Дело № 2-849/2022
УИД 16RS0044-01-2022-002101-84
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июля 2022 года город Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ахмеровой Г.С.,
с участием истца Шурыгина О.А.,
ответчика Ульяновой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Козиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шурыгин О.А. к Ульянова Т.А. о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Шурыгин О.А. обратился в суд с исковым заявлением к Ульянова Т.А. о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца Шурыгин О.А. Другим наследником первой очереди является сестра истца Ульянова Т.А. Истцом пропущен срок для принятия наследства, в связи с тем, что он находился в длительной командировке. Согласно сведениям нотариуса, наследственное дело после смерти отца не заводилось, считает, что имеются основания для восстановления срока для принятия наследства.
Истец Шурыгин О.А. на судебном заседании поддержал исковые требования.
Ответчик Ульянова Т.А. на судебном заседании возражал против исковых требований, указав, что при жизни отца истцом было реализовано его право на долю в наследственном имуществе. ФИО1 по собственному желанию продал ей свою долю в квартире, в следствии чего был заключен договора купли-продажи с Шурыгин О.А., и ФИО5 По устной договоренности брат продал долю, добавил средства материнского капитала и приобрел квартиру. В последние годы жизни отец сильно болел, за ним ухаживала только она и ее дочь, истец не приехал на похороны отца, ему своевременно было известно о смерти отца.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 и пункта 9 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (часть 1 статьи 1114 ГК РФ).
Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу части 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно части 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Согласно разъяснениям пункта 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя, но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не знал и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца ФИО1, после смерти, которого открылось наследство.
Согласно сведениям Нотариальной палаты Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось.
Истец обратилась в суд с данным иском, указав, что он своевременно не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку длительное время находился в командировке.
В качестве пропуска срока для принятия наследства истцом указано, что он длительное время находился в командировке, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу, что причины пропуска срока для принятия наследства Шурыгин О.А. не являются уважительными, поскольку при жизни наследодателя не лишало его возможности проявить внимание к судьбе наследодателя и при наличии такого интереса своевременно реализовать свои наследственные права в предусмотренном порядке и в установленный законом срок.
Как указала ответчик в ходе рассмотрения дела, что в последний год жизни отец проживал с ней, она осуществляла за ним уход, а также истец реализовал свою долю на наследственное имущество при жизни отца, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО1 и Шурыгин О.А., в соответствии с которым, продавец продал, а покупатель купил 2/3 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Таким образом, истцом не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя.
Кроме того, истцу было известно о смерти отца, а также не предоставлены сведения о нахождении истца в длительной командировке, что также не относится к числу юридически значимых обстоятельств, с которыми закон связывает возможность восстановления срока для принятия наследства, в связи с чем, срок для принятия наследства не может быть восстановлен.
Кроме того, в течение шести месяцев после смерти ФИО1 истец не совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Поскольку истцом пропущен срок для принятия наследства после смерти ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шурыгин О.А. к Ульянова Т.А. о восстановлении срока для принятия наследства после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ахмерова Г.С.