РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Ермаковское 27 января 2023 года
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Максиян О.Г.,
при секретаре Худоноговой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия Шушенского района «Тепловые и электрические сети» к Маат Надежде Иннокентьевне, Маат Елене Рудольфовне о ненадлежащем исполнении обязательств, взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги в виде отопления, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» обратилось в суд с иском, уточненном в ходе рассмотрения дела к Маат Н.И., Маат Е.Р. о ненадлежащем исполнении обязательств, взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги в виде отопления за период с 01 сентября 2021 года по 31 октября 2022 года в сумме 104813,65 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2191,64 рублей.
Свои требования мотивирует тем, что 24 октября 2016 года между МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» и Маат Н.И. заключен договор на предоставление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению физическим лицам №№ по адресу: <адрес>. Совместно с Маат Н.И. прописана ее дочь Маат Е.Р.. Судебный приказ 02-№ от 17 марта 2022 года о взыскании с Маат Н.И. задолженности за потребленные энергоресурсы за период с 01.09.2021 по 31.01.2022 года в сумме 42609,88 рублей отменен 12 апреля 2022 года. В связи с тем, что в добровольном порядке ответчик задолженность не оплачивает, с учетом уточненных исковых требований, МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» просит взыскать с Маат Н.И., Маат Е.Р. задолженности за потребленные коммунальные услуги в виде отопления за период с 01 сентября 2021 года по 31 октября 2022 года в сумме 104813,65 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2191,64 рублей.
В судебное заседание представитель истца МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Ответчик Маат Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что горячее водоснабжение по данному адресу отключено в 2010 году. Коммунальные услуги по отоплению она действительно не оплачивает, поскольку данные услуги не соответствуют нормам и стандартам качества, так как в квартире холодно.
Ответчик Маат Е.Р. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомила.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 30 частью 3 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги, в том числе, за тепловую энергию (части 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 6 Правил N 354, система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Плата за отопление вносится совокупно без разделения на плату в помещении и плату на общедомовые нужды.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Исходя из положений ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению своевременной и полной платы за коммунальные услуги несет не только собственник жилого помещения, но и граждане, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, которые также являются потребителями коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 3, подпунктам "е" и "б" пункта 4 указанных Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление - то есть подача по центральным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам; горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 344) потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Пунктом 42.1 Правил определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в многоквартирном доме на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в Приложении N 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии. В отсутствие прибора учета объем потребленной тепловой энергии определяется по нормативу потребления коммунальных услуг. В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета на 1 квадратный метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома (Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от ДД.ММ.ГГГГ).
При определении стоимости тепловой энергии по нормативам потребления в расчет берется площадь жилых помещений (пункт 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
Из системного толкования приведенных норм жилищного законодательства, с учетом положений частей 1, 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением коллективных (общедомовых), а также индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемых ресурсов, а также с учетом положений части 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусматривающих запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, следует, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем, исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.
В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющий принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Маат Н.И., на основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан.
По адресу: <адрес> на регистрационном учете состоит Маат Е.Р. с 08.08.2017 года по настоящее время.
24 октября 2013 года между МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» и Маат Н.И. заключен договор на предоставление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению физическим лицам №№ по адресу: <адрес>.
Судебный приказ № от 17 марта 2022 года о взыскании с Маат Н.И. задолженности за потребленные энергоресурсы за период с 01.09.2021 по 31.01.2022 года в сумме 42609,88 рублей отменен 12 апреля 2022 года.
За период с 01 сентября 2021 года по 31 октября 2022 года по данной квартире имеется задолженность перед МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» за потребленные коммунальные услуги в виде отопления в размере 104813 руб. 65 коп.
Начисление коммунальных услуг произведено в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, утверждёнными органами местного самоуправления, Постановлением Правительства Красноярского края, и тарифами, утверждёнными Региональной энергетической комиссией Красноярского края.
Расчет задолженности за потребленные коммунальные услуги в виде отопления в сумме 104813 руб. 65 коп. ответчиками не оспаривается, доказательств уплаты задолженности в полном объеме или частично суду не представлено. Оснований для перерасчета задолженности у суда не имеется.
Разрешая доводы ответчика Маат Н.И., согласно которых МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» оказывают некачественную услугу по теплоснабжению, в связи с чем, необходимо проведение экспертизы качества оказания услуг по теплоснабжению, а так же технического состояния отопительной системы дома, суд приходит к следующему выводу.
Из анализа Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правил) следует, что единственным доказательством предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, является акт нарушения качества коммунальной услуги.
Достаточность доказательств определяется судом, которому сторонами был представлен необходимый объем доказательств для разрешения возникшего спора, не требующих специальных познаний в различных областях.
По смыслу части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Вопрос о назначении экспертизы разрешается судом в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств.
Согласно информации МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети», Маат Н.И. и Маат Е.Р. не обращались с заявлением о некачественном оказании услуг по теплоснабжению. По состоянию на 24.01.2023 года в адрес МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» от жителей <адрес> жалоб об ограничениях (перебоях) подачи теплоснабжения и горячего водоснабжения не поступало.
На поступившее от Маат Н.И. в МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» 15.09.2022 года заявление, Маат Н.И. дан ответ, согласно которого по состоянию на 08.11.2022 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества не зафиксировано, жалобе не поступало.
Таким образом, судом установлено, что истцом осуществляется теплоснабжение дома, при этом жалоб об ограничениях (перебоях) подачи теплоснабжения и горячего водоснабжения от собственников дома и пользователей оказываемой услугой, в том числе от ФИО1 и ФИО2, не поступало, акты нарушения качества коммунальной услуги не оформлялись. Ответчиками же в свою очередь не представлено суду доказательств (в том числе не предоставлены акты нарушения качества коммунальной услуги) предоставления истцом коммунальной услуги ненадлежащего качества, потребления ответчиком тепловой энергии в меньшем объеме, чем предусмотрено нормативами оказания коммунальных услуг и предъявленного истцом ко взысканию. Со встречными исковыми требованиями о защите прав потребителя ответчики в суд не обращались.
Учитывая обстоятельства дела, совокупность представленных сторонами доказательств, оснований для назначения экспертизы качества оказания услуг по теплоснабжению, а так же технического состояния отопительной системы дома, судом не усматривается.
Кроме того, суд учитывает, что ФИО1 и ФИО2 должных мер по защите своих прав, полагая их нарушенными, не предпринимали, с соответствующими требованиями в установленном законом порядке не обращались, при этом достоверных доказательств ненадлежащего оказания спорных услуг, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представили.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» о взыскании задолженности за отопление за заявленный период в размере 104813 руб. 65 коп. подлежащими удовлетворению, и взысканию с Маат Н.И. и Маат Е.Р. вышеуказанной задолженности за потребленные коммунальные услуги в солидарном порядке.
Удовлетворяя заявленные МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, суд приходит к выводу о том, что оснований для освобождения ответчиков от оплаты услуг по отоплению, начисленной в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, не имеется, поскольку спорное помещение находится в многоквартирном доме, оборудованном централизованной системой отопления.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию сумма уплаченной государственной пошлины в размере 2191,64 рублей.
В силу ст.103 ГПК РФ, с учетом удовлетворенных исковых требований в размере 104813 руб. 65 коп., с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1104 руб. 63 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» к Маат Надежде Иннокентьевне, Маат Елене Рудольфовне о ненадлежащем исполнении обязательств, удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке с Маат Надежды Иннокентьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> <адрес>, паспорт 0400 №, выданный Отделом внутренних дел <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 242-060 и Маат Елены Рудольфовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт 0407 №, выданный Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 240-041, в пользу МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» за потребленные коммунальные услуги в виде отопления за период с 01.09.2021 года по 31.10.2022 года в сумме 104 813 (сто четыре тысячи восемьсот тринадцать) рублей 65 копеек, судебные расходы в размере 2191 (две тысячи сто девяносто один) рубль 64 копейки.
Взыскать в солидарном порядке с Маат Надежды Иннокентьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> <адрес>, паспорт 0400 №, выданный Отделом внутренних дел <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 242-060 и Маат Елены Рудольфовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт 0407 №, выданный Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 240-041, государственную пошлину в сумме 1104 (одна тысяча сто четыре) рубля 63 копейки в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ермаковский районный Красноярского края суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Г. Максиян
Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2023 года.
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 03 февраля 2023 года.