Судья Разуваева Е.А. Дело № 7а-141/2021
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 24 марта 2021 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Уваровой Натальи Венедиктовны на постановление судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 04 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Уваровой Натальи Венедиктовны,
установил:
21 ноября 2020 года УУП ОУУП и ПДН пункта полиции № 1 «Родники» отдела полиции № 4 «Калининский» Управления МВД России по городу Новосибирску Козловским В.В. составлен протокол 54 АП № 533729 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Уваровой Н.В.
Дело об административном правонарушении передано в Калининский районный суд города Новосибирска.
Постановлением судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 4 февраля 2021 года Уварова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, Уварова Н.В. приводит доводы о незаконности вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что судьей не мотивирован отказ в удовлетворении ходатайства о признании протокола об административном правонарушении недопустимым.
Судья оставил без внимания доводы, что административное расследование фактически не проводилось, а также наличие в документах описок.
Утверждает, что судьей неверно применены нормы права. Постановление Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года № 72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области» не устанавливает правила поведения для граждан и не обязывает использовать маску. Пункт 1 Постановления Губернатора Новосибирской области от 27 марта 2020 года № 43 «О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации» относится к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а не к гражданам, носит рекомендательный характер. Пункт 8.1 указанного Постановления только рекомендует гражданам ограничить посещение мест массового скопления людей и поездки на общественном транспорте.
Кроме того, судьей в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ, не были учтены причины и условия, способствующие совершению правонарушения, а именно, что заявитель является безработной, имеет на иждивении престарелую мать – инвалида, в ломбард она шла, чтобы выручить денег, не могла использовать маску, так как не имела средств на ее приобретение, работница ломбарда не предложила ей использовать какую-либо другую маску или другой выход из сложившейся ситуации. Тем самым, заявитель считает, что она находилась в состоянии крайней необходимости, что исключает административное правонарушение. При этом в помещении она находилась одна, что подтверждает фотография, имеющаяся в материалах дела.
Просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Жалоба рассмотрена судьей областного суда в отсутствие Уваровой Н.В., поскольку она была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явилась. Ходатайство об отложении не представила.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения является предупреждением чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее Указ Президента РФ от 02 апреля 2020 года №239) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки регламентировано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 11 мая 2020 года №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 1 указанных Правил, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение указанных актов органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение данных правил поведения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") (пункт 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года №72-п на территории Новосибирской области с 14 часов 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Губернатором Новосибирской области 31 марта 2020 года было принято постановление № 48 «Об отдельных ограничительных мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
В силу пункта 2 данного постановления в редакции от 28 октября 2020 года № 194, гражданам, находящимся на территории Новосибирской области, предписано пользоваться гигиеническими масками, в том числе при посещении аптек и аптечных пунктов, помещений (площадей) специализированных объектов розничной торговли, других организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с обслуживанием (оказанием услуг) населения, деятельность которых не приостановлена; территориальных органов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области; зданий (строений, сооружений) автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, аэропортов; зданий (строений, сооружений), помещений, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых не приостановлена; иных общественных мест.
Как следует из материалов дела, 21 ноября 2021 года в 18 часов 00 Уварова Н.В. в нарушение приведенных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественного порядка, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, находилась в помещении ломбарда «Просто Ломбард+ Займы», расположенном по адресу: город Новосибирск, ул. Рассветная, д. 11б, без гигиенической маски.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Уваровой Н.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 54 АП № 533729 от 21 ноября 2020 года (л.д. 2); рапортом УУП ОУУП и ПДН пункта полиции № 1 «Родники» отдела полиции № 4 «Калининский» УМВД России по г. Новосибирску (л.д. 10), объяснением свидетеля ФИО 1 (л.д. 7), в которых она указала, что она находилась на своем рабочем месте около 18.00, пришла женщина без гигиенической маски, женщине было отказано в обслуживании; фотоматериалом (л.д. 9).
Всем исследованным и представленным доказательствам судьей районного суда при принятии решения в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений статей 2, 16, 18, 32, 37 Закона Новосибирской области «О нормативных правовых актах Новосибирской области» от 07 декабря 2006 года №80-ОСД, вышеуказанные Правила поведения, закрепленные в постановлении Губернатора Новосибирской области и постановлении Правительства Новосибирской области во исполнение Указов Президента РФ от 02 апреля 2020 года №239 и от 11 мая 2020 года №316, являются правилами поведения, обязательными для исполнения всеми находящимися на территории Новосибирской области органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Доводы Уваровой Н.В. о том, что протокол об административном правонарушении был составлен на основании административного расследования, которое фактически не проводилось, не свидетельствуют о наличии процессуальных нарушений при составлении протокола.
Проведение административного расследования допускается после выявления административного правонарушения в областях законодательства и статьях, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно названной выше норме КоАП РФ в случаях, если после выявления административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, или административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, например, предусмотренных статьей 6.3 КоАП РФ, возникла необходимость осуществления комплекса требующих значительных временных затрат процессуальных действий, может быть проведено административное расследование.
При этом согласно части 2 статьи 28.7 КоАП РФ вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором.
С учетом изложенного, проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ, не является обязательным, а вопрос о проведении такого расследования решается лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении в зависимости от необходимости осуществления процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (covid-19) № 2, вопрос 20).
Таким образом, оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым по мотивам, что фактически административное расследование не проводилось, не имеется.
При этом судья областного суда отмечает, что указанные обстоятельства не отразились на законности вынесенного постановления, в том числе подсудности рассмотрения дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен в установленный законом срок, подписан уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела. Протокол составлен в присутствии Уваровой Н.В., которой разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ, статьи 25.1 КоАП РФ, она ознакомлена с протоколом об административном правонарушении, что подтверждается ее подписью в соответствующих графах.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом в отношении Уваровой Н.В. были созданы условия для реализации прав, предусмотренных законом, и указанные права реализованы Уваровой Н.В. по своему усмотрению.
Ставить под сомнение достоверность сведений, изложенных в процессуальных документах должностным лицом, не имеется. Факт наделения указанного лица государственно-властными полномочиями, не может служить поводом, не доверять составленным им процессуальным документам, которые судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и совокупности представленных доказательств, ни одно из которых не имеет заранее установленной силы.
Судья областного суда соглашается с доводами заявителя о необоснованной ссылке судьи районного суда на пункты 1, 8.1 Постановления Губернатора Новосибирской области от 27 марта 2020 года № 43 «О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации», поскольку данные пункты содержались в указанном постановлении до 15 ноября 2020 года.
Вместе с тем, правила поведения, предусматривающие обязанность граждан использовать гигиеническую маску, на момент выявления правонарушения, содержались также в постановлении Губернатора Новосибирской области №48 от 31 марта 2020 года. Ссылка на нарушение требований данного нормативного правового акта содержится в протоколе об административном правонарушении.
С учетом изложенного, выводы судьи районного суда о том, что Уваровой Н.В. допущено нарушение правила поведения, выразившееся в неиспользовании гигиенической маски в помещении организации, деятельность которой не приостановлена, являются правильными, и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 1 КоАП РФ.
Действия Уваровой Н.В. по указанной норме квалифицированы судьей в соответствии с установленными обстоятельствами (предъявленного обвинения) и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам заявителя, объективных данных, подтверждающих нахождение Уваровой Н.В. в состоянии крайней необходимости и наличие опасности, непосредственно угрожающей ее личности и правам, не имеется, в связи с чем основания для применения положений статьи 2.7 КоАП РФ отсутствуют.
Наличие в материалах описок, на которые ссылается заявитель, не отразилось на всесторонности, полноте и объективности рассмотрения настоящего дела.
Постановление судьи районного суда соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. При производстве по делу об административном правонарушении судьей были соблюдены требования закона о всестороннем, объективном и правильном рассмотрении дела. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Уваровой Н.В. с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, согласно санкции части 1 статьи 20.6.1 настоящего Кодекса, в минимальном размере.
Выводы судьи районного суда относительно вопросов назначения административного наказания в виде административного штрафа являются мотивированными.
Заявитель, указывая данные о своей личности, приводит доводы о наличии оснований для освобождения от соблюдения установленных правил поведения. Вместе с тем, таких оснований не имеется, в связи с чем доводы жалобы заявителя в указанной части подлежат отклонению.
Правовых оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным согласно статье 2.9 КоАП РФ также не имеется.
По существу доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судьей районного суда и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных фактических обстоятельств дела, связанных с совершением вмененного правонарушения. Иная оценка лицом, привлеченным к административной ответственности, обстоятельств дела не свидетельствует об ошибочности выводов судьи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 04 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Уваровой Натальи Венедиктовны, оставить без изменения, жалобу Уваровой Н.В. — без удовлетворения.
Судья