№ 12-5/2017
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 19 января 2017 года
Центральный районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего Шаравина С.Г.,
с участием заявителя Куликовой В.В.
представителя административного органа Холостовой Ю.В.
рассмотрев в судебном заседании жалобу Куликовой В.В. на постановление № 209-7.31-16 руководителя службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. от 26 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя директора по экологии (на момент нарушения исполняющая обязанности директора) КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского» Куликова В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. №209-7.31-16 от 26 мая 2016 года должностное лицо – заместитель директора по экологии (на момент нарушения исполняющая обязанности директора) КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского» Куликова В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Куликова В.В. не согласившись с указанным постановлением, обратилась в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении. Свои требования Куликова В.В. мотивирует тем, что в ее действиях отсутствует вина, поскольку функции и полномочия контрактного управляющего были возложены на другого сотрудника; кроме того, ссылается на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании заявитель Куликова В.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Представитель Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Холостова Ю.В. полагает доводы жалобы являются несостоятельными, а обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Заслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 7.31 устанавливается административная ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
Из обжалуемого постановления следует, что приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 09.04.2014г. № 176-ка директором Учреждения назначена ФИО1 (полномочия директора неоднократно продлевались приказами министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края).
На основании приказа Учреждения от 01.12.2014г. № 143-к Куликова В.В. занимает должность заместителя директора Учреждения с 01.12.2014г.
В соответствии с представленной выпиской из табеля использования рабочего времени за июль, август 2015 года заместитель директора Учреждения (на момент нарушения исполняющая обязанности директора Учреждения ввиду отсутствия ФИО1) Куликова В.В. находилась на рабочем месте в рабочее время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., в том числе ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ..
Заместитель директора Учреждения Куликова В.В., назначенная исполняющей обязанности директора с 20.07.2015г., обладая организационно-распорядительными полномочиями, имела реальную возможность обеспечить своевременное представление (направление) в федеральный орган исполнительной власти, полномочный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, для включения в реестр контрактов в соответствии с требованиями частей 2 и 3 ст.103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следующей информации:
- о приемке оказанных услуг по контракту с ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ. № (документы о приемке услуг по актам: от 28.07.2015г. № и от 28.07.2015г. №) – срок направления (предоставления) документа о приемке не позднее 31.07.2015г.;
- о приемке оказанных услуг по контракту с ЮЛ2» от ДД.ММ.ГГГГ. № (документ о приемке оказанных услуг – акт приемки-передачи выполненных работ (услуг) от 31.07.2015г. №-03.08.2015) – срок направления (предоставления) документа 06.08.2015г.;
- о приемке поставленных товаров по контракту с ЮЛ3 от ДД.ММ.ГГГГ № (документы о приемке услуг – акты: от 23.07.2015г. №, от 31.07.2015г. №) – срок направления (предоставления) документа 30.07.2015г., 07.08.2015г.;
- о приемке оказанных услуг по контракту с ЮЛ4 от ДД.ММ.ГГГГ № (документы о приемке оказанных услуг – акт от 31.07.2015г. №) – в срок не позднее 05.08.2015г.;
- о приемке оказанных услуг по контракту от 18.05.2015г. № (документы о приемке поставленного товара – товарные накладные): от 24.06.2015г. №, от 17.07.2015г. №) – в срок не позднее 05.08.2015г., с нарушением срока на 60 рабочих дней.
Согласно ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44 и 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона (часть 1). В реестр контрактов включаются, в том числе, следующие документы и информация : 10) информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта; 11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения; 13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (часть 2). В течение трех рабочих дней, с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (часть 3).
Из п.3 ст.154 Бюджетного кодекса РФ следует, что бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляет Федеральное казначейство.
Положением о Федеральном казначействе, которое утверждено Постановлением РФ от 01.12.2004 № 703 № «О Федеральном казначействе», установлено, что Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 6 ст.103 Закона установлено, что Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющих государственную тайну» (далее – Порядок) утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее – Правила).
Согласно п.3 Правил в реестре контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона.
В соответствии с п.6 Правил ведения реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиком, определенными пунктом 7 статьи 7 статьи 3 Закона, в соответствии с Правилами.
В силу п.12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах "а" - "ж", "и", "м" и "о" пункта 2 настоящих Правил;
в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах "з", "к", "л" и "н" пункта 2 настоящих Правил (информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены; информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом; информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения; документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги)).
В силу п.11 Правил информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
В соответствии с п.15 Правил при положительном результате проверки, предусмотренной пунктами 13 и 14 настоящих Правил, Федеральное казначейство формирует реестровую запись, в которую включаются информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов.
Абзацем 3 п.2 Порядка установлено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок размещение реестра контрактов, заключенных заказчиками, осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
С учетом вышеизложенного, должностное лицо пришло к выводу, что в действиях должностного лица заказчика – заместителя директора КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» (на момент нарушения исполняющая обязанности директора Учреждения) Куликовой В.В., действующей на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 10.07.2015г. № 660-от по адресу: <адрес>, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.7.31 КоАП РФ, в связи с чем, в отношении последней было вынесено обжалуемое постановление № 209-7.31-16 от 26 мая 2016 года.
Вместе с тем, в соответствии со ст.7 Федерального Закона №44-ФЗ, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из представленных материалов усматривается, что КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» создано в соответствии с Постановлением администрации Красноярского края №585-п, как государственное учреждение «Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края».
Данное учреждение руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, закона Красноярского края, указами и распоряжениями Губернатора Красноярского края, постановлениями и распоряжением Правительства Красноярского края, решениями учредителя (собственника), Положением об управлении краевыми государственными учреждениями и Уставом.
Кроме того, учреждение является заказчиком на основании п.7 ст.3 и ч.1 ст.15 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По смыслу п. 6 названного Порядка, а также во взаимосвязи с ч. 2 ст. 12 Федерального Закона № 44-ФЗ, должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе за формирование информации и документов, за их полноту и достоверность несет лицо, имеющее право действовать от имени заказчика, электронной подписью которого подписаны соответствующие информация и документы.
Изучение имеющихся материалов дела показало следующее.
Согласно п. 5.3 Устава КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края», руководитель Учреждения в силу своей компетенции, в том числе, осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения; утверждает штатное расписание и структуру; издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения (л.д. 157).
Так, руководитель Учреждения ФИО1, реализуя свои полномочия предусмотренные уставом Учреждения, приняла и утвердила следующие документы:
- приказ № 11-од от 18.02.2015г. о наделении правом электронной подписи на официальных сайтах РФ и в сети «Интернет» следующих работников: Куликову В.В., ФИО2, ФИО3 (л.д. 176-178);
- должностную инструкцию экономиста от 17.09.2015 года, п. 3.15 инструкции установлено, что в число должностных обязанностей экономиста входит осуществление подготовки и своевременное размещение информации на официальном сайте в сети Интернет (л.д.199);
- приказ № 44-од от 29.06.2015г., согласно которого ФИО4 – экономист 1 категории, наделена правом электронной подписи сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг, электронных документов с полномочиями заказчика; уполномоченный специалист; специалист с правом направления проекта контракта участнику размещения заказа; работа с ГМУ, ЭП уполномоченного специалиста (л.д. 204-205);
- приказ № 42-од от 29.06.2015г., согласно которого ФИО4 с 29.06.2015г. назначена ответственной за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий), в число функций которой указаны: размещение в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; план-гафик и внесенные в него изменения; осуществление подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков закрытыми способами; осуществлять иные полномочия, предусмотренные ФЗ № 44 от 05.04.2013г. (л.д. 206-207).
Анализ вышеуказанных документов позволяет сделать вывод о том, что с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 являясь контрактным управляющим, являлась ответственным должностным лицом за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Кроме того, контрактный управляющий обязан осуществлять подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, а также на контрактного управляющего возложены иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
Согласно исследованным в судебном заседании контрактам, обязанность по размещению на официальном сайте (в единой информационной системе) отчетов об исполнении (расторжении, промежуточном исполнении) контрактов, на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. была исполнена контрактным управляющим ФИО4
По смыслу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с приказами и должностными инструкциями, исследованными в судебном заседании, изданными директором КГБУ «ЦРМПиООС» обязанность контрактного управляющего за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. была возложена на экономиста 1 категории ФИО4, которая соответствующим приказом была наделены правом электронной подписи на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с соответствующими полномочиями. Обязанности по размещению на официальном сайте (в единой информационной системе) отчетов об исполнении (расторжении, промежуточном исполнении) контрактов, была исполнена контрактным управляющим ФИО4
Таким образом, полномочия контрактного управляющего Куликовой В.В. были делегированы в установленном порядке на иное должностное лицо, что свидетельствует об отсутствии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ в действиях Куликовой В.В.
Таким образом, обжалуемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление № 209-7.31-16 руководителя службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. от 26 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя директора по экологии (на момент нарушения исполняющая обязанности директора) КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского» Куликова В.В. - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии через суд Центрального района г. Красноярска.
Судья С.Г. Шаравин