Дело №2а- 3084/2024
73RS0001-01-2024-003908-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2024 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
при секретаре И.А. Канашкиной,
с участием административного истца Р.Ш. Хакимова,
представителя административного истца Е.П. Евстигнеева,
представителей административного ответчика А.М. Фазылзяновой, Э.В. Стерлядева,
представителя заинтересованного лица Э.В. Стерлядева,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хакимова Р.Ш. к Законодательному Собранию Ульяновской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности восстановить в должности
У С Т А Н О В И Л :
Хакимов Р.Ш. обратился в суд с административным иском к Законодательному Собранию Ульяновской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности восстановить в должности, указав, что 26.04.2024 года Прокуратурой Ульяновской области Законодательному Собранию Ульяновской области было внесено представление «Об устранении нарушений законодательства» № Прдс-86-15-24/-20730001.
Согласно настоящего представления Прокуратурой области выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в нарушении требований ч.4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 15 ст. 19 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», ст.7 Закона Ульяновской области от 29.02.2012 № 22-30 «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» допущенные депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимовым Р.Ш., о не направлении уведомления в комиссию Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области (далее - Комиссия), которая привела к конфликту интересов.
06.05.2024 года состоялось заседание Комиссии, где было принято решение о проведении в отношении Хакимова Р.Ш. проверки в части соблюдения ограничений и запретов и (или) исполнения обязанностей, установленных федеральными законами, Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области.
06.05.2024 года Хакимовым Р.Ш. был получен запрос начальника управления аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области по вопросам кадрового обеспечения и профилактики коррупционных и иных правонарушений исх. № 76 от 06.05.2024 с указанием в срок до 16 мая 2024 года представить в Комиссию, письменные
пояснения, дополнительные материалы по замечаниям, которые будут приобщены к материалам проверки.
15.05.2024 года Хакимовым Р.Ш. в Комиссию были направлены письменные пояснения, в которых он выразил несогласие с вменяемыми ему нарушениями обязанности, установленной пунктом 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту допустимо - Федеральный закон № 273-ФЗ), пунктом 15 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее по тексту допустимо - Федеральный закон № 414-ФЗ) и статьи 7 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности».
16.05.2024 года состоялось второе заседании Комиссии, где было принято решение признать, что депутат Хакимов Р.Ш. не исполнил обязанность, предусмотренную частью 15 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ, - сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а так же принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, а причины неисполнения этой обязанности содержат признаки уклонения Хакимова Р.Ш. от исполнения обязанности, предусмотренной частью 15 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ освободить депутата Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности в Законодательном Собрании без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании с момента принятия решения о применении к Хакимову Р.Ш. меры ответственности до прекращения срока полномочий. Подготовить проект постановления Законодательного Собрания и в соответствии со статьёй 115 Регламента Законодательного Собрания внести на рассмотрение Законодательного Собрания.
Основываясь на результаты проведенной проверки Комиссии, 22 мая 2024 года Законодательное Собрание Ульяновской области, приняло Постановление № 430/12-7 «Об освобождении депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности <данные изъяты> без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании Ульяновской области до прекращения срока его полномочий».
Постановление Законодательного Собрания Ульяновской области № 430/12-7 от 22 мая 2024 года является незаконным и не соответствует действующему законодательству РФ на основании следующего:
Согласно настоящего постановления в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» Законодательное Собрание Ульяновской области постановляет: освободить депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности <данные изъяты> без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании Ульяновской области с 22 мая 2024 года и до прекращения срока его полномочий в связи с уклонением от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 15 статьи 19 указанного Федерального закона.
Комиссией были установлены близкие отношения между Хакимовым Р.Ш. и иное лицо, иное лицо, иное лицо, иное лицо однако в соответствии со статьей 12 Семейного Кодекса Российской Федерации близкими родственниками признаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами.
иное лицо является мужем родной тети и Хакимову Р.Ш. не является родственником или свояком. Также не является учредителем <данные изъяты> с 29 сентября 2019 года, то есть на момент избрания Хакимова Р.Ш. на должность <данные изъяты> он им не являлся.
Хакимов Р.Ш., действительно, работал в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 17 июля 2017 года по 30 декабря 2019 года наемным работником по трудовому договору согласно статьи 20 Трудового Кодекса Российской Федерации, что отражено и в докладе Комиссии, и подтверждается представленными в комиссию документами (письмо <данные изъяты> без исходящего номера и даты; приказ <данные изъяты> о приёме работника на работу от 17 июля 2017 года №1; трудовой договор с работником от № 1 от 17 июля 2017 года; приказ от 30 декабря 2019 года №2). Однако данные обстоятельства не могут подтверждать факт наличия корпоративных отношений между Хакимовым Р.Ш. и <данные изъяты> на момент событий, описанных в представлении Прокурора Ульяновской области от 26.04.2024 года № Прдс-86-15-24/-20730001.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративными отношениями признаются отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими.
В корпоративных отношениях с <данные изъяты> Хакимов Р.Ш. не состоит, в управлении <данные изъяты> участия не принимал. Также лица, состоящие с Хакимовым Р.Ш., в близком родстве или свойстве по закону, корпоративными отношениями с <данные изъяты> не связаны.
Статьей 7 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» в случае, если при осуществлении полномочий депутата у него и (или) у состоящих с ним в близком родстве или свойстве лиц (родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей), граждан или организаций, с которыми депутат и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, возникла возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ), которая приводит или может привести к конфликту интересов, депутат обязан в письменной форме сообщить об этом в комиссию, как только ему станет об этом известно.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 7 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» сообщение депутата о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, должно содержать описание полномочий, на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление которых влияет или может повлиять на заинтересованность.
Такие полномочия в вышеописанной ситуации у Хакимова Р.Ш. отсутствовали, равно как и личная заинтересованность.
Частью 1 Статьи 10 Федерального Закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью в ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273 понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны
имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями ( ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273).
Помимо данного определения понятие конфликта интересов также раскрывается в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих.
Комиссией не учтены условия при которых определенная ситуация будет считаться конфликтом интересов. Также при установлении комиссией факта родства или дружеских отношений с иное лицо всего явился поводом для углубленной проверки, по результатам которой должно было подтвердиться одновременное наличие следующих обстоятельств: 1). наличие личной заинтересованности; 2). фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; 3). наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
При принятии решения о выделении субсидий <данные изъяты> голос Хакимова Р.Ш. в комиссии по рассмотрению документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, образованной в Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, не имел решающего значения, а соответственно у Хакимова Р.Ш. отсутствовали полномочия для реализации личной заинтересованности, из чего следует вывод об отсутствии связи между получением (возможностью получения) <данные изъяты> доходов или выгод с реализацией (возможной реализацией) Хакимовым Р.Ш. полномочий в качестве члена комиссии по рассмотрению документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, образованной в Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области. Также Хакимов Р.Ш. неоднократно голосовал и против.
Принятое Законодательным Собранием Ульяновской области Постановление № 430/12-7 от 22 мая 2024 года «Об освобождении депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности <данные изъяты> без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании Ульяновской области до прекращения срока его полномочий» не соответствует положениям статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также пункта 2 части 22 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Просил суд признать незаконным Постановление Законодательного Собрания Ульяновской области от 22.05.2024 № 430/12-7 «Об освобождении депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности <данные изъяты> без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании Ульяновской области до прекращения срока его полномочий». Обязать Законодательное Собрание Ульяновской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод и законных интересов Хакимова Р.Ш. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и восстановить в должности <данные изъяты>.
В судебном заседании административный истец полностью поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в иске, дополнив, что иных требований, в том числе искового характера, в данном судопроизводстве заявлять не намерен. В настоящее время он так же является депутатом, членом комитета по аграрной и продовольственной политики, природопользования и охране окружающей среды Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.
Представитель административного истца так же поддержал административные исковые требования и доводы административного иска в полном объеме.
Представители административного ответчика Фазылзянова А.М., Стерлядев Э.В. в судебном заседании административные исковые требования не признали, суду представили письменный отзыв, который полностью поддержали и просили в иске отказать. ( Т.2 л.д. 1-13)
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, его интересы на основании доверенности представлял Стерлядев Э.В., который административные исковые требования не признал, суду пояснил, что позиция заинтересованного лица совпадает с позицией административного ответчика.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, материалы проверки, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административный иск заявлен лицом, обладающим статусом депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту допустимо- Федеральный закона N 131-ФЗ):
депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения (абзац первый);
лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе (абзац двадцатый);
депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования (абзац двадцать первый).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" ( далее по тексту допустимо - Федеральный закон № 414-ФЗ) и пунктом 6 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2013 года N 7-П, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, в силу принципа независимости парламентария не является наемным работником, так как его правовой статус обусловлен самим актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе.
С учётом положений частей 2 и 3 статьи 17 Федерального закона № 414-ФЗ и в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Ульяновской области от 07.10.2002 N 045-ЗО "О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области" (принят ЗС Ульяновской области 29.08.2002) кроме гарантий депутатской деятельности, установленных настоящим Законом, депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной основе, также обеспечиваются гарантии, установленные Законом Ульяновской области от 30 января 2006 года № 06-ЗО «О государственных должностях Ульяновской области» (далее по тексту допустимо - Закон № 06-ЗО).
В соответствии со статьями 11 (пункт 4 части 1) и 16 (часть 1) Закона № 06-ЗО лицу, замещающему государственную должность, устанавливаются ежемесячные денежное вознаграждение и денежное поощрение.
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Лица, замещающие муниципальные должности, обладают особым публично-правовым статусом, конституционная природа которого обусловлена целями, задачами, функциями и компетенцией органов муниципальной власти. Исполнение полномочий лицом, замещающим муниципальную должность, не влечет возникновения трудовых отношений.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства.
В силу положений ч. 7.1. ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям статьи 13.1 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "О противодействии коррупции" (далее по тексту допустимо - Федеральный закон № 273-ФЗ), предусматривает основания увольнения (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.
Согласно ч.1 указанной нормы: Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений, если иное не установлено федеральными законами;
3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления лицом предпринимательской деятельности;
5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 указанной нормы лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и пунктом 6 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации", депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации, на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами, в том числе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
В соответствии с частью 15 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1).
В части 1 указанной статьи 10 под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2).
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе, на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (пункт 4 части 3).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 того же закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В соответствии с частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 650 руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления рекомендовано обеспечить издание нормативных правовых актов, определяющих порядок сообщения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (подпункт "б" пункта 8).
Основания и порядок сообщения депутатом о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принятия мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта установлены статьёй 7 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-30 «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» (далее -Закон № 22-ЗО).
Законодательным Собранием Ульяновской области 29.08.2002 принят Закон Ульяновской области от 07.10.2002 N 045-ЗО "О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области".( далее по тексту допустимо - Закон Ульяновской области от 07.10.2002 N 045-ЗО)
Статья 20 Закона Ульяновской области от 07.10.2002 N 045-ЗО определяет общую обязанность депутатов неукоснительно соблюдать нормативные правовые акты.
Так, депутаты как полномочные представители народа и Законодательного Собрания при осуществлении депутатской деятельности обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Ульяновской области, настоящий Закон и другие законы Ульяновской области, нормативные правовые акты Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области, Регламент Законодательного Собрания и иные нормативные правовые акты Законодательного Собрания, а также нормативные правовые акты Председателя Законодательного Собрания, изданные в пределах его полномочий.
Статья 21 Закона Ульяновской области от 07.10.2002 N 045-ЗО возлагает на депутатов обязанность соблюдать ограничения и запреты, а также исполнять обязанности, установленные федеральными законами и законами Ульяновской области в целях противодействия коррупции.
Данной же статьей предусмотрено, что депутат освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральными законами и законами Ульяновской области в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и статьей 11 Закона Ульяновской области "О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности".
Законом Ульяновской области от 29.02.2012 N 22-ЗО "О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности" регламентированы основания и порядок сообщения депутатом о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принятия мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта ( ст. 7).
Как следует из материалов административного дела, Законодательное Собрание Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 414-ФЗ) и Уставом Ульяновской области, утверждённым постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 19 мая 2005 года № 31/311, является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Ульяновской области, состоящим из 36 депутатов.
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 11.09.2018 № 57/393-6 «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва» Хакимов Р.Ш. впервые был избран депутатом Законодательного Собрания области шестого созыва. ( Т.2 л.д. 27)
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 12.09.2023 № 47/364-7 «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва», от 19.09.2023 № 48/367-7 «О передаче вакантного мандата депутата Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва зарегистрированному кандидату из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Хакимов иное лицо избран депутатом Законодательного Собрания области седьмого созыва. ( Т.2 л.д. 30-33)
24.09.2023 состоялось первое заседание Законодательного Собрания области седьмого созыва.
Постановлением Законодательного Собрания области № 4/1-7 от 24.09.2023 на должность <данные изъяты> избраны пять депутатов, в том числе Хакимов Р.Ш.( Т. 2 л.д. 35)
Постановлением Законодательного Собрания области № 16/2-7 от 27.09.2023 года удовлетворено заявление ряда депутатов Законодательного Собрания Ульяновской об осуществлении ими депутатской деятельности на профессиональной (постоянной) основе, в том числе Хакимова Р.Ш., о чем 27.09.2023 было издано распоряжение председателя Законодательного Собрания области № 113-р, Хакимову Р.Ш. установлено ежемесячное денежное вознаграждение. ( Т. 2 л.д. 36-37)
Так же Хакимов Р.Ш. был избран членом комиссии для рассмотрения документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, созданной Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.
Хакимов Р.Ш. был избран членом Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области (далее по тексту допустимо - комиссия по контролю за достоверностью сведений).
02 мая 2024 года в адрес комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, поступило представление Прокуратуры Ульяновской области от 26.04.2024 № Прдс-86-15-24/-20730001 об устранении нарушений законодательства (далее - Представление прокуратуры). ( Т. 2 л.д. 38)
В указанном Представлении прокуратуры содержалась информация о том, что депутат Хакимов Р.Ш., будучи членом комиссии для рассмотрения документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, созданной Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее также - комиссия Министерства, Министерство), принял участие в её заседании 13.12.2023 и голосовал за предоставление субсидий <данные изъяты>.
При этом, депутат Хакимов Р.Ш. является двоюродным братом директора <данные изъяты> иное лицо и состоял с указанной организацией в корпоративных отношениях (с 17.07.2017 по 30.12.2019 замещал должность <данные изъяты>).
В нарушение требований антикоррупционного законодательства депутат Хакимов Р.Ш. не сообщил о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов ни в комиссию по контролю за достоверностью сведений, ни в комиссию Министерства, мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта не принял.
Ранее депутат Хакимов Р.Ш. также принял участие ещё в 5 заседаниях комиссии Министерства, на которых голосовал за предоставление субсидий <данные изъяты> (протоколы от 09.11.2021 № 1, от 13.12.2021 № 31, от 16.02.2023 №№ 2/85-П и 2/414-П, от 21.06.2023 № 4/479-П).
Представление прокуратуры также содержало требования: рассмотреть указанное представление и принять исчерпывающие меры к устранению отмеченных нарушений законности, решить вопрос о привлечении к ответственности депутата Хакимова Р.Ш.
06 мая 2024 года, на основании пункта 2 части 2 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» (далее - Закон № 22-ЗО), состоялось заседание комиссии по контролю за достоверностью сведений, на котором было рассмотрено Представление прокуратуры (протокол № 2), с участием депутата Хакимова Р.Ш. (является членом комиссии по контролю за достоверностью сведений и <данные изъяты>) и представителя прокуратуры Ульяновской области.
Комиссией по контролю за достоверностью сведений в соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 4 Закона № 22-ЗО было принято решение провести проверку в порядке, предусмотренном статьёй 5 Закона № 22-ЗО, соблюдения депутатом Хакимовым Р.Ш. ограничений и запретов и (или) исполнения обязанностей, установленных федеральными законами, Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области.
Решение о проведении проверки в соответствии с абзацем первым части 16 статьи 4 Закона № 22-ЗО было направлено депутату Хакимову Р.Ш. (исх. № 79 от 06.05.2024), пунктом 11 той же части - для исполнения в управление аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области по вопросам кадрового обеспечения и профилактики коррупционных и иных правонарушений (далее -кадровая служба).
Депутат Хакимов Р.Ш. был уведомлен о начале проведения в отношении него проверки в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона № 22-ЗО (исх. № 76 от 06.05.2024).
По результатам проверки кадровой службой был подготовлен доклад, который, в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона № 22-ЗО, 14.05.2024 был вручен нарочно депутату Хакимову Р.Ш. и, в соответствии с частью 7 той же статьи, в тот же день направлен в комиссию по контролю за достоверностью сведений (исх. № 82).
В результате проведённой проверки было установлено следующее:
В период с 2021 по 2024 годы депутат Хакимов Р.Ш. являлся членом комиссии для рассмотрения документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, образованной в Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области. Его участие в качестве члена комиссии Министерства было подтверждено распоряжениями Министерства от 04.06.2021 № 324 и от 14.11.2023 № 943. Распоряжением Министерства от 16.02.2024 № 101 депутат Хакимов Р.Ш. был исключен из состава комиссии Министерства.
13.12.2023 депутат Хакимов Р.Ш. принял участие в заседании комиссии Министерства, где, среди прочего, рассматривались документы <данные изъяты> на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области (протокол от 13.12.2023 № 5/479-П).
На заседании присутствовало 12 членов комиссии Министерства, по всем вопросам решения принимались единогласно 12 членами, соответственно, депутат Хакимов Р.Ш. также голосовал по всем вопросам повестки, что отражено в протоколе № 5/479-П, подписанном, в том числе, и депутатом Хакимовым Р.Ш.
В Приложении № 4 к протоколу № 5/479-П (заявители принятые к субсидированию) под пунктом 11 значится <данные изъяты> с суммой субсидии 1 034 061 (один миллион тридцать четыре тысячи шестьдесят один) руб. 60 коп.
Согласно открытым данным (сведения из ЕГРЮЛ) <данные изъяты> является действующей организацией (сельскохозяйственным товаропроизводителем), зарегистрированной 05.11.2008.
Директором организации является иное лицо, с 30.09.2019учредителями (по 50% доли в уставном капитале) являются иное лицо и иное лицо. Учредителем <данные изъяты>до 29.09.2019 являлся иное лицо.
Согласно информации, полученной от межрайонного специализированного отдела ЗАГС Агентства ЗАГС Ульяновской области 06.05.2024 №24-97300029-В03048, прослеживается родственная связь иное лицо (иное лицо) иное лицо (мать иное лицо и иное лицо) в браке с иное лицо) и иное лицо (отец Хакимова Р.Ш.), которые являются родными детьми иное лицо и иное лицо и, соответственно, являются родными братом и сестрой, а дети иное лицо -иное лицо и иное лицо являются двоюродными братьями по матери депутата Хакимова Р.Ш..
Родственная связь депутата Хакимова Р.Ш. с иное лицо подтверждена также объяснениями иное лицо от 25.04.2024, данными им в прокуратуре Ульяновского района.
Таким образом, факт наличия близких отношений депутата Хакимова Р.Ш. с учредителями <данные изъяты>» иное лицо иное лицо и иное лицо, а также иное лицо был документально установлен.
В соответствии с письмом <данные изъяты>» б/н и даты, приказом <данные изъяты> о приёме на работу Хакимова Р.Ш. от 17.07.2017 № 1, трудовым договором с Хакимовым Р.Ш. от 17.07.2017 № 1, приказом об увольнении от 30.12.2019 № 2 и объяснениями иное лицо от 25.04.2024, депутат Хакимов Р.Ш. замещал должность <данные изъяты> в период с 17.07.2017 по 30.12.2019.
Следовательно, в период с сентября по декабрь 2019 года депутат Хакимов Р.Ш. проработал совместно со своими двоюродными братьями, один из которых является директором <данные изъяты>», что подтверждает факт наличия корпоративных отношений депутата Хакимова Р.Ш. с <данные изъяты>
Кроме того, будучи депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, Хакимов Р.Ш. принял участие ещё в пяти заседаниях комиссии Министерства, на которых голосовал за предоставление субсидий <данные изъяты> (протоколы от 09.11.2021 № 1, от 13.12.2021 № 31, от 16.02.2023 №№ 2/85-П и 2/414-П, от 21.06.2023 № 4/479-П).
При непосредственном активном участии депутата Хакимова Р.Ш. в заседаниях комиссии Министерства <данные изъяты> в период 2021-2023 годов было получено субсидий на общую сумму более 16 млн. рублей.
16.05.2024 комиссией по контролю за достоверностью сведений, в соответствии со статьёй 26 Закона Ульяновской области от 7 октября 2002 года № 045-ЗО «О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области» (далее - Закон № 045-ЗО) были рассмотрены результаты проверки, проведённой в отношении депутата Хакимова Р.Ш. (протокол № 3).
Депутат Хакимов Р.Ш. лично принимал участие в заседании комиссии по контролю за достоверностью сведений, по результатам которого ему была направлена выписка из протокола № 3 (исх. № 85 от 20.05.2024).
Проверкой достоверно установлен факт участия депутата Хакимова Р.Ш. в заседаниях комиссии Министерства при выделении субсидий из бюджета Ульяновской области <данные изъяты>
Комиссией по контролю за достоверностью сведений было принято решение о признании, что депутат Хакимов Р.Ш. не исполнил обязанность, предусмотренную частью 15 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ - сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, а причины неисполнения этой обязанности содержат признаки уклонения депутата Хакимова Р.Ш. от исполнения обязанности, предусмотренной частью 15 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ; в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ освободить депутата Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности в Законодательном Собрании без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании с момента принятия решения о применении к нему меры ответственности до прекращения срока его полномочий; Подготовить проект постановления Законодательного Собрания и в соответствии со статьёй 115 Регламента Законодательного Собрания внести на рассмотрение Законодательного Собрания.
22.05.2024 на заседании Законодательного Собрания Ульяновской области было принято постановление № 430/12-7 об освобождении депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности <данные изъяты> без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании Ульяновской области с 22 мая 2024 года и до прекращения срока его полномочий в связи с уклонением от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 15 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ, а также выписка из протокола № 12-7).
За принятие постановления проголосовали: «за» - 28; «против» - 3; «воздержался» - нет.
В ходе проверки от Хакимова Р.Ш. были отобраны объяснения.
В судебном заседании административный истец не оспаривал факт участия в заседаниях комиссии Министерства при выделении субсидий из бюджета Ульяновской области <данные изъяты>, однако, указал на отсутствие решающего голоса при решении рассматриваемого вопроса, отсутствие близкого родства с учредителем и руководством <данные изъяты> отсутствие личной заинтересованности в разрешении данного вопроса, при этом не оспаривал, что не сообщил о возможном конфликте интересов иным членам комиссии, но мотивировал причину своего бездействия так же отсутствием решающего голоса при решении рассматриваемого вопроса, отсутствием близкого родства с учредителем и руководством <данные изъяты>», отсутствием личной заинтересованности в исходе рассматриваемого в отношении <данные изъяты>» вопроса.
Вместе с тем, суд не принимает во внимание данные доводы административного истца по приведенным ниже основаниям.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (подпункт "а"); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт "б"); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт "в").
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ).
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ).
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ).
Таким образом, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом (в том числе государственным служащим), на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В любом случае конфликт интересов или возможность его возникновения будет иметь место лишь при наличии личной заинтересованности, способной повлиять на исполнение должностным лицом служебных обязанностей. При этом личная заинтересованность должностного лица может иметь место при наличии имущественных, корпоративных или иных близких отношений с другим лицом и должна быть обусловлена такими побуждениями как карьеризм, семейственность, оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного сотрудника, иное покровительство по службе.
Такой вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2020 г. N 21-КГПР20-2-К5.
Как указывалось выше, административный истец являлся членом комиссии для рассмотрения документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, образованной в Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области и обязан был знать Положение о комиссии для рассмотрения документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, утверждённого распоряжением Министерства от 02.02.2023 № 40.
Так, в силу пункта 4.5.8 Положения о комиссии для рассмотрения документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, утверждённого распоряжением Министерства от 02.02.2023 № 40, при возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включённого в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В этом случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса. Данный факт отражается в протоколе.
Фактически данный пункт Положения направлен на реализацию Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и Федерального закона № 414-ФЗ.
Статья 19 Федерального закона № 414-ФЗ содержит в себе ограничения, связанные с депутатской деятельностью.
Так, в силу ч. 15 указанной нормы, депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В силу ст. 7 Закона Ульяновской области от 29.02.2012 N 22-ЗО "О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности"
В случае если при осуществлении полномочий депутата у него и (или) у состоящих с ним в близком родстве или свойстве лиц (родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей), граждан или организаций, с которыми депутат и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, возникла возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) (далее - личная заинтересованность), которая приводит или может привести к конфликту интересов, депутат обязан в письменной форме сообщить об этом в комиссию, как только ему станет об этом известно.( ч.1),
Согласно ч.2, Сообщение депутата о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее также - сообщение), должно содержать:
1) описание личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
2) описание полномочий, на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление которых влияет или может повлиять личная заинтересованность;
3) меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, предлагаемые депутатом для принятия.
В случае наличия у депутата материалов, подтверждающих возникновение у него личной заинтересованности при осуществлении им своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, депутат представляет их в комиссию одновременно с сообщением.
Согласно ч.3: Кадровая служба Законодательного Собрания осуществляет в определяемом Председателем Законодательного Собрания порядке учет фактов сообщения депутатами о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При этом, суд считает необходимым обратить внимание, что сам административный истец входил в состав комиссии по контролю за достоверностью сведений, то есть, на нем лежала прямая обязанность не только соблюдения самим ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, но и контроля за соблюдением ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации иными депутатами.
При наличии близких отношений с учредителями и исполнительным органом <данные изъяты>» и имеющиеся ранее корпоративные отношения с указанной организацией, у депутата Хакимова Р.Ш. имелись и основания, и обязанность для подачи сообщения о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Вместе с тем, Хакимов Р.Ш., не только принимал участие в заседании комиссии при рассмотрении вопросов о получении субсидий <данные изъяты> но и принимал участие в голосовании, не подав соответствующего заявления ни в письменной, ни в устной форме.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Хакимов Р.Ш. фактически являлся депутатом Законодательного собрания Ульяновской области шестого созыва 2018 года так же и является депутатом Законодательного собрания Ульяновской области седьмого созыва 2023 года, то есть, длительное время.
В силу своего особого статуса, исполняя полномочия депутата, обязан знать положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, Федерального закона № 414-ФЗ, Закона Ульяновской области от 07.10.2002 N 045-ЗО "О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области", Закона Ульяновской области от 30.01.2006 N 06-ЗО "О государственных должностях Ульяновской области", Закона Ульяновской области от 29.02.2012 N 22-ЗО "О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности" и руководствоваться ими при осуществлении своей деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ понятием «конфликт интересов» охватываются также корпоративные отношения, которые в данном случае усугубляются установленными родственными связями.
Законодательством определения понятий родства и свойства напрямую не установлены. Однако, лица, признающиеся состоящими в отношениях родства или свойства, перечислены в фасете 11 "Родство, свойство" ОК 018-2014 "Общероссийский классификатор информации о населении" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст).
К ним относятся: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, дедушка, бабушка, внук, внучка, брат, сестра, отчим, мачеха, пасынок, падчерица, тесть, теща, свекр, свекровь, зять, невестка (сноха), другая степень родства (свойства).
Как указывалось выше, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Методическими рекомендациями по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (далее - Методические рекомендации), подготовленными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 26 июля 2018 г. N 18-0/10/П-5146), определены условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному служащему взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
Так, для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, первоначально необходимо достоверно установить одновременное наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся не только его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), но и граждане, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Личная заинтересованность должностного лица может подразумевать не только возможность получения доходов, но и также иных выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.
Таким образом, учитывая, что перечень ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, предусматривающую обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), не является исчерпывающим, а к субъектам, взаимодействие которых может привести к возникновению конфликта интересов, отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица, отношения между которыми так или иначе могли повлечь за собой возникновение ситуации, при которой у должностного лица мог возникнуть конфликт интересов с этими лицами.
Данная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2020 года № 21-КГПР20-2-К5, при этом административный истец неверно толкует данное определение.
Вышеизложенное свидетельствует о несоблюдении депутатом Хакимовым Р.Ш. требований части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, части 15 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ, статьи 7 Закона № 22-ЗО, неисполнении обязанности сообщить в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также о не принятии мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Законом Ульяновской области от 29.02.2012 N 22-ЗО "О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности" установлен порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, и соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области.
Процедура принятия Законодательным Собранием Ульяновской области решения об освобождении депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности <данные изъяты> без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании Ульяновской области до прекращения срока его полномочий, выраженное в постановлении Законодательного Собрания Ульяновской области от 22.05.2024 № 430/12-7, была проведена в строгом соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ульяновской области.
Что касается тяжести применения к Хакимову Р.Ш. меры ответственности в виде освобождении его как депутата Законодательного собрания Ульяновской области от занимаемой должности <данные изъяты> без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должность в Законодательном Собрании Ульяновской области до прекращения срока его полномочий, суд считает, что принятая мера полностью соответствует тяжести совершенного проступка по нижеприведенным основаниям.
Согласно части 22 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ в случае нарушения депутатом ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, предусмотренных, в том числе частью 15 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ, а равно предоставления им заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера к депутату может быть применена одна из следующих мер ответственности:
1) предупреждение;
2) освобождение от занимаемой должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации с момента принятия решения о применении к депутату меры ответственности до прекращения срока его полномочий;
3) запрет занимать должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации до прекращения срока его полномочий.
Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что депутат Хакимов Р.Ш. ранее уже допускал коррупционное правонарушение, выразившееся в несоблюдении отдельных ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом и законами Ульяновской области, причины несоблюдения которых были признаны неуважительными (протокол от 12.01.2023 № 1).
Таким образом, Постановление Законодательного собрания Ульяновской области от 22.05.2024 года № 430/12-7 «Об освобождении депутата Законодательного собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности <данные изъяты> без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должность в Законодательном Собрании Ульяновской области до прекращения срока его полномочий» принято законно и обоснованно, с учетом действующего законодательства и личности Хакимова Р.Ш., который ранее уже допускал коррупционное правонарушение.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется в полном объеме.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
руководствуясь ст. ст.175-180, 218 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Хакимова Р.Ш. к Законодательному Собранию Ульяновской области о признании незаконным Постановление Законодательного собрания Ульяновской области от 22.05.2024 года № 430/12-7 «Об освобождении депутата Законодательного собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности <данные изъяты> без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должность в Законодательном Собрании Ульяновской области до прекращения срока его полномочий», возложении обязанности восстановить в должности заместителя председателя Законодательного Собрания Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Грачева