РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года ЗАТО г. Зеленогорск
Зеленогорский городско суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бойцовой Л.А.,
с участием представителя истца Бунтиной Т.С.,
ответчика – Петухова О.М.,
при секретаре Чуяшенко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Петухову О.М. о взыскании излишне выплаченных сумм,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Петухову О.М. и просит взыскать с ответчика незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 63740 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (срок действия социального контракта), а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 2112 рублей.
Требования мотивированы тем, что Петухов О.М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ТО КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (мероприятие по поиску работы). Решением ТО КГКУ «УСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта по поиску работы, направленная на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации улучшить материальное положение гражданина. С ответчиком заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № сроком на 6 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), при этом ответчику была назначена государственная помощь в сумме 63740 рублей. Ответчик в нарушение условий социального контракта не предоставил отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке на основании подпункта 5 пункта 36 Порядка. Уведомления о прекращении оказания государственной помощи от ДД.ММ.ГГГГ и о возврате денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком проигнорированы. В связи с чем, истец вынужден был обратился в суд с указанным исковым заявлением.
Представитель истца КГКУ «УСЗН» по доверенности Бунтина Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Петухов О.М. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что он заключил социальный контракт по просьбе сотрудников УСЗН, с условиями контракта был ознакомлен, работал по трудовому договору, в январе 2023 года не пришел в УСЗН и не представил необходимые документы.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе на труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7).
Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №178-ФЗ под социальным контрактом понимается соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Целью социального контракта является стимулирование активных действий субъектов по преодолению трудной жизненной ситуации. Существенные условия договора определяются законом, и к договору в обязательном порядке прилагается программа социальной адаптации. Это самодостаточная юридическая конструкция социально -обеспечительного договора.
С 01.01.2020 полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе, на основании социального контракта, осуществляет краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (далее - КГКУ «УСЗН») в лице его территориальных отделений. На территории г. Зеленогорска указанные полномочия осуществляет ТО КГКУ «УСЗН».
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».
Пункт 2 Порядка предусматривает, что право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
В соответствии с пунктом 9 Порядка при реализации мероприятия по поиску работы заявителю, зарегистрированному в учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, предоставляется ежемесячная денежная выплата в течение месяца с даты заключения социального контракта и в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства заявителя (в том числе на срочной основе, а также в случае заключения гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг) в размере величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения по соответствующей группе территорий Красноярского края на год предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с условиями социального контракта.
Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
ДД.ММ.ГГГГ Петухов О.М. обратился в ТО КГКУ «УСЗН» с заявлением о заключении социального контракта и назначении социальной помощи.
ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» принято решение № в соответствии с которым ответчику была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта по поиску работы, направленная на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно) и улучшить материальное положение гражданина.
ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком заключен социальный контракт № сроком на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно социальному контракту ответчику назначена государственная помощь в сумме 63 740 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты для получателя, зарегистрированного в краевом государственном учреждении службы занятости населения, в качестве безработного или ищущего работу составляла 15 935 рублей, продолжительность выплаты: 1 месяц. Размер ежемесячной денежной выплаты для трудоустроившегося получателя составляла 15 935 рублей.
По условиям социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ Петухов О.М. принял на себя обязательства в том числе: осуществить поиск работы с последующим заключением трудового договора (в том числе на срочной трудовой основе или в форме гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг) в период действия социального контракта; указанные в разделе 2 социального контракта; представлять в период действия социального контракта ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), лично, либо посредством почтового отправления, либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты ТО КГКУ «УСЗН»; добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо для продолжения оказания назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течение 30 дней со дня получения от ТО КГКУ «УСЗН» уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи.
В соответствии с разделом 3 социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» имеет право: инициировать досрочное расторжение контракта в случаях, в том числе, предоставления недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта; инициировать расторжение контракта и возврат заявителем суммы денежных выплат по социальному контракту в целях нецелевого расходования, необоснованного получения денежных средств, несвоевременного уведомления центра об изменении обстоятельств, несоблюдения сроков предоставления отчетов о выполнении программы социальной адаптации и иных отчетных документов.
В приложении № к социальному контракту от № от ДД.ММ.ГГГГ разработана программа социальной адаптации. Основными мероприятиями социального контракта явились: прохождение собеседований у работодателей, заключение трудового договора, подтверждение трудовой деятельности.
В силу раздела 5 социального контракта № по оказанию государственной помощи от ДД.ММ.ГГГГ, договор вступил в законную силу с момента его подписания, срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ. Подписав указанное соглашение, Петухов О.М. согласился с его условиями и обязался выполнять их. Кроме того, пунктом 4.1.1 социального контракта на Петухова О.М. возложена обязанность о выполнении условий социального контракта, предоставления отчетных документов в КГКУ «УСЗН» ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Во исполнение контракта Петуховым О.М. были предоставлены сведения: об учете в центре занятости населения; прохождении собеседований с работодателями в целях поиска работы; заключение трудового договора с ООО «ТЭК 45», согласно которому договор заключался на период выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, были предоставлены справки с места работы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что обязательства по социальному контракту № по оказанию государственной помощи от ДД.ММ.ГГГГ в виде выплаты Петухову О.М. ежемесячной денежной помощи в размере 63740 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» исполнено надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, сумма произведенных выплат Петухову О.М. по оказанию государственной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 63740 рублей (15935 * рублей * 4 выплаты).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Судом установлено, что Петухов О.М. не исполнил принятых на себя обязательств по условиям социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представил отчет о выполнении программы социальной адаптации за декабрь 2022 года, не представил документы, подтверждающие расходование единовременной денежной выплаты в декабре 2022 года, мероприятия по социальной адаптации не выполнены.
Установленные судом обстоятельства ненадлежащего исполнения Петухов О.М. принятых на себя обязательств, являются основанием для расторжения социального контракта и взыскания суммы денежных выплат по социальному контракту.
В силу п. 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочное расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым пункта 28 Порядка.
В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказание государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В соответствии с пунктом 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации и в сроки, предусмотренные программой социальной адаптации.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственная социальная помощь на основании социального контракта производится за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых должно отвечать принципу эффективности необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» цель оказания социальной помощи на основании социального контракта - стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации.
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в использовании их на цели, не предусмотренные социальным контрактом, и влечет за собой бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в одностороннем порядке социальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию государственной помощи был расторгнут, ДД.ММ.ГГГГ Петухову О.М. направлена претензия о невыполнении обязательств по социальному контракту и возврате необоснованно полученных денежных средств.
Претензия Петуховым О.М. оставлена без удовлетворения, денежные средства в добровольном порядке истцу не возвращены.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено суду доказательств надлежащего исполнения условий социального контракта № по оказанию государственной социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ, наличия обстоятельств, препятствующих исполнению условий контракта, как не представлено и доказательств возврата сумм государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта.
Поскольку истцом предоставлено суду достаточно доказательств в обоснование заявленного требования о взыскании суммы денежных выплат по социальному контракту 72-1-0198/22 по оказанию государственной социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит требование истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению заявленные истцом требования о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 2112 руб. поскольку, данные расходы подтверждены документально и являются вынужденными для истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Пеухову О.М. о взыскании излишне выплаченных сумм удовлетворить.
Взыскать с Петухова О.М., № в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» <данные изъяты> излишне выплаченную сумму в размере 63 740 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2112 руб., а всего 65832 (шестьдесят пять тысяч восемьсот тридцать два) рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок.
Председательствующий Л.А. Бойцова