Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1023/2020 ~ М-336/2020 от 17.02.2020

78RS0007-01-2020-000536-17                                    г. Санкт-Петербург

Дело № 2-1023/2020                                                               05 октября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего Гусаровой А.А.,

с участием прокурора Долгих Т.А.,

при секретаре Еременко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу к Стрильчуку ФИО9, Стрильчук ФИО10, ФИО4, ФИО5, ФИО2 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении,

у с т а н о в и л:

ГУ МЧС по г. Санкт-Петербургу обратился в суд с иском к Стрильчуку В.В., Стрильчук Е.Г., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, воспользовавшись предусмотренным ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом, просит о признании их утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и выселении их из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета.

В обоснование иска указано, что ответчики проживают в данном жилом помещении, являющимся служебным, трудовые отношения, в связи с которыми жилое помещение было предоставлено Стрильчуку В.В. и членам его семьи, прекращены, право пользования тем самым тоже прекратилось и ответчики, добровольно помещение не освобождающие, подлежат выселению.

Истец направил в судебное заседание представителя, который поддержал заявленные исковые требования.

Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом по месту жительства, на основании ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

При этом ходатайство Стрильчук Е.Г. об отложении судебного заседания было оставлено без удовлетворения, поскольку суду какие-либо доказательства невозможности явки, в том числе листок нетрудоспособности, представлены не были, тогда как телефонный звонок, в котором было заявлено данное ходатайство, был совершен Стрильчук Е.Г. 02.10.2020 в 12-15 час., и она располагала временем для представления доказательств до даты судебного заседания по делу, обязанность представления доказательств до даты судебного заседания была разъяснена помощником судьи, принявшим телефонограмму, листок нетрудоспособности выдается непосредственно при первичном обращении за медицинской помощью в связи заболеванием. При этом судом принято во внимание, что по делу состоялись предварительное судебное заседание 01.06.2020, судебные заседания 22.06.2020, 03.08.2020, 14.09.2020, 05.10.2020, ни на одно из которых Стрильчук Е.Г. не явились, не направила возражения по иску, не представила доказательства. Ранее ходатайства об отложении судебных заседаний заявлял ответчик Стрильчук В.В. (супруг Стрильчук Е.Г.), в отношении каждого судебного заседания, соответствующие ходатайства были удовлетворены трижды, однако Стрильчук В.В. не явился в судебное заседание и не представил доказательства и возражения по иску. Указанное свидетельствует о злоупотреблении процессуальными правами. Невозможность соответствующего злоупотребления разъяснена неоднократно, в том числе представителю ответчика.

При этом ответчики за весь период рассмотрения дела уклоняются от получения направляемых почтовой корреспонденцией судебных извещений при том, что совершеннолетним ответчикам известно о нахождении дела в производстве суда. При данном положении у суда не было оснований для рассмотрения дела в порядке заочного производства. Однако, указанное не исключает наступление последствий, предусмотренных ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Третье лицо ГУ МВД по Санкт-Петербургу в судебное заседание представителей не направило, извещено, в том числе с учетом ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, учитывая заключение органа опеки и попечительства о том, что выселении несовершеннолетних ответчиков не будет способствовать их интересам, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, который на основании ч. 2 той же статьи в зависимости от формы собственности подразделяется на: частный жилищный фонд; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд.

На основании ч. 3 названной статьи в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV названного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд; 4) жилищный фонд коммерческого использования.

В силу ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе служебные жилые помещения.

На основании ч. 2 той же статьи в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В соответствии с ч. 2 этой статьи специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (часть 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Согласно ч. 2 названной статьи специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

На основании ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 этого кодекса и частью 2 названной статьи.

Судом установлено, что 12.07.2013 Стрильчук В.В. составом семьи из 5 человек принят на учет нуждающихся в служебном жилом помещении в г. Санкт-Петербурге (л.д. 45-46).

30.10.2013 между Северо-Западным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, действующим от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, на основании уведомления о государственной регистрации права (запись регистрации от 08.10.2013), как наймодателем и Стрильчуком В.В. как нанимателем, на основании решения о предоставлении жилого помещения от 12.07.2013, заключен договор найма служебного жилого помещения , по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, состоящее из трехкомнатной квартиры общей площадью 86,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем (л.д. 14-17). Жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы, договор заключен на время прохождения службы (п.п. 2, 5). Совместно с нанимателем вселяются члены его семьи: супруга Стрильчук Е.Г., сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (п. 4). Пунктом 18 договора предусмотрено, что он прекращается в связи с истечением срока трудового договора (подп. 3), с окончанием срока службы (подп. 4), с истечением срока пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности (подп. 5). При расторжении или прекращении договора в связи с этими основаниями наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение, в случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 19).

Также 30.10.2013 сторонами названного договора подписан акт приема-передачи служебного жилого помещения по названному адресу (л.д. 19).

Квартира <адрес> к специализированному жилищному фонду МЧС России приказом Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 28.10.2013 (л.д. 21-23).

Квартира находится в оперативном управлении Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу на основании распоряжения о перераспределении федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Северо-Западным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.12.2018 № (л.д. 25-27).

Ответчики зарегистрированы в названном жилом помещении по месту жительства (л.д. 67).

Наименование улица «<адрес>» изменено на «<адрес>» на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.06.2017 № 474 (л.д. 67).

Как следует из выписки из протокола от 16.10.2014 заседания комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, <данные изъяты> Стрильчук В.В., <данные изъяты> (по <адрес> г. Санкт-Петербурга) управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (рапорт от ДД.ММ.ГГГГ ) согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в ГПС с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составила 17 лет 08 мес. 29 дней. Состав семьи 5 человек: сам, супруга Стрильчук Е.Г., сын ФИО3, сын ФИО5, дочь ФИО2 Зарегистрированы по адресу: <адрес>, в трехкомнатной служебной квартире согласно договору найма служебного жилого помещения от 30.10.2013 . Согласно уведомлениям из ЕГРН на территории Российской Федерации не зарегистрированы права на объекты недвижимого имущества за Стрильчуком В.В., членами его семьи. Имеет право на приоритетное получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании ч. 4 п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 , право на дополнительную общую площадь жилого помещения не имеет. Решением комиссии Стрильчук В.В. принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 05.06.2014 с совместно проживающими членами семьи в количестве 5 человек (л.д. 195).

Как следует из послужного списка Стрильчука В.В., он проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 210), уволен со службы в соответствии с Федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по п. 4 ч. 2 ст. 83 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с выслугой лет 22 года 00 мес. 00 дней, в льготном исчислении 23 года 09 мес. 17 дней, с выплатой выходного пособия и пособия за неиспользованный отпуск на основании приказа ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу от 30.08.2018 (л.д. 55-60, 213).

03.10.2018, исх. , Северо-Западным региональным центром МЧС России, а также 29.05.2019, исх. ; 10.10.2019, исх. , Главным управлением МЧС России по г. Санкт-Петербургу Стрильчуку В.В. направлено уведомление о необходимости освободить занимаемое жилое помещение в связи с увольнением (л.д. 31, 33, 35).

Согласно выписке из приказа начальника Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербург от 17.10.2018 ДСП с 29.12.2018 Северо-Западный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ликвидирован, его правопреемником назначено ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу (л.д. 224).

Поскольку установлено, что Стрильчук В.В. уволен из органов МЧС, в связи со службой в которых ему было предоставлено спорное жилое помещение на период такой службы, то договор найма служебного жилого помещения прекратил своё действие, что является основанием утраты Стрильчуком В.В. и членами его семьи права пользования этим жилым помещением, и ответчики обязаны освободить его по требованию представителя наймодателя. Такие требования были направлены, оставлены без удовлетворения, из материалов дела следует, что ответчики продолжают проживать в квартире, в связи с чем имеются основания для их выселения в судебном порядке.

В пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ. В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (часть 3 статьи 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (часть 2 статья 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания части 2 статьи 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.

Установленных положениями ч. 2 ст. 103 ЖК РФ суд не усматривает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 897 утверждено Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Типовое положение).

Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 Типового положения, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Между тем установленный данным Положением порядок распоряжения жилыми помещениями не распространяет свое действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы. На ответчика, относившегося к сотрудникам противопожарной службы, распространяются нормы законодательства, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, и применение к спорным правоотношениям Типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 897, безосновательно. Соответствующая правовая позиция нашла отражение в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2017 № 15-КГ16-11.

При таком положении ответчики подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга в отношении ответчиков принято решение о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – распоряжение от 05.12.2018 (л.д. 112).

Однако, сам по себе факт нуждаемости ответчиков в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не порождает у них право получения занимаемого ими служебного жилого помещения на условиях социального найма или право пользования им, поскольку обеспечение граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в другом порядке.

При таком положении исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» решение суда является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства в случае признания его утратившим право пользования жилым помещения.

На основании ст. 103 ГПК РФ при этом с ответчиков Стрильчука В.В. и Стрильчук Е.Г. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере по 300 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать Стрильчука ФИО11, Стрильчук ФИО12, ФИО4, ФИО5, ФИО2 утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить Стрильчука ФИО14, Стрильчук ФИО13, ФИО4, ФИО5, ФИО2 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Настоящее решение суда является основанием для снятия Стрильчука ФИО15, Стрильчук ФИО16, ФИО4, ФИО5, ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Взыскать со Стрильчука ФИО17 и Стрильчук ФИО18 государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга по 300 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с даты его изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.

Председательствующий

Решение в окончательном виде принято 08.10.2020.

2-1023/2020 ~ М-336/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу
Прокуратура Колпинского района Санкт-Петербурга
Ответчики
Стрильчук Елена Геннадьевна
Стрильчук Вадим Владимирович
Информация скрыта
Другие
ГУ МВД по Санкт-Петербургу
Орган опеки и попечительства МА ВМО г. Колпино
Суд
Колпинский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Гусарова Александра Алексеевна
Дело на странице суда
klp--spb.sudrf.ru
17.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.03.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Предварительное судебное заседание
29.05.2020Производство по делу возобновлено
01.06.2020Предварительное судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
03.08.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
08.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее