Дело № 5-84/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
31 января 2019 года город Ульяновск
Мировой судья судебного участка № 2 Заволжского судебного района города Ульяновска Оленин И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ в отношении
Сайфутдинова Айрата Салихзяновича <ОБЕЗЛИЧЕНО> ранее привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л
11.01.2019 специалистом 1 разряда ИФНС России по Заволжскому районуг. Ульяновска <ФИО1> в отношении директора <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сайфутдинова А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, согласно которому директор <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сайфутдинов А.С. в нарушение пп.6 п.1 ст.23 НК РФ не явился 04.12.2018 в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска для предоставления пояснений по вопросу не представления налоговой декларации по форме 6-НДФЛ за 6 месяцев 2018 года и расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2018 года.
Директор <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сайфутдинов А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела он извещался надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла.
В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пп.6 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Срок и порядок предоставления налоговых деклараций и расчетов, определен Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
В судебном заседании установлено, что ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска 26.10.2018 направлено в адрес <ОБЕЗЛИЧЕНО>» уведомление № 63926 от 18.10.2018 о вызове 04.12.2018 налогоплательщика в ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска для предоставления пояснений по вопросу не представления налоговой декларации по форме 6-НДФЛ за 6 месяцев 2018 года и расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2018 года.
В установленный срок директор <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сайфутдинов А.С. в инспекцию не явился и пояснения не предоставил.
Согласно ч. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.
Согласно п.7 ст.431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Как следует из материалов дела должностное лицо налогового органа в качестве доказательств наличия в действиях директора <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сайфутдинова А.С. состава вмененного правонарушения, представило: уведомление о вызове налогоплательщика (с требованием о представлении пояснений) от 18.10.2018 № 63926, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на 05.12.2018 от 21.12.2018.
Представленные доказательства не подтверждают, что действия руководителя юридического лица, как с объективной, так и с субъективной стороны, носили умышленный характер и образуют состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.
В силу пп.7 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Согласно пп.4 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и налоговые органы относятся к органам, осуществляющим государственный надзор.
Следовательно, неявка в налоговый орган налогоплательщика, вызванного в налоговый орган на основании письменного уведомления, составленного по установленной форме, влечет применение административного наказания.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст.88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно п.4 указанной статьи налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Поэтому в рассматриваемой ситуации за неявку в налоговую инспекцию для представления пояснений в связи с непредставлением расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам за 6 месяца 2018 года ответственность, предусмотренная ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, применена быть не может.
Кроме того, согласно письму ФНС России от 17.07.2013 №АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» налоговым органам необходимо учитывать, что административная ответственность по ч.1 ст. 19.4 КоАП РФ применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Возможность требовать пояснений у налогоплательщика и налогового агента предусмотрена в общих положениях о правах налоговых органов.
ФНС России в своем Письме отмечает, что налоговые органы на основании пп.4 п.1 ст.31 Кодекса вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:
- в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;
- в связи с налоговой проверкой;
- в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
При этом согласно Письму вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):
1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3 ст. 88 Кодекса). Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы, и т.д. и т.п.;
3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документов и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
4) в иных случаях.
Данное право налоговых органов является общим и может быть реализовано вне рамок налоговых проверок.
Действующим налоговым законодательством не предусмотрено составление протокола или иного документа по итогам получения налоговым органом пояснений от налогоплательщика.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.15.6 КоАП РФ, влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.
Статьёй 15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
Статья 15.6. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
В п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по применению главы 15 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, даны разъяснения о том, что административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ. Субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане.
Родовым объектом ст.19.4. КоАП РФ является порядок управления, в то время как родовым объектом ст.ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ - общественные отношения в области налогов и сборов.
Из вышеизложенного следует, что неявка директора <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сайфутдинова А.С. для дачи пояснений по вопросу непредставления расчетов по форме 6-НДФЛ, по страховым взносам за 6 месяцев 2018 года не может повлечь ответственность по ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, мировой судья считает необходимым производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в виду отсутствия в действиях директора <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сайфутдинов А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.4. ч.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.7 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л :
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сайфутдинова Айрата Салихзяновича прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.
Мировой судья И.Г. Оленин