38RS0№-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2023 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием представителя истца Федерального агентства лесного хозяйства К.Д.П,,
представителя ответчика Л.В,И, – У.Л,П,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Л.В,И, о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с исковым заявлением к Н.П,С,, в котором просит признать отсутствующим право собственности Н.П,С, на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., с северной части ...., рядом с ...., участок 1, входящего в состав земельного участка Иркутского участкового лесничества, Приморская дача, квартал №, выдел 15ч, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ точки | X | Y |
1 | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в законную силу, является основанием для внесения изменений в ЕГРН недвижимости об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно сведениям ЕГРН, собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., с северной части ...., рядом с ...., участок 1, земли населенных пунктов, является Н.П,С, Регистрация права собственности осуществлена **/**/****.
11.08.2017 вступил в действие Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ).
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 № ДК-П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 Федерального закона № 280-ФЗ Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости к землям иных категорий.
Постановлением Правительства Иркутской области от 18.03.2019 №-пп утверждена межведомственная комиссия, в целях организации работы, направленной на приведение в соответствие сведений государственных реестров на территории Иркутской области.
В рамках деятельности межведомственной комиссии дано поручение филиалу ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» осуществить графическое совмещение материалов лесоустройства со спорными земельными участками.
По результатам указанного совмещения выявлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен на землях лесного фонда: ...., Иркутское участковое лесничество, Приморская дача, квартал №, выдел 15ч. Площадь пересечения 700 кв.м. (заключение №).
В связи с изложенным, истец считает, что земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности ответчика незаконно.
Определением суда от 27.04.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика Н.П,С, на надлежащего Л.В,И,, к рассмотрению принято уточненное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства К.Д.П, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила требования удовлетворить, находя их законными и обоснованными.
Ответчик Л.В,И, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, уполномочив на представление своих интересов представителя по доверенности.
Представитель ответчика Л.В,И, – У.Л,П, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, представив суду свои возражения в письменном виде. Настаивала на пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям.
Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.
Представители третьих лица Управления Росреестра по ...., ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, ранее по существу заявленных исковых требований представили письменные отзывы, в которых просили рассматривать дело в их отсутствие.
Третьи лица А,А,В, С.М,А,, Н.П,С, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание надлежащее извещение ответчика, третьих лиц о рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем, стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (п. 53 данного постановления).
Таким образом, признание зарегистрированного права отсутствующим является самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на объект.
При этом требование о признании права отсутствующим в качестве самостоятельного способа защиты может быть предъявлено лишь владеющим собственником имущества к лицу, которое этим имуществом не владеет, но право которого по каким-либо причинам также зарегистрировано в ЕГРП, нарушая тем самым право владеющего собственника, не связанное с утратой этого владения.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., с северной части ...., рядом с ...., участок 1, поставлен на государственный кадастровый учет **/**/**** как ранее учтенный объект недвижимости.
Указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, предназначен под жилую застройку (индивидуальную), имеет уточненную площадь 700 кв.м., сведения об описании местоположения границ земельного участка содержатся в ЕГРН.
**/**/**** на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности С.М,А, на основании постановления главы .... от 02.0.2007 №, постановления главы .... от **/**/**** №, решения .... Совета народных депутатов от **/**/**** №.
**/**/**** в отношении земельного участка осуществлена государственная регистрация перехода права собственности к А,А,В на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от **/**/**** заключенного с С.М,А,
19.11.2012 зарегистрирован переход права собственности к Н.П,С, на основании договора купли-продажи земельного участка от **/**/****, заключенного с А,А,В
25.12.2017 в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером № к Л.В,И, на основании договора купли-продажи земельного участка от 23.12.2017, заключенного с Н.П,С,
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Такое толкование Федеральному закону от 29.07.2017 № 280-ФЗ дано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.09.2017 № 1795-О, в котором указано на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при разрешении дел об изъятии у добросовестных собственников земельных участков, относящихся согласно данным государственного лесного реестра к землям лесного фонда.
Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 1795-О, приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Как указано выше и следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов.
В ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются. Спорный земельный участок к земельным участкам, поименованным в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не относятся.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права и их разъяснений, а также установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства о признании отсутствующим права собственности Л.В,И, на земельный участок с кадастровым номером №
В нарушение положений ст.ст. 56-57 ГПК РФ истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих незаконность постановки земельного участка с кадастровым номером № на государственный кадастровый учет.
То обстоятельство, что спорный земельный участок, по мнению истца, неправомерно выбыл из состава земель лесного фонда, не дает оснований в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую», для перевода его из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда. Более того, истцом не представлено доказательств, что спорный земельный участки относится к землям лесного фонда и выбыл в иную категорию земель с нарушением действующего порядка.
Представленное истцом заключение филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» № о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда не являются безусловным и достаточным доказательством, подтверждающим факт наложения границ земельного участка ответчика на границы участка земель лесного фонда, поскольку оно представлено в виде простой схемы, в нем отсутствуют сведения о примененных методах определения координат характерных точек, исходные данные, сведения о выполненных измерениях и расчетах.
Из иных представленных истцом документов также невозможно с достоверностью подтвердить факт отнесения земельного участка ответчика к землям лесного фонда.
При этом, границы земельного участка ответчика существуют, сведения о них внесены в ЕГРН, данных об исключении сведений об указанных границах или их аннулировании в материалах дела не имеется, формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка ответчика не оспорены и незаконными не признаны.
Таким образом, обстоятельства, явившиеся основанием обращения с соответствующими исковыми требованиями, не нашли своего подтверждения в порядке, установленном ст. 56 ГПК РФ.
Суд также полагает возможным отметить, что согласно письму Министерства лесного комплекса .... от **/**/****, адресованному Л.В,И,, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № соответствует критериям, установленным Федеральным законом от **/**/**** № 280-ФЗ, по итогу заседания рабочей группы было принято решение об исключении из Государственного лесного реестра земельного участка лесного фонда Иркутского лесничества, на котором расположен земельный участок с кадастровым номером №
С заявлением стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям суд соглашается, исходя из следующего.
Как следует из положений ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Тем же постановлением разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 4).
При обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (пункт 5).
По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 6).
В силу положений статей 124 и 125 ГК РФ субъектами государственной собственности являются публично-правовые образования, от имени которых выступают соответствующие органы.
С настоящим истцом Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд 31.03.2023.
Оснований полагать, что срок исковой давности по заявленным исковым требованиям не пропущен, поскольку о пересечении спорного земельного участка с кадастровым номером 38:06:012801:1084 с землями лесного фонда истцу стало известно только после подготовки заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», у суда не имеется.
Ответчик при рассмотрении настоящего дела представил доказательства, что органы государственной власти, в том числе представляющие интересы Российской Федерации, должны были знать о нарушении своего права еще в 2005 году, когда спорный земельный участок был предоставлен в собственность С.М,А, постановлением органа местного самоуправления. В 2005 году земельный участок также был поставлен на государственный кадастровый учет, при этом в 2008 году в ЕГРН были внесены сведения об описании местоположения границ земельного участка.
О нарушении прав Российская Федерация в лице своих уполномоченных органов могла или должна была узнать и в 2019 году, когда имело место рассмотрение Иркутским районным судом .... гражданского дела № по иску прокурора .... в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации .... муниципального образования, Л.В,И, о признании незаконным постановления, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, обязании передать земельный участок, учитывая, что Прокурор в указанном деле выступал в интересах Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из указанной нормы следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
Истцом по делу выступает орган исполнительной власти, на который возложены обязанности по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в судебном порядке, и, который для надлежащего осуществления этих обязанностей имеет возможность в пределах срока исковой давности получить соответствующие сведения о фактическом использовании земельного участка, его правообладателях, постановке на государственный кадастровый учет.
Таким образом, истец по делу должен был знать об обстоятельствах выбытия земельного участка, являющихся предметом спора, из федеральной собственности до проведения проверки его фактического использования.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по заявленным исковым требованиям. Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░,░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░