ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 04 октября 2023 года № 7-565/2023
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Соколова М.В., рассмотрев жалобу Крашкина В.А. на решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 28.07.2023, постановление государственного инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Соловьевой И.В. от 11.05.2023 № УИН 18810035220024409120 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Крашкина В.А.,
установила:
постановлением государственного инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Соловьевой И.В. от 11.05.2023 № УИН 18810035220024409120 Крашкин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Определением государственного инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Соловьевой И.В. от 26.07.2023 в указанное постановление в графу «постановил» внесено дополнение «в нарушение требования пункта 1 ОП ПДД РФ, пункта 3 части 3 статьи 8 ФЗ 283 от 03.08.2018»
Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, Крашкин В.А. обратился с жалобой в суд, просил отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов указал, что длительное время болел, что не позволило обратиться в РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде, инспектор не отреагировала на его сообщение. Временем совершения правонарушения в протоколе и постановлении указано 00 часов 01 минута 28.03.2023. Вместе с тем, РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде не работает в ночное время. Инспектором не приняты попытки к установлению места якобы совершенного правонарушения. Указан адрес: <адрес>. Однако, в указанную дату и время, находился на даче, где проходил лечение. Не разъяснялись права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции РФ. В протоколе и постановлении не идентифицировано транспортное средство.
Решением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 28.07.2023 постановление государственного инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Соловьевой И.В. от 11.05.2023 № УИН 18810035220024409120 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 КоАП РФ в отношении Крашкина В.А. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе и дополнениях к ней Крашкин В.А., ссылаясь на прежние доводы, просит отменить постановление должностного лица, решение судьи, прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Крашкиным В.А. заявлено ходатайство об отложении судебного заседания по делу, в удовлетворении которого отказано, должностное лицо государственный инспектор РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Соловьева И.В. о причинах неявки в судебное заседание не сообщила, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 19.22 КоАП РФ нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 11.05.2023 государственным инспектором РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Соловьевой И.В., 28.03.2023 в 00 часов 01 минуту, по адресу: <адрес>, Крашкин В.А. нарушил правила государственной регистрации, не поставил на учет в ГИБДД в установленные сроки транспортное средство ... (ДКП от 17.03.2023).
В нарушение части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, в протоколе об административном правонарушении не полностью описано событие административного правонарушения - не указано, нарушение каких нормативных правовых актов вменяется в вину.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 11.05.2023 не может быть признан допустимым доказательством, поскольку не содержит сведений, предусмотренных частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а именно, в протоколе не полностью описано событие административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения жалобы невозможно.
Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным и неустранимым, поэтому составленный протокол, как основополагающее доказательство и процессуальный акт, определяющий пределы и объем административного обвинения, не может использоваться по делу об административном правонарушении.
Кроме того, согласно нормам КоАП РФ должностное лицо не является самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении, такое лицо подлежит допросу в качестве свидетеля. В силу части 5 статьи 25.6 КоАП РФ свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, допрошенное в судебном заседании судьей городского суда должностное лицо - государственный инспектор РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Соловьева И.В. об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ не предупреждалась, материалы дела соответствующей расписки не содержат. Показания названного должностного лица положены в основу вынесенного судьей городского суда решения.
С учетом разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», данное обстоятельство влечет невозможность использования указанных показаний в качестве доказательства.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Соловьевой И.В. от 11.05.2023 № УИН 18810035220024409120, решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 28.07.2023, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 КоАП РФ, в отношении Крашкина В.А., подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление государственного инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде Соловьевой И.В. от 11.05.2023 № УИН 18810035220024409120, решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 28.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Крашкина В.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Крашкина В.А. прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда М.В. Соколова