74RS0014-01-2023-001615-49
Дело № 2-1604/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Верхний Уфалей 28 июля 2023 года
Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Шуниной Н.Е.
при секретаре Крапивиной Е.А.
с участием заместителя прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области Самойловой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г. Верхнего Уфалея в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеуфалейского городского округа, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 12» о выделении финансирования на установку устройства молниезащиты и установке устройства молниезащиты
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Верхнего Уфалея обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Верхнеуфалейского городского округа, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12») о выделении финансирования на установку устройства молниезащиты и установке устройства молниезащиты.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города Верхнего Уфалея в рамках проведения мониторинга исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательных организациях установлено нарушение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» требований действующего законодательства о пожарной безопасности.
Отсутствие устройства молниезащиты в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности объекта, создает угрозу для наступления несчастных случаев и нанесения травм.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства, обеспечения обучающихся безопасности во время пребывания в образовательном учреждении.
Ранее в связи с вышеуказанными нарушениями закона, прокуратурой города директору МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, но требования, изложенные в представлении не исполнены, нарушения федерального законодательства до настоящего времени не устранены.
Просит обязать Администрацию Верхнеуфалейского городского округа выделить финансирование на установку устройства молниезащиты (разработка проектно-сметной документации, получение госэкспертизы, монтаж) из средств местного бюджета в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» выполнить мероприятия по исполнению пожарной безопасности - установить устройство молниезащиты здания образовательной организации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области Самойлова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Представили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по заявленным требованиям не представили.
Представитель ответчика - Администрации Верхнеуфалейского городского округа, в судебном заседании участия не принимал, в письменном отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признают, поскольку для исполнения требований необходимы существенные финансовые затраты.
Представитель третьего лица - Управления образования Верхнеуфалейского городского округа, в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Возражений не представили.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает требования прокурора г. Верхнего Уфалея подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указанно, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
По смыслу статей 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» номер СО 153-34.21.122-2003 предусмотрено, что устройство молниезащиты - система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Она включает в себя внешние и внутренние устройства. Устанавливается на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Отсутствие устройства молниезащиты в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности объекта, создает угрозу для наступления несчастных случаев и нанесения травм.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - (далее Закон 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 17 Закона 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Верхнего Уфалея в рамках проведения мониторинга исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательных организациях установлено нарушение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» требований действующего законодательства о пожарной безопасности.
Установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» осуществляет деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования в Верхнеуфалейском городскому округу.
Прокуратурой города вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности, причин и условий им способствующих: 23.06.2023 года директору МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12». Меры к устранению нарушений законодательства не приняты.
Согласно Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» учредителем и собственником образовательной организации является муниципальное образование «Верхнеуфалейский городской округ», от имени которого действует Управление образования Верхнеуфалейского городского округа.
Согласно Положения об Администрации Верхнеуфалейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 31.01.2017 г. № 216 Администрация округа является органом местного самоуправления, выполняющим исполнительно-распорядительные функции на территории Верхнеуфалейского городского округа по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Челябинской области.
В рамках полномочий Администрация Верхнеуфалейского городского округа: организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Глава округа является высшим должностным лицом Верхнеуфалейского городского округа и наделяется Уставом Верхнеуфалейского городского округа собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе обеспечивает на территории городского округа исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления городского округа.
Таким образом, возложение на Администрацию Верхнеуфалейского городского округа обязанности выделить финансирование на установку устройства молниезащиты (разработка проектно-сметной документации, получение госэкспертизы, монтаж), не противоречит закону и соответствует содержанию их компетенции.
Прокурор просит установить для устранения указанных нарушений срок для ответчиков - Администрации Верхнеуфалейского городского округа, в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для ответчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Указанные сроки суд считает разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При наличии препятствий для исполнения решения суда, ответчики вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного решения.
Исходя из изложенного, суд считает, что требования прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеуфалейского городского округа, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 12» о возложении обязанности выделить финансирование на установку устройства молниезащиты из средств местного бюджета удовлетворить.
Обязать Администрацию Верхнеуфалейского городского округа выделить финансирование на установку устройства молниезащиты (разработка проектно-сметной документации, получение госэкспертизы, монтаж) из средств местного бюджета в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» выполнить мероприятия по исполнению пожарной безопасности - установить устройство молниезащиты здания образовательной организации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление прокурором в апелляционном порядке в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Верхнеуфалейский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда окончательной форме.
Председательствующий: Н.Е. Шунина
Решение принято в окончательной форме 04 августа 2023 года.
Судья: Н.Е. Шунина