Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-595/2023 ~ М-346/2023 от 22.03.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2023 года                                ЗАТО г. Зеленогорск

Зеленогорский городско суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бойцовой Л.А.,

с участием представителя истца Бунтиной Т.С.,

ответчика – Петухова О.М.,

при секретаре Чуяшенко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Петухову О.М. о взыскании излишне выплаченных сумм,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Петухову О.М. и просит взыскать с ответчика незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 63740 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (срок действия социального контракта), а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 2112 рублей.

Требования мотивированы тем, что Петухов О.М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ТО КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (мероприятие по поиску работы). Решением ТО КГКУ «УСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ ответчику назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта по поиску работы, направленная на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации улучшить материальное положение гражданина. С ответчиком заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), при этом ответчику была назначена государственная помощь в сумме 63740 рублей. Ответчик в нарушение условий социального контракта не предоставил отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке на основании подпункта 5 пункта 36 Порядка. Уведомления о прекращении оказания государственной помощи от ДД.ММ.ГГГГ и о возврате денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком проигнорированы. В связи с чем, истец вынужден был обратился в суд с указанным исковым заявлением.

Представитель истца КГКУ «УСЗН» по доверенности Бунтина Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Ответчик Петухов О.М. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что он заключил социальный контракт по просьбе сотрудников УСЗН, с условиями контракта был ознакомлен, работал по трудовому договору, в январе 2023 года не пришел в УСЗН и не представил необходимые документы.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе на труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7).

Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона №178-ФЗ под социальным контрактом понимается соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Целью социального контракта является стимулирование активных действий субъектов по преодолению трудной жизненной ситуации. Существенные условия договора определяются законом, и к договору в обязательном порядке прилагается программа социальной адаптации. Это самодостаточная юридическая конструкция социально -обеспечительного договора.

С 01.01.2020 полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе, на основании социального контракта, осуществляет краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (далее - КГКУ «УСЗН») в лице его территориальных отделений. На территории г. Зеленогорска указанные полномочия осуществляет ТО КГКУ «УСЗН».

Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».

Пункт 2 Порядка предусматривает, что право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

В соответствии с пунктом 9 Порядка при реализации мероприятия по поиску работы заявителю, зарегистрированному в учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, предоставляется ежемесячная денежная выплата в течение месяца с даты заключения социального контракта и в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства заявителя (в том числе на срочной основе, а также в случае заключения гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг) в размере величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения по соответствующей группе территорий Красноярского края на год предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с условиями социального контракта.

Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

ДД.ММ.ГГГГ Петухов О.М. обратился в ТО КГКУ «УСЗН» с заявлением о заключении социального контракта и назначении социальной помощи.

ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» принято решение в соответствии с которым ответчику была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта по поиску работы, направленная на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно) и улучшить материальное положение гражданина.

ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком заключен социальный контракт сроком на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно социальному контракту ответчику назначена государственная помощь в сумме 63 740 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты для получателя, зарегистрированного в краевом государственном учреждении службы занятости населения, в качестве безработного или ищущего работу составляла 15 935 рублей, продолжительность выплаты: 1 месяц. Размер ежемесячной денежной выплаты для трудоустроившегося получателя составляла 15 935 рублей.

По условиям социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ Петухов О.М. принял на себя обязательства в том числе: осуществить поиск работы с последующим заключением трудового договора (в том числе на срочной трудовой основе или в форме гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг) в период действия социального контракта; указанные в разделе 2 социального контракта; представлять в период действия социального контракта ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), лично, либо посредством почтового отправления, либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты ТО КГКУ «УСЗН»; добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо для продолжения оказания назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течение 30 дней со дня получения от ТО КГКУ «УСЗН» уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи.

В соответствии с разделом 3 социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» имеет право: инициировать досрочное расторжение контракта в случаях, в том числе, предоставления недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта; инициировать расторжение контракта и возврат заявителем суммы денежных выплат по социальному контракту в целях нецелевого расходования, необоснованного получения денежных средств, несвоевременного уведомления центра об изменении обстоятельств, несоблюдения сроков предоставления отчетов о выполнении программы социальной адаптации и иных отчетных документов.

В приложении к социальному контракту от от ДД.ММ.ГГГГ разработана программа социальной адаптации. Основными мероприятиями социального контракта явились: прохождение собеседований у работодателей, заключение трудового договора, подтверждение трудовой деятельности.

В силу раздела 5 социального контракта по оказанию государственной помощи от ДД.ММ.ГГГГ, договор вступил в законную силу с момента его подписания, срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ. Подписав указанное соглашение, Петухов О.М. согласился с его условиями и обязался выполнять их. Кроме того, пунктом 4.1.1 социального контракта на Петухова О.М. возложена обязанность о выполнении условий социального контракта, предоставления отчетных документов в КГКУ «УСЗН» ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Во исполнение контракта Петуховым О.М. были предоставлены сведения: об учете в центре занятости населения; прохождении собеседований с работодателями в целях поиска работы; заключение трудового договора с ООО «ТЭК 45», согласно которому договор заключался на период выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, были предоставлены справки с места работы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела усматривается, что обязательства по социальному контракту по оказанию государственной помощи от ДД.ММ.ГГГГ в виде выплаты Петухову О.М. ежемесячной денежной помощи в размере 63740 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» исполнено надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, сумма произведенных выплат Петухову О.М. по оказанию государственной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 63740 рублей (15935 * рублей * 4 выплаты).

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).

Судом установлено, что Петухов О.М. не исполнил принятых на себя обязательств по условиям социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представил отчет о выполнении программы социальной адаптации за декабрь 2022 года, не представил документы, подтверждающие расходование единовременной денежной выплаты в декабре 2022 года, мероприятия по социальной адаптации не выполнены.

Установленные судом обстоятельства ненадлежащего исполнения Петухов О.М. принятых на себя обязательств, являются основанием для расторжения социального контракта и взыскания суммы денежных выплат по социальному контракту.

В силу п. 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочное расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым пункта 28 Порядка.

В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказание государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

В соответствии с пунктом 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации и в сроки, предусмотренные программой социальной адаптации.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственная социальная помощь на основании социального контракта производится за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых должно отвечать принципу эффективности необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» цель оказания социальной помощи на основании социального контракта - стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации.

Нецелевое использование бюджетных средств выражается в использовании их на цели, не предусмотренные социальным контрактом, и влечет за собой бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в одностороннем порядке социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию государственной помощи был расторгнут, ДД.ММ.ГГГГ Петухову О.М. направлена претензия о невыполнении обязательств по социальному контракту и возврате необоснованно полученных денежных средств.

Претензия Петуховым О.М. оставлена без удовлетворения, денежные средства в добровольном порядке истцу не возвращены.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено суду доказательств надлежащего исполнения условий социального контракта по оказанию государственной социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ, наличия обстоятельств, препятствующих исполнению условий контракта, как не представлено и доказательств возврата сумм государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта.

Поскольку истцом предоставлено суду достаточно доказательств в обоснование заявленного требования о взыскании суммы денежных выплат по социальному контракту 72-1-0198/22 по оказанию государственной социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит требование истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению заявленные истцом требования о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 2112 руб. поскольку, данные расходы подтверждены документально и являются вынужденными для истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Пеухову О.М. о взыскании излишне выплаченных сумм удовлетворить.

Взыскать с Петухова О.М., в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» <данные изъяты> излишне выплаченную сумму в размере 63 740 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2112 руб., а всего 65832 (шестьдесят пять тысяч восемьсот тридцать два) рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок.

Председательствующий                        Л.А. Бойцова

2-595/2023 ~ М-346/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" (КГКУ "УСЗН")
Ответчики
Петухов Олег Михайлович
Другие
Архипова Татьяна Владимировна
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Бойцова Л.А.
Дело на странице суда
zelen--krk.sudrf.ru
22.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2023Передача материалов судье
22.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2023Дело оформлено
20.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее