УИД: №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года г. Октябрьск
Октябрьский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Баринова М.А., при секретаре Молодкиной О.В., с участием истца Габаева Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Габаева Е.Д. к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Габаев Е.Д. обратился в суд с иском к ООО «ЭкоСтройРесурс»о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В судебном заседании истец Габаев Е.Д. исковые требования поддержал в полном объеме и показал, что с 1983 года является собственником дома по адресу: <адрес>. Ранее в доме проживали его дети. Сейчас 10 лет в доме никто не проживает. Он посещает дом летом, использует его под дачу, сажает огород. Он проживает по другому адресу в квартире и там оплачивает коммунальную услугу за обращение с твердыми коммунальными отходами. В доме он не должен оплачивать коммунальную услугу за обращение с твердыми коммунальными отходами, так как он там не проживает и мусора в нем нет. Ответчик в одностороннем порядке, не оповестив его, составил договор на вывоз мусора. Просит расторгнуть договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Представитель ответчика ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие своего представителя, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление Габаева Е.Д., из которого следует, что исковые требования не признают, просят отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации г.о. Октябрьск в судебное заседание не явился, просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие своего представителя, вынести решение на усмотрение суда.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 210 ГК РФ, ч.ч. 3, 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Согласно ч. 4 ст. 24.7Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354) в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области, в том числе г.о. Октябрьск, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения.
Пунктом 148(36) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п. 56(2) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст. 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22). Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 (далее - Правила № 1156), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах.
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».
Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п. 1 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
В соответствии со ст.307-328 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, в установленный срок, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу ч. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что Габаев Е.Д. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.05.2013 и выпиской из ЕГРН от 08.02.2021.
Ответчик ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 года осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области с 01.01.2019 года.
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018г..
Обязанность по дополнительному информированию собственников жилых помещений о необходимости заключения договора на обращение с ТКО помимо размещения данной информации на официальном сайте Законом на Регионального оператора не возложена.
Кроме того, информация о том, что ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области была опубликована в газете «Волжская коммуна».
Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019г., то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Такм образом, определяющим фактором для признания лица потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО является наличие права собственности на жилое помещение и непрерывность оказания данной услуги.
Согласно схеме размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке по <адрес> в 20 метрах установлена ближайшая к адресу объекту недвижимости, находящегося в собственности истца, контейнерная площадка, находящаяся по <адрес>.
В период с 01.01.2019 г. ответчик начисляет истцу плату за коммунальную услугу - обращение с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно п. 148 (30) Правил № 354 по формуле 9 (2).
Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что за период с 01.01.2019 по 31.01.2021 за истцом числится просроченная задолженность за оказанную услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес> в размере 5 488,50 руб..
Истец данную задолженность не оплатил.
Доводы истца о том, что он не должен платить за оказанную услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, <адрес>, поскольку он проживает по другому адресу в квартире и там оплачивает услугупо обращению с ТКО, основаны на неверном толковании правовых норм.
Временное отсутствие собственника по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения не является основанием для перерасчета размера платы, так как на основании вышеизложенных правовых норм и правил такое отсутствие не снимает необходимость исполнения возложенных обязанностей.
Довод истца о том, что он не пользуется услугами ООО «ЭкоСтройРесурс»по обращению с ТКО, вместе с тем, указывая, что использует дом по <адрес> под дачу, сажает там огород, суд отклоняет, поскольку доказательств, подтверждающих, что истец самостоятельно осуществляет вывоз ТКО, образующегося при посадке и сборе урожая с огорода, не нарушая требования федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, истцом, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств о заключении соответствующих договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со сторонними организациями и систематической утилизации бытовых отходов. Материалы дела таких доказательств не содержат.
Освобождение от задолженности за услугу по обращению с ТКО возможно только при отсутствии образования ТКО в спорный период, что возможно при отсутствии в занимаемом жилом помещении собственников, проживающих лиц. Иное указывает на обравзование отходов в жилых помещениях истца, их накопление, транспортирование, размещение, в связи с чем услуга по обращению с ТКО подлежит оплате.
В ходе рассмотрения настоящего дела нашел подтверждение факт оказания ООО «ЭкоСтройРесурс» услуг по обращению с ТКО на территории <адрес> г.о. Октябрьск Самарской области, начиная с 01.01.2019г..
Доказательств не оказания либо ненадлежащего оказания ответчиком данной услуги истцом не представлено.
Как следует из материалов дела, Габаев Е.Д. не обращался к ответчику с требованием о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в их совокупности и на основании вышеприведенных правовых норм, оснований для удовлетворения исковых требований Габаева Е.Д. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Габаева Е.Д. к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Решение в окончательном виде принято 01 марта 2021 года.
Председательствующий: судья М.А. Баринов