Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-2708/2022 от 11.04.2022

Петрозаводский городской суд Дело №5-2708/2022

г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2022-006377-19

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 мая 2022 года г. Петрозаводск

(Резолютивная часть постановления

объявлена 06 мая 2022 года)

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

Кмитто А. А.ндровны, <данные изъяты>

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Кмитто А.А. ДД.ММ.ГГГГ по адресу места регистрации: <адрес> в течение трех календарных дней со дня прибытия ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> на территорию Российской Федерации посредством воздушного транспорта в Международный аэропорт Пулково г.Санкт-Петербурга (рейс <данные изъяты>) в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина) не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в срок - по ДД.ММ.ГГГГ включительно, чем нарушила пп.2.2 п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».

В судебное заседание Кмитто А.А. не явилась, извещена о месте, дате и времени слушания дела надлежащим образом.

Защитник Манышева О.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что Кмитто А.А. извещена о месте, дате и времени рассмотрения дела, телеграмма получена ее матерью - Кмитто Е.В. Указала, что Кмитто А.А. не признает вину в совершении вменяемого правонарушения, при этом ей не известно, проходила ли Кмитто А.А. исследование на COVID-19 методом ПЦР после прибытия 05 мая 2021 года из Финляндской Республики, так как доверитель об этом ей не сообщила. Полагала, что действия Кмитто А.А. подлежат квалификации по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, трехмесячный срок давности привлечения по которой истек ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению. Указала, что при производстве по делу были существенно нарушены процессуальные требования, так как Кмитто А.А. не была извещена надлежащим образом о составлении протокола об административном правонарушении, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в г.Сочи и вернулась в г.Петрозаводск ДД.ММ.ГГГГ, тогда как извещение на протокол вручено по адресу ее регистрации ДД.ММ.ГГГГ матери – <данные изъяты>, которая не передавала извещение дочери, учитывая, что последняя не давала ей поручение на получение почтовой корреспонденции. Кроме того, протокол составлен неуполномоченный должностным лицом, так как в силу должностного регламента специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия <данные изъяты> не уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку такие полномочия предоставлены только должностным лицам отдела санитарного надзора.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в судебное заседание не явился, административный орган извещен о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В силу ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей

Согласно ст.10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ) граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Пунктом 3 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ предусмотрено, что порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (п.16 Перечня заболеваний).

В соответствии с пп.2.2 п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения), предписано в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).

В период с 07 июля 2021 года по 29 июля 2021 года положения подпункта 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 действовали в иной редакции, которая предусматривала обязанность гражданина в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, за исключением случая наличия вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19.

Вмененное Кмитто А.А. правонарушение связано с нарушением действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период осуществления на территории Республики Карелия ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поэтому правильно квалифицировано должностным лицом по специальной норме закона - ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, к которому относится административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, составляет один год. Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Кмитто А.А., имели место ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела судом срок давности привлечения к административной ответственности не истек, оснований для прекращения производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ не имеется.

Требования ч.1 ст.1.6 КоАП РФ предписывают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Положениями ч.3 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

По смыслу ч.1 ст.28.2 КоАП РФ обязательным доказательством состава административного правонарушения является протокол об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6).

Установлено, что поступивший в суд протокол об административном правонарушении в отношении Кмитто А.А. составлен 31 марта 2022 года специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия <данные изъяты> без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и защитника.

В соответствии с п.19 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностным лицам органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3 КоАП РФ.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09 февраля 2011 года №40 утвержден Перечень должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым специалисты-эксперты отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации определены в качестве лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

Таким образом, специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия <данные изъяты>, составившая протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, обладала соответствующими полномочиями, учитывая, что должностной регламент указанного должностного лица не ограничивает его полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предоставленные КоАП РФ.

Часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с ч.2 ст.25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

Определением от 09 марта 2022 года составление протокола об административном правонарушении в отношении Кмитто А.А. по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ назначено на ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия по адресу: <адрес> (л.д.12).

Кмитто А.А. извещалась о времени и месте составления протокола об административном правонарушении путем направления указанного определения заказным письмом по адресу регистрации: <адрес> (сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.13).

Согласно уведомлению о вручении заказного письма с почтовым идентификатором (л.д.14), почтовое отправление с определением от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте составления протокола об административном правонарушении вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.

Для проверки довода защиты о неполучении Кмитто А.А. извещения на составление протокола судом истребованы сведения Почты России. В ответ на судебный запрос УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области сообщило, что заказное письмо разряда «Административное» поступило в отделение почтовой связи Петрозаводск 185035 ДД.ММ.ГГГГ, было обработано и передано почтальону в доставку, согласно ст.32 ПОУПС. В связи с отсутствием адресата на момент доставки, почтовое отправление возвращено на хранение в ОПС 185035, извещение ф.22 опущено в почтовый ящик. 13 марта 2022 года РПО , согласно объяснительной начальника ОПС Петрозаводск 185035 вручено по упрощенной системе вручения ПЭП (простой электронной подписи) М. без доверенности.

В соответствии с пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года №234, вручение почтовых отправлений адресатам (уполномоченным представителям) осуществляется при условии предъявления документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе).

Вручение регистрируемых почтовых отправлений с заказным уведомлением о вручении осуществляется в соответствии с Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного Приказом ФГУП «Почта России» от 07 марта 2019 года №98-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений».

Пунктом 3.3 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 05 декабря 2014 года № 423-п (действовавшим до издания приказа ФГУП «Почта России» от 07 марта 2019 г. №98-п) было предусмотрено, что при отсутствии адресата такие письма и бандероли могут вручаться совершеннолетним лицам, проживающим совместно с адресатом без доверенности, по предъявлении одного из документов, указанных в Приложении к настоящим Особым условиям. При этом в уведомлении о вручении регистрируемого почтового отправления ф. 119 и в извещении ф. 22 указывается лицо, которому вручено отправление разряда «Судебное», с соответствующими отметками о степени родства.

При этом Приказом ФГУП «Почта России» от 07 марта 2019 года № 98-п вручение совершеннолетним лицам, проживающим совместно с адресатом, заказной корреспонденции не предусмотрено.

Принимая во внимание изложенное, судья полагает, что требования Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений при вручении уведомления о составлении протокола об административном правонарушении в отношении Кмитто А.А. соблюден не был, что также подтверждается сообщением руководителя отдела по работе с обращениями УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области <данные изъяты> от 05 мая 2022 года , в котором указано на допущенные нарушения при вручении почтовых отправлений на имя Кмитто А.А. Таким образом, полученное членом семьи (матерью) Кмитто А.А. - М. определение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении применительно к требованиям ст.25.15 КоАП РФ не может быть признано надлежащим извещением Кмитто А.А. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, учитывая, что последняя не давала своей матери поручение на получение почтовой корреспонденции, адресованной ей, и указанное уведомление Кмитто А.А. фактически не вручено.

При таких обстоятельствах не имеется оснований, которые позволяли бы считать Кмитто А.А. извещенной надлежащим образом о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении.

Никаких иных доказательств, подтверждающих надлежащее извещение привлекаемого лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.

Следовательно, Кмитто А.А. была лишена возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы, представлять возражения и доказательства относительно вменяемого ей в вину правонарушения, в результате чего были допущены нарушения принципов законодательства об административных правонарушениях.

Кроме того, сопроводительным письмом от 31 марта 2022 года копия протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ направлена Кмитто А.А. по адресу регистрации заказным письмом с почтовым идентификатором . По сведениям УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, предоставленным по запросу суда, заказное письмо поступило в отделение почтовой связи Петрозаводск 185035 – ДД.ММ.ГГГГ, было обработано и передано почтальону в доставку, согласно ст.32 ПОУПС. В связи с отсутствием адресата на момент доставки, почтовое отправление возвращено на хранение в ОПС 185035, извещение ф.22 опущено в почтовый ящик. 08 апреля 2022 года РПО , согласно объяснительной начальника ОПС Петрозаводск 185035 вручено по упрощенной системе вручения ПЭП (простой электронной подписи) М. без доверенности.

Согласно отметкам о пересечении границы, имеющимся в заграничном паспорте <данные изъяты> на имя Кмитто А. А.ндровны, ДД.ММ.ГГГГ Кмитто А.А. выехала с территории Российской Федерации через автомобильный пункт пропуска «Торфяновка» и въехала обратно ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент получения Кмитто Е.В. почтового отправления с копией протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Кмитто А.А. на территории Российской Федерации отсутствовала.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Кмитто А.А. составлен должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия <данные изъяты> с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ.

Нарушение процессуальных требований КоАП РФ, допущенное должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности Кмитто А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, судья приходит к выводу о том, что факт нарушения Кмитто А.А. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенного в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), материалами дела не подтвержден, ввиду отсутствия надлежащих доказательств совершения 09 мая 2021 года привлекаемым лицом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

Учитывая, что в настоящее время утрачена возможность устранения допущенных нарушений, так как по смыслу положений ст.ст.29.1 и 29.4 КоАП РФ возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол, допускается только на стадии подготовки дела к рассмотрению, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Кмитто А.А. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кмитто А. А.ндровны прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).

Судья О.В. Кайгородова

5-2708/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
Кмитто Алла Александровна
Другие
Манышева Ольга Ивановна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кайгородова Ольга Владимировна
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
11.04.2022Передача дела судье
12.04.2022Подготовка дела к рассмотрению
29.04.2022Рассмотрение дела по существу
06.05.2022Рассмотрение дела по существу
06.05.2022Изготовлено постановление о прекращении в полном объеме
12.05.2022Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
16.05.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
17.05.2022Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
28.05.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
07.07.2022Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее