11RS0016-01-2023-001659-28
дело №2-151/2024
Сыктывдинского районного суда РК
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
с участием прокурора Нестеренко А.Г.,
рассмотрев в с. Выльгорт 18 января 2024 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми к Чаланову Е. Ю. об изъятии имущества,
установил:
администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми обратилась в суд с иском к Чаланову Е.Ю. об изъятии жилого помещения с кадастровым номером № по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, - и земельного участка с кадастровым номером № путем выкупа по стоимости, определенной в отчете ООО «Аксерли» №296/02-44 от 10.05.2023 в размере 2 689 837рублей. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является собственником вышеуказанного жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу. Администрацией в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья принято решение об изъятии жилого помещения ответчика. Ссылаясь на то, что соглашение об изъятии с ответчиком до настоящего времени не заключено, администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Представитель истца администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Есева М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала. Дополнительно указала, что от ответчика не было получено согласие произвести доплату разницы между приобретаемым жилым помещением и определенной выкупной стоимости.
Ответчик Чаланов Е.Ю. и его представитель Шехонин А.А., допущенный к участию в деле в качестве представителя истца по устному ходатайству последнего, в судебном заседании с требованиями не согласились, указав, что ответчиком избран способ переселения путем предоставления иного жилого помещения, которое до настоящего времени истцом не предоставлено.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку ответчиком выбран иной способ переселения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требования по следующим основаниям.
Судом установлено, что ответчику Чаланову Е.Ю. на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером №, площадью 42,9 кв.м, расположенное по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>.
Жилой дом, в котором находится квартира, принадлежащая ответчику, располагается на земельном участке с кадастровым номером №.
Из материалов дела следует, что 19.04.2016 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 21.07.2015 №07/461, проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми.
На основании акта обследования № 43 от 19.04.2016 и заключения межведомственной комиссии № 43 от 19.04.2016 постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» 05/658 от 16.05.2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, – признан аварийным и подлежащим сносу.
В период с 2019 по 2025 годы на территории Республики Коми реализуется республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160, в соответствии с которой подлежат расселению многоквартирные жилые дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу в период с 01.01.2012 до 01.01.2017.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 года № 5/418 утверждена адресная программа муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес> включен в V этап (01.01.2023 - 30.06.2024) республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах». Планируемая дата сноса многоквартирного дома в соответствии с республиканской программой - 31.12.2025.
Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 16.03.2023 №3/315 принято решение об изъятии для муниципальных нужд путём выкупа земельного участка по адресу: <адрес>, – с кадастровым номером № и принадлежавших на праве собственности жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе квартиры, принадлежащей ответчику.
В целях определения выкупной стоимости изымаемого жилого помещения ООО «Аксерли» произведена оценка выкупной стоимости жилого помещения №, расположенного в <адрес>.
Исходя из отчета ООО «Аксерли» №296/02-44 выкупная стоимость жилого помещения составляет 2 689 837 рублей.
Администрацией муниципального района «Сыктывдинский» РК в адрес ответчика 14.07.2023 направлен проект соглашения о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд, в котором предложено осуществить выкуп жилого помещения в рамках предусмотренной республиканской адресной программы по цене 2 689 837 рублей.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени соглашение о выкупе жилого помещения с ответчиком не заключено, администрация обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным ч. 1 ст. 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда предусмотрен национальный проект «Жилье и городская среда», одной из задач которого является создание механизмов переселения граждан из непригодного жилья, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
В соответствии с паспортом федерального проекта, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 №3, данный проект реализуется через государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» урегулированы правовые и организационные основания предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, путем создания некоммерческой, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компенсацию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии подпунктом 11 пункта 1 статьи 14 Закона №185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 №5/418 утверждена адресная программа муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В части 3 статьи 2 Федерального закона №185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2, 3 статьи 88 Жилищного кодекса.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Согласно частям 1, 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как указывалось ранее, в установленном законом порядке органом местного самоуправления в лице администрации МР «Сыктывдинский» РК принято решение об изъятии жилых помещений в доме <адрес>, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках реализации программы переселения.
Как следует из раздела II «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения на праве собственности либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Поскольку Чаланов Е.Ю. является собственником жилого помещения в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, при этом жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, постольку с учетом указанных выше норм права и разъяснений по их применению, истец вправе требовать предоставления ему в собственность благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Из материалов дела, что Чаланов Е.Ю. 28.07.2023 обратился в администрацию с заявлением о выборе способа расселения посредством предоставления иного жилого помещения взамен признанного непригодным.
В ходе рассмотрения дела установлено и ответчиком не оспорено, что до настоящего времени жилым помещением ответчик не обеспечен.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчиком определен способ расселения из аварийного жилья путем предоставления другого жилого помещения взамен непригодного, что соответствует положениям действующего законодательства, суд полагает, что основания для изъятия принадлежащего ответчику жилого помещения путем его выкупа отсутствуют, а равно заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы истца и его представителя об отсутствии у Чаланова Е.Ю. обязанности произвести доплату разницы между стоимостью приобретаемого жилого помещения и стоимостью изымаемого жилого помещения, нельзя признать состоятельными.
Так, в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 указанного Кодекса).
Как следует из п. 4 раздела IV Республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Стоимость предоставляемого жилого помещения определяется исходя из фактических затрат на строительство и (или) приобретение жилых помещений.
Таким образом, обязанность собственника произвести доплату, в случае если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, предусмотрена адресной программой.
При этом, названное положение действующей адресной республиканской программы не признано недействующим и не противоречит положениям Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ, поскольку положения части 4 статьи 16 указанного Федерального закона, которыми не предусматривалась доплата со стороны граждан при разнице в стоимости помещений, утратили силу с 01.08.2013.
Кроме того, согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, включение регионом в свою региональную программу условий, по которым на собственников, желающих получить другое жилое помещение взамен аварийного, может быть возложена обязанность произвести доплату при наличии разницы в стоимости аварийного и вновь предоставляемого жилого помещения по правилам статьи 32 Жилищного кодекса, допускается.
Таким образом, действующее жилищное законодательство не исключает возможность возложения на собственника изымаемого жилого помещения обязанности по доплате стоимости жилого помещения при превышении стоимости изымаемого помещения.
Однако, доводы представителя истца об отсутствии со стороны ответчика согласия на доплату разницы стоимости приобретаемого жилого помещения, по убеждению суда, преждевременны и не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по обеспечению истца с учетом избранного им способа реализации своих жилищных прав жилым помещением в рамках программы, а вопрос компенсации разницы стоимости жилых помещений подлежит решению в рамках реализации программы на основании соответствующего соглашения.
Кроме того, доводы представителя администрации о том, что у администрации отсутствует жилое помещение, возможное к предоставлению ответчику, не может повлиять на выводы суда, поскольку не умаляет право ответчика на выбор способа переселения, и, как следствие, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него законом обязанности по предоставлению ответчику жилого помещения взамен непригодного для проживания в рамках реализации программы переселения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми (ОГРН 1021100971352) к Чаланову Е. Ю. (паспорт №) об изъятии жилого помещения с кадастровым номером № по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, - и земельного участка с кадастровым номером № путем выкупа по стоимости, определенной ООО «Аксерли», в размере 2 689 837 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2024 года.
Судья Ю.В. Рачковская