Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1560/2024 ~ М-608/2024 от 09.02.2024

57RS0023-01-2024-000946-80

№ 2-1560/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2024 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Коротковой О.И.,

при ведении протокола секретарем Колпеевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению зам. прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Наш Дом» об обязании установить трехстороннее ограждение и твердое бетонное покрытие контейнерной площадки,

УСТАНОВИЛ:

зам. прокурора Северного района г. Орла обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла об обязании установить трехстороннее ограждение и твердое бетонное покрытие контейнерной площадки.

В обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка по вопросу исполнения требований федерального законодательства в области обращения c отходами производства и потребления на территории Северного района г. Орла, по адресу: г. Орёл, ул. <...>, на основании которой выявлены нарушения норм действующего законодательства.

После уточнения исковых требований и определения надлежащего ответчика просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «УК «Наш Дом» привести в соответствие с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «СанПиН 2.1.3684-21», Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Орла, утвержденного постановлением администрации г. Орла от 25 июля 2014 года № 2947 контейнерную площадку, расположенную по адресу: <...>, а именно: установить трехстороннее ограждение и твердое бетонное покрытие.

В судебном заседании помощник прокурора Северного района г. Орла Морозова Е.В. поддержала уточненные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении и уточнении к нему.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «УК «Наш Дом» по доверенности Хижова О.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая о необоснованности требований о возложении обязанности управляющую компанию установить трехстороннее ограждение и твердое бетонное покрытие на контейнерной площадке.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадях) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства образований (пункт 3).

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального города, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.

Согласно статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39).

В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 определено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с пунктами 40, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 собственники помещений вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.

В пункте 26 (1) Минимального перечня установлено, что работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов предполагают организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов. В настоящем перечне понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641".

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.

Пунктом 3.7.1 указанных Правил установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны, среди прочего, обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.

Возложение данной нормой указанных обязанностей на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, являющимся источником образования ТКО, не обусловлено местоположением контейнерной площадки и принадлежностью соответствующего земельного участка.

С 01 марта 2021 года на территории Российской Федерации действует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3.

Согласно пункту 3 указанного СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 декабря 2023 года помощником прокурора Северного района г. Орла проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории г. Орла по адресу расположения жилого дома: <...>, на земельном участке с кадастровым номером №***, в результате которого установлены нарушения прав граждан на безопасную и благоприятную окружающую среду.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки, составленном помощником прокурора, и зафиксированы с помощью фотосъемки.

Согласно Реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории г. Орла, утвержденному постановлением администрации г. Орла № 2947 от 25.07.2014 года, с учетом внесения изменений постановлением администрации г. Орла № 806 от 29.02.2024 года собственником контейнерной площадки по адресу: <...>, является муниципальное образование «город Орел», контейнерная площадка предназначена для пользования жителями домов № 160/1.

Управляющей компанией по вышеназванному адресу проведенного обследования, является ООО «УК «Наш Дом», что подтверждается материалами дела и не отрицается явившимся на рассмотрение данного дела представителем ответчика.

03 апреля 2024 года помощником прокурора Северного района г. Орла проведено повторное обследование указанной контейнерной площадки, в ходе которого установлено, что на контейнерной площадке размещены два контейнера для сбора ТБО, контейнерная площадка находится в неудовлетворительном состоянии, в нарушении требований СанПиН 2.1.3684-21 территория контейнерной площадки не оборудована трехсторонним ограждением, имеющееся ограждение частично разрушено, в связи с чем, бытовой мусор находится за пределами контейнерной площадки, а также на контейнерной площадке отсутствует твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Данный факт подтверждается фотографией, являющейся приложением к акту проверки.

Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела участниками не оспаривались.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что в настоящем случае обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке, как входящем в общедомовое имущество, лежит на организации по обслуживанию жилищного фонда многоквартирного дома. Наличие не соответствующих установленным нормам площадок вывоза твердых коммунальных отходов, а также отсутствие обустроенной площадки для сбора крупногабаритных отходов по адресу расположения жилого дома: <...>, указывает на то, что ответчиком не принимается достаточных мер, необходимых для соответствующего санитарного содержания территории и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение управляющими компаниями обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление зам. прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Наш Дом» об обязании установить трехстороннее ограждение и твердое бетонное покрытие контейнерной площадки, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК «Наш Дом» (ИНН №***) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «СанПиН 2.1.3684-21», Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Орла, утвержденного постановлением администрации г. Орла от 25 июля 2014 года № 2947 контейнерную площадку, расположенную по адресу: <...>, а именно: установить трехстороннее ограждение и твердое бетонное покрытие.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд города Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, который будет изготовлен 24 мая 2024 года.

Судья О.И. Короткова

2-1560/2024 ~ М-608/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Северного района г.Орла
Ответчики
УК "Наш дом"
Другие
Администрация г.Орла
МКУ "Объединенный муниципальный заказчик"
Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области
Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла
Управление Роспотребнадзора по Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Короткова Оксана Ивановна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
09.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2024Подготовка дела (собеседование)
28.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Судебное заседание
17.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024Дело оформлено
11.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее