляет: в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 10.01.2019 года – 5 244 304 рубля 70 копеек; в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года – 7 037 688 рублей 24 копейки; в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 15.04.2012 года – 1 423 897 рублей 84 копейки; в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 15.12.2012 года – 6 949 705 рублей 65 копеек.
Согласно отчетам об оценке ООО «<данные изъяты>» от 30.11.2020 года №№ 02/11-20/1-1, 02/11-20/1-2, от 04.12.2020 года №№ 02/11-20/1-3, 02/11-20/1-4, рыночная стоимость объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости составляет: нежилого здания с кадастровым номером № – 3 666 515 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № – 2 572 849 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № – 661 841 рубль; нежилого здания с кадастровым номером № – 2 208 275 рублей.
Таким образом, кадастровая стоимость объектов недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, чем затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Герасимов С.В. просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий кадастровыми номерами: №, №, №, и установить кадастровую стоимость спорных нежилых зданий равной рыночной стоимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, на основании отчетов об оценке.
В судебном заседании представитель административного истца Туманов С.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представители: Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Правительство Самарской области, Администрация муниципального района Большеглушицкий Самарской области представили в суд письменные возражения, в которых просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
В письменных пояснениях филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Герасимову С.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 432,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 678,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 502,5 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, Большеглушицкий р-н, с Большая Глушица, ул. Чапаевская, д. 68б;
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 94,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10.11.2020 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10.01.2019 года и, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 10.11.2020 года № КУВИ-002/2020-37443508, кадастровая стоимость данного объекта по состоянию на 10.01.2019 г. составляет 5 244 304 рубля 70 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15.04.2012 года и, по состоянию на 06.06.2011 г. кадастровая стоимость данного объекта составляет 7 037 688 рублей 24 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 10.11.2020 года № КУВИ-002/2020-37443322, а также письмом от 24.12.2020 года № 16/3868-1-1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15.04.2012 года и, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 10.11.2020 года № КУВИ-002/2020-37443430, кадастровая стоимость данного объекта по состоянию на 15.04.2012 г. составляет 1 423 897 рублей 84 копейки.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15.12.2012 года и, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 10.11.2020 года № КУВИ-002/2020-37443356, кадастровая стоимость данного объекта по состоянию на 15.12.2012 г. составляет 6 949 705 рублей 65 копеек.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их действительной рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, Герасимов С.В. 15.12.2020 г. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения Герасимова С.В. в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, а также сведения, связанные с изменением их качественных или количественных характеристик, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости подлежит восстановлению.
Согласно статье 24.18 Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке, выполненные оценщиком ООО «<данные изъяты>» от 30.11.2020 года №№ 02/11-20/1-1, 02/11-20/1-2 и от 04.12.2020 года №№ 02/11-20/1-3, 02/11-20/1-4.
Из отчета № 02/11-20/1-1 усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 06.06.2011 года составила 3 666 515 рублей.
Из отчета № 02/11-20/1-2 усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 15.12.2012 года составила 2 572 849 рублей.
Из отчета № 02/11-20/1-3 усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 15.04.2012 года составила 661 841 рубль.
Из отчета № 02/11-20/1-4 усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 10.01.2019 года составила 2 208 275 рублей.
Исследовав указанные отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие – либо чрезвычайные обстоятельства.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорных объектов.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговые суждения о величине рыночной стоимости нежилых зданий основаны на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами: №, №, №, №, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчеты об оценке, подготовленные ООО «<данные изъяты>» от 30.11.2020 года №№ 02/11-20/1-1, 02/11-20/1-2 и от 04.12.2020 года №№ 02/11-20/1-3, 02/11-20/1-4, в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами: №, №, №, № по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 15.12.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Герасимова Сергея Владимировича – удовлетворить.
Восстановить Герасимову С.В. пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 432,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.01.2019 года в размере 2 208 275 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 678,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 3 666 515 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 502,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.12.2012 года в размере 2 572 849 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 94,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 года в размере 661 841 рубль.
Датой подачи Герасимовым С.В. административного иска в суд считать – 15.12.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: С.Н. Ласковская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2021 года.