Судья: Иванова А.И. адм.дело № 33а-7262/2021 (2а-1006/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июня 2021 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А., Хлыстовой Е.В.,
при секретаре Петровой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 марта 2021 года по административному делу № 2а-1006/2021 по административному исковому заявлению Ворожейкиной Е.В. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения, устранении допущенного нарушения.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы представителя административного истца (по доверенности) Меняева А.В., судебная коллегия
установила:
Ворожейкина Е.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый №; категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Фактическое землепользование истца включает в себя помимо указанного земельного участка часть земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Имея намерение узаконить свой земельный участок в границах фактического землепользования, административный истец обращалась в уполномоченный орган за предоставлением соответствующих муниципальных услуг. Так, 29.11.2019 истец обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-2525 от 27.12.2019 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующим причинам: 1) земельный участок, образуемый в результате перераспределения, частично расположен в границах красных линий; 2) возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Административный истец, учитывая замечания Департамента градостроительства, изложенные в распоряжении №РД-2525, 14.02.2020 обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самаре №РД-371 от 13.03.2020 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка, находящегося во владении иного лица. Административный истец, учитывая замечания Департамента градостроительства, изложенные в распоряжении №РД-371, и подготовив новую схему расположения земельного участка, 21.05.2020 обратилась с новым заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-652 от 11.06.2020 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что ширина прохода к образуемому земельному участку не соответствует минимальным размерам, определённым сводом правил 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (фактическая ширина прохода - 0,6 метра, минимальный размер - 3,5 метра). 30.10.2020 административный истец, учитывая отказ Департамента градостроительства в предварительном согласовании предоставления незарегистрированной части земельного участка, обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 899 кв.м. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 01.12.2020 №РД-1485 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано по следующим причинам: согласно сведениям Департамента земельный участок, образуемый в результате перераспределения, частично расположен в границах красных линий; возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Указанный отказ считает незаконным. Красные линии проходят только по земельному участку, находящемуся в собственности истца, и отсутствуют на испрашиваемом земельном участке. Возможность образования самостоятельного земельного участка опровергается самим Департаментом в распоряжении №РД-652 от 11.06.2020.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просил признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 01.12.2020 №РД-1485 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и возложить на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанность устранить допущенное нарушение, приняв решение по заявлению Ворожейкиной Е.В. о перераспределении земельных участков.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 09 марта 2021 года постановлено: «Административное исковое заявление Ворожейкиной Е.В. к Департаменту градостроительства городского округа Самара удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 01.12.2020 №РД-1485 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Ворожейкиной Е.В. от 30.10.2020 о перераспределении земельных участков» (л.д. 96-101).
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 104-112).
Представитель административного истца (по доверенности) Меняева А.В., просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетврения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.Статьей 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно подпункту 4 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый №; категория земель - земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
30.10.2020 административный истец обратилась в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 299 кв.м и земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 899 кв.м (л.д. 19).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 01.12.2020 №РД-1485 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации по следующим причинам: 1) согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, земельный участок, образуемый в результате перераспределения, частично расположен в границах красных линий; 2) возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 16-17).
Разрешая спор и признавая указанное распоряжение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок площадью 299 кв.м. расположен вне границ красных линий, не относится к территории общего пользования, и само по себе наличие красной линии на образуемом земельном участке не может служить препятствием для перераспределения земельных участков.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что образуемый в результате перераспределения земельного участка и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, частично расположен в границах красных линий, выводы суда первой инстанции не опровергают и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований.
В соответствии с нормами действующего законодательства (п. 12 ст. 85 ЗК РФ) территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу.
Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет «красные линии» как «линии», которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из системного толкования положений пункта 6 статьи 23, пункта 2 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что «красные линии», как существующие, так и планируемые отображаются и закрепляются в градостроительной документации, в частности в документах территориального планирования (схемы территориального планирования, карты планируемого размещения объектов, генеральные планы), в документах градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки), в документации по планированию территории (проекты планировки территории, проекты линевания территорий, градостроительные планы). Данные документы носят нормативный характер и являются обязательными, в том числе для уполномоченных органов при решении вопроса по распоряжению земельными участками.
Градостроительным кодексом РФ предусмотрена необходимость подготовки градостроительной документации, в том числе и по планировке территории с указанием «красных линий», обозначающих существующие, планируемые границы территорий общего пользования. Однако если такая документация еще не подготовлена и не утверждена в порядке, установленном названным кодексом, при определении статуса земельного участка как участка, отнесенного к землям общего пользования, следует руководствоваться определением таких земель, приведенным в статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительной документацией, на основании которой спорная территория была застроена, целями отвода конкретного участка и учитывать его фактическое использование.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что согласно сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, образуемый земельный участок площадью 899 кв.м частично расположен в границах красных линий. При этом красная линия пересекает ту часть земельного участка, которая составляет земельный участок с кадастровым номером № Земельный участок площадью 299 кв.м, испрашиваемый в порядке перераспределения, расположен вне красных линий.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской и выкопировкой из ИСОГД г.о.Самара, топографическими материалами департамента.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что «красные линии» содержит не вновь образуемый земельный участок, а участок, который уже находится в собственности истца.
При таких обстоятельствах, присоединение участка, о котором просит истец, не нарушает требования, установленные Кодексом.
У судебной коллегии отсутствуют основания не соглашаться с выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права, подтверждаются материалами дела.
Кроме того оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, из перераспределяемого земельного участка, площадью 299 кв.м. возможно образование самостоятельного земельного участка не имеется. Указанные обстоятельства судом первой инстанции исследованы.
Представленные в материалы дела документы не подтверждают возможность образования из испрашиваемых земель самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ, для признания незаконным оспариваемого распоряжения от 01.12.2020 г. № РД-1485 судом первой инстанции достоверно установлена и подтверждается материалами дела.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что оснований для отказа в перераспределении земельных участков не имелось, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, оспариваемое распоряжение нельзя признать законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: