№2а-110/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2019 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Свинкиной М.Л.
при секретаре Теребовой А.В.
с участием административного истца Ефремова В.И.,
представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России Ломонос Е.Г.,
представителя административного ответчика Филиала «Больницы №1» ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России Исаковской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ефремова В.И. к ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России, Филиалу «Больницы №1» ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия о признании действий незаконными и обязании принять меры по оказанию соответствующей медицинской помощи,
у с т а н о в и л :
Ефремов В.И. обратился в суд по тем основаниям, что отбывает наказание в ФКУ ИК №1 УФСИН России по Республике Карелия, имеет ряд хронических заболеваний, в данной связи направлялся в Филиал «Больницы №1» ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России для обследования и лечения, неоднократно обращался к руководству ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России с просьбой о проведении полного обследования для проведения медико-социальной экспертизы и решения вопроса о трудоспособности, а также установления точного диагноза имеющихся заболеваний, решения вопроса о наличии противопоказаний для проведения операции, которое в отсутствие результатов ЭХО КТ, кардиомониторинга и консультации врача-кардиолога невозможно. Требуемое ему обследование в Филиале «Больницы №1» ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России не проводится, поскольку отсутствует соответствующее оборудование и врач-кардиолог. Указывает, что просил о проведении обследования за свой счет в ином лечебном учреждении, в чем ему было отказано. Обследование до настоящего времени не проведено. В связи с ухудшением здоровья его в декабре 2018 года вновь направляли в Филиал «Больницы №1» ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России, однако необходимое обследование вновь не провели, этапировали обратно ФКУ ИК №1. Полагает, что в связи с тем, что ему не была оказана необходимая медицинская помощь, нарушены его права, его здоровье ухудшилось. Просит признать бездействие Филиала «Больницы №1» ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России незаконным, обязать ответчика провести в ближайшее время необходимое обследование: ЭХО КТ, кардиомониторинг, обследовать его у врача-кардиолога, а также подготовить документы для подачи заявления на медико-социальную экспертизу.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России и УФСИН России по Республике Карелия.
В судебном заседании административный истец Ефремов В.И. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что о том, что заявления о прохождении медицинского обследования за свой счет необходимо писать не в адрес лечебного учреждения, а в учреждение исполнения наказания, в котором он отбывает наказание, ему было неизвестно. Требуемую ему медицинскую помощь он до настоящего времени не получил.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России Ломонос Е.Г. исковые требования не признала, поскольку состояние здоровья Ефремова В.И. является удовлетворительным, его лечащим врачом составлен план лечения, определена необходимость проведения ЭХО – кардиографии, суточного мониторирования ЭКГ и консультации врача-кардиолога. Экстренности в проведении процедур и обследования не имелось. Вместе с тем с 2017 года и по настоящее время в ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России отсутствует должность врача-кардиолога, а также возможность проведения названных обследований ввиду отсутствия оборудования и специалиста. Для целей обеспечения прав осужденного Ефремова В.И. на получение медицинской помощи 26.03.2018 направлялся запрос в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (Республика Коми), но поступившим 13.04.2018 ответом сообщено об отсутствии у данного учреждения возможности оказать Ефремову В.И. необходимую помощь по тем же причинам, что и у ответчика. В октябре 2018 года Ефремова В.И. включили в список на исследование (ЭХО-КС, кардиолог), но в связи с недостаточностью финансирования Ефремов В.И. обследован не был. При обследовании осужденного Ефремова В.И. в период с 14.12.2018 по 18.01.2019 осуществлялся контроль за изменением состояния его здоровья, при выписке состояние удовлетворительное. Филиалом «Больницы №1» ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России (далее Филиал Б-1) в МСЧ-10 направлен именной запрос на проведение обследования, оказание медицинских услуг планируется в марте 2019 года после заключения соответствующего государственного контракта. Также пояснила, что для получения дополнительной медицинской помощи в силу подпунктов129-131 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 №295), осужденному необходимо обратиться с соответствующим заявлением к начальнику исправительного учреждения. Заявлений на имя начальника ФКУ ИК-1 или начальника ФКЛПУ РБ-2 от осужденного Ефремова В.И. не поступало, а руководство МСЧ-10 подобные решения принимать не уполномочено. Просит учесть, что осужденному Ефремову В.И. в периоды госпитализации в Филиале Б-1 и нахождении в ФКУ ИК-1 проводилась вся необходимая терапия, направленная на недопущение развития заболевания, и обследования с целью контроля за развитием заболевания. Также пояснила, что документы Ефремова В.И. будут направлены на МСЭ после проведения обследований. Полагает, что факты бездействия должностных лиц ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России, Филиала Б-1 не доказаны, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Просит отказать Ефремову В.И. в удовлетворении заявленных требований. В материалах дела представлены письменные мотивированные возражения аналогичного содержания.
Представитель Филиала Б-1 Исаковская Н.В. в судебном заседании полагала исковые требования необоснованными по доводам, указанным ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России, дополнительно пояснила, что проведение суточного мониторирования ЭКГ не является обязательным, может быть назначено только после прохождения ЭХО КГ и в зависимости от его результатов.
Представитель УФСИН России по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалы дела представлены мотивированные возражения о несогласии с заявленными требованиями.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41).
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (часть 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно частям 1, 7 статьи 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, установлен приказом Минюста России от 28.12.2017 №285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (далее – Порядок №285).
Пунктом 2 Порядка №285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).
В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (пункт 9 Порядка №285).
В силу пункта 27 Порядка №285 за состоянием здоровья лиц, заключенных под стражу, или осужденных осуществляется динамическое наблюдение, включающее проведение не реже 1 раза в 6 месяцев флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, а также клинической лабораторной диагностики (общий анализ крови, мочи) и осмотра врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.
Как следует из материалов дела, Ефремов В.И. отбывает наказание с 15.04.2009 в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, находится под медицинским наблюдением сотрудников Филиала Б-1.
Согласно данным истории болезни находился в терапевтическом отделении с 14.06.2017 по 01.07.2017, с 26.01.2018 по 15.03.2018 и с 14.12.2018 по 18.01.2019. Основной клинический диагноз: <данные изъяты>, <данные изъяты>, сопутствующие, в том числе <данные изъяты>. При осмотре 14.02.2018 хирургом плановое оперативное лечение отложено до уточнения диагноза по <данные изъяты> и решения экспертных вопросов. В выписном эпикризе истории болезни №926 отмечено, что данное обследование в Филиале Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 не проводится, в наряде отказано. ЭХО-КГ и суточное мониторирование ЭКГ в условиях Филиала Б-1 в настоящее время не выполняется. Вопрос о проведении ЭХО-КГ, консультации кардиолога будет решен при заключении договора с Медвежьегорской ЦРБ.
Аналогичные данные содержатся в выписном эпикризе истории болезни №Е-3, который также содержит указание на то, что 02.03.2018 запрошен наряд в терапевтическое отделение филиала ФКУЗ МСЧ 11 (Республика Коми).
Административными ответчиками указывается, что письмом от 13.04.2018 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (Республика Коми) сообщено об отсутствии у данного учреждения возможности оказать Ефремову В.И. необходимую помощь.
20.07.2018 Ефремов В.И. обращался с заявлением на имя начальника Филиала Б-1 с заявлением о проведении требуемых ему медицинских обследований за свой счет, поскольку длительное время не может получить их в ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России, а также просит направить его документы на МСЭ.
На данное обращение ответ подготовлен 27.07.2018, Ефремову В.И. сообщено, что для оформления документов в бюро СМЭ с целью определения признаков инвалидности необходимо выполнить ЭХО-КС, осмотр кардиолога. В отношении Ефремова В.И. сделан запрос наряда в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (Республика Коми), получен отказ, в связи с чем Ефремов В.И. был включен в список на плановое обследование – ЭХО-КС, консультацию кардиолога на базе ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ».
Полученный ответ обжалован Ефремовым В.И. 20.08.2018 в ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России. 20.09.2018 жалоба признана необоснованной.
Административными ответчиками указывается, что в соответствии с пунктами 129-130 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, для получения дополнительной лечебно-профилактической помощи, оплачиваемых за счет собственных средств, осужденный Ефремов В.И. должен был обратиться с соответствующим заявлением к начальнику исправительного учреждения, о чем Ефремов В.И. был осведомлен, поскольку ознакомлен в установленном порядке с указанными Правилами.
Данный довод суд отвергает, поскольку он не учитывает предписаний части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым обращение Ефремова В.И. в части вопросов, выходящих за пределы компетенции ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России и Филиала Б-1, должны были быть направлены названными учреждениями по подведомственности самостоятельно. Ознакомление Ефремова В.И. с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений его право на обращение в органы государственной власти и получение ответа по существу поставленных в нем вопросов не умаляет. Предметом настоящего судебного разбирательства полнота ответа, подготовленного в рамках рассмотрения обращения осужденного, не является, однако указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что со стороны ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России не были приняты меры к получению Ефремовым В.И. медицинской помощи в требуемом ему объеме.
До настоящего времени показанные Ефремову В.И. медицинские услуги (ЭХО-КГ и осмотре врачом-кардиологом) не предоставлены.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №1466, (далее – Правила №1466) под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимается отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи.
Приглашение для проведения консультации осуществляется в рамках оказания лицам, лишенным свободы, первичной медико-санитарной помощи (пункт 9 Правил №1466).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями определен приказом Минздрава ФИО7 от 15.11.2012 №918н.
Согласно данному Порядку первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-кардиологами, врачами сердечно-сосудистыми хирургами, врачами по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению (пункт 13). При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь по профилю «кардиология» или «сердечно-сосудистая хирургия» (пункт 15).
Пунктом 18 Порядка №285 установлено, что в медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях (далее - больница). Направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных в больницу в плановом порядке осуществляется медицинским работником по предварительному письменному запросу с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 №1403. Срок рассмотрения запроса руководством больницы не может превышать 7 рабочих дней со дня его получения.
Согласно разделу VIII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 №1403, сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию; сроки проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.
Аналогичные сроки установлены Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 №1492.
Из материалов дела следует, что Ефремову В.И. диагностированы сердечно-сосудистые заболевания, показаны осмотр врачом-кардиологом и проведение ЭХО КГ, однако необходимые обследования с февраля 2018 года не проведены в силу отсутствия соответствующих оборудования и врача-кардиолога непосредственно в филиале Б-1, невозможности проведения обследования на базе иного лечебного учреждения УИС, а также в силу отсутствия денежных средств для заключения соответствующего договора с иной медицинской организацией государственной и муниципальной системы здравоохранения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что со стороны ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России имеется длительное бездействие в части неоказания административному истцу надлежащей медицинской помощи по профилю «кардиология».
При этом выбор способа оказания административному истцу надлежащей медицинской помощи (приглашение врача-кардиолога из медицинского учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения или направление административного истца в медицинское учреждением системы ФСИН России, имеющее соответствующее оборудование и специалистов) относится к компетенции ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России.
Суд учитывает, что суточное кардиомониторирование ЭКГ административному истцу не назначалось, в связи с чем требование в данной части является необоснованным.
Кроме того, ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России в направлении документов на МСЭ административному истцу не отказывало, причиной этого являлось недообследование. Оснований полагать, что в случае надлежащего обследования Ефремова В.И. документы в установленном порядке не будут направлены для решения экспертных вопросов на МСЭ, у суда не имеется.
Филиал Б-1 в силу статей 48, 49, 55 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом не является, в силу чего быть ответчиком в суде не может.
Также суд учитывает, что в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным приказом Минюста России от 01.04.2015 № 77, Управление ФСИН России по Республике Карелия лечебно-профилактическим или лечебно-исправительным учреждением не является, в его полномочия входит лишь организация медико-санитарного обеспечения осужденных. Оснований полагать, что действиями данного административного ответчика нарушены права административного истца, по имеющимся в деле материалам не имеется.
При названных обстоятельствах суд полагается заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России.
Обязать ФКУЗ МСЧ10 ФСИН России повторно рассмотреть вопрос об обследовании Ефремова В.И. врачом-кардиологом и проведении обследования (ЭХО-кардиографии).
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2019 года