66RS0051-01-2023-001470-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серов Свердловская область 16 ноября 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Александровой Е.В., при секретаре судебного заседания Шулаковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1683/2023 по иску Серовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к администрации Серовского городского округа, отраслевому органу администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» о понуждении к совершению действий
с участием представителя Серовского городского прокурора - старшего помощника Серовского городского прокурора – Гребенкиной А.Н.,
представителя ответчика администрации Серовского городского округа Валиховой М.Н., действующей на основании доверенности №24 от 30.11.2022г. сроком до 31.12.2023г.,
представителя третьего лица МКУ «УКС» Силантьева М.Н., действующего на основании доверенности от 09.01.2023г. сроком до 31.12.2023г.,
УСТАНОВИЛ:
Серовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Серовский районный суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации Серовского городского округа о понуждении к совершению действий.
В обоснование исковых требований указал, что Серовской городской прокуратурой во исполнение "п. 8.2 решения расширенного заседания коллегии прокуратуры Свердловской области «Об итогах работы прокуратуры Свердловской области и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2023 год» проведена проверка соблюдения федерального законодательства, на территории Серовского городского округа. В ходе проверки выявлены существенные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. Установлено, что лестница на тротуаре около остановки общественного транспорта «Дом Быта Эра» (<адрес>) не соответствует требованиям СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр. Тротуарные лестницы имеют неровную поверхность, трещины, выбоины, разрушения краевой части ступени, перила не соответствуют техническим требованиям, отсутствует пандус.
В исковом заявлении просит обязать администрацию Серовского городского округа создать условия лицам с ограниченными возможностями для беспрепятственного пользования объектам социальной инфраструктуры, путем реконструкции лестниц на тротуаре около остановки общественного транспорта «Дом Быта Эра» (<адрес>) в соответствии с СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр. в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от 02.08.2023г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований МКУ «Управление капитального строительства» (далее МКУ «УКС»), отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству».
06.09.2023г. определением процессуальный статус третьего лица отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» изменен на ответчика.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник Серовского городского прокурора Гребенкина А.П. исковые требования поддержала, в обоснование чего ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Серовского городского округа Валихова М.Н. пояснила, что по положению об отраслевом органе администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» комитет является главным администратором доходов бюджета Серовского городского округа. Работы по созданию тротуаров делегированы МКУ «УКС». Муниципальный контроль за выполнением работ осуществляет комитет.
Представитель представителя третьего лица МКУ «УКС» Силантьев М.Н. пояснил, что надлежащим ответчиком является «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству», денежные средства комитетом МКУ «УКС» не выделены.
Представитель ответчика отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, причины неявки суду неизвестны.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке без участия представителя ответчика отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству».
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 27 п. 4, ст. 35 п. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересы общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как установлено судом, Серовской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства, в части организации безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, на территории Серовского городского округа.
В ходе проверки выявлены существенные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
В судебном заседании установлено, что лестница на тротуаре около остановки общественного транспорта «Дом Быта Эра» (<адрес>) не соответствует требованиям СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр. Тротуарные лестницы имеют неровную поверхность, трещины, выбоины, разрушения краевой части ступени, перила не соответствуют техническим требованиям, отсутствует пандус.
Статьей Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 02.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения;, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог, магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
В соответствии ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» следует, что обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возложена, как на государство, так и на организации, независимо от организационно - правовых форм собственности.
Согласно с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.
5.1.11 Покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим
вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный
коэффициент сцепления 0,6–0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных
температур – не менее 0,4 кН/кН.
Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается. 5.1.12 В марше лестниц, расположенных на продолжении тротуара или пешеходной
дорожки, должно быть 3–12 ступеней, между маршами должна предусматриваться горизонтальная площадка.
Параметры лестниц следует принимать:
- свес проступей* – до 0,015 м в поперечном профиле;
- радиус закругления проступей – не более 0,025 м;
- продольный уклон ступеней – не более 10 ‰;
- поперечный уклон ступеней – не более 20 ‰;
- коэффициент сцепления на поверхности проступи – не менее 0,45.
5.1.13 С двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни всоответствии с ГОСТ Р 51261.Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи
ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы.
При расчетной ширине прохожей части внешней лестницы 4 м и более следует
предусматривать центральные двусторонние поручни. Они могут выполняться с разрывом в плане на горизонтальных площадках.
Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90о во внешнюю сторону.
Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т. п.
Расстояние любой прилегающей поверхности до поручней в свету должно быть
не менее 0,06 м.
При расположении поручня под нависающими конструкциями ограждений следует обеспечивать высоту над поручнем не менее 0,45 м, а их внешнюю границу проектировать по одной вертикальной проекции с внутренним краем поручня.
Там, где высота свободного пространства от поверхности земли до выступающих снизу конструкций лестниц менее 2,1 м, следует предусматривать ограждение или озеленение (кустарник).
5.1.14 У внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: - пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м;
Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по
таблице
Продольный уклон марша Длина одного марша Суммарная длина
пандуса пандуса, м, не более наклонных поверхностей
пандуса, м, не более
От 30 до (от 1:33 до 1:25) 15
(включительно) 110
От 40 до (от 1:25 до 1:20) 12
(включительно)
От 50 до (от 1:20 до 1:16,7) 9
(включительно)
От 61 до (от 1:16 до 1:12,5)
(включительно) 6 36
5.1.15 На участках пешеходных путей с максимальной расчетной интенсивностью движения пешеходов в двух направлениях до 2400 чел./ч ширину прохожей части пандуса, применяемого совместно с лестницей, назначают по расчету согласно СП 42.13330 и СП 35.13330, но не менее 0,9 м, а при интенсивности движения пешеходов более 2400 чел./ч – не менее 1,8 м.
5.1.16 Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса
должны быть с размерами прохожей части, не менее: - на общих путях движения с встречным движением – ширина – 1,8 м, длина – 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса – 1,8 * 1,8 м;
- при движении в одном направлении – ширина – 1,5 м, длина – 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса – 1,5 * 1,5 м
По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой
не менее 0,05 м.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.
5.1.17 Поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований5.1.11.
В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические
решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.18. При этом
конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом
не более 5 мм.
При применении для пандусов металлических решеток из просечно-вытяжного листа допускается максимальный размер ячеек в направлении движения – 20 мм.
Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.
5.1.18 Перед уклонами, лестницами и пандусами дренажные решетки водостоков, дождеприемников, водоотводных (сточных) лотков, приствольные решетки для зеленых насаждений, люки и крышки коммуникаций любого назначения следует размещать за пределами габаритов прохожей части пешеходных путей. Допускается устанавливать отсекающие решетки (перпендикулярные пешеходному пути).
Ширина просветов ячеек решеток не должна превышать 13 мм. Диаметр круглых ячеек в решетках не должен превышать 18 мм.
В соответствии с положением об отраслевом органе администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству», утвержденного решением Думы Серовского городского округа №103 от 27.12.2005г. Комитет создан в целях реализации вопросов местного значения в сфере строительства, энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, является главным администратором доходов бюджета Серовского городского округа по закрепленным за ним источникам доходов в рамках полномочий, установленных действующим законодательством.
Одной из основных задач Комитета является осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Серовского городского округа, а также в сфере благоустройства территории Серовского городского округа.
В силу пп.2 п.10 Положения в соответствии с возложенными на него задачами Комитет осуществляет функцию по организации дорожной деятельности и организации обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Работы по созданию тротуаров, в том числе лестниц остановочных комплексов относятся к капитальному ремонту автомобильных дорог, полномочия, по проведению которого находятся в компетенции МКУ «УКС». Муниципальный контроль за выполнением работ осуществляет Комитет.
Из пояснений представителя третьего лица МКУ «УКС» следует, что денежные средства Комитетом МКУ «УКС» не выделялись, следовательно, он не имел возможностей для осуществления ремонта лестниц и создания пандуса.
В силу вышеуказанного надлежащим ответчиком по данному делу является Отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству».
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» проигнорировал требования действующего законодательства, в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, что влечет за собой нарушение права указанных лиц на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами прокурора о том, что выявленные на территории Серовского городского округа нарушения существенно влияют на права инвалидов, в связи, с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика произвести определенные действия.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд вправе установить определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Сроки, установленные судом в решении суда, должны обеспечивать баланс прав и законных интересов сторон, данные сроки так же должны отвечать требованиям разумности, справедливости и соразмерности, поэтому суд соглашается со сроком, предложенным Серовской городской прокуратурой, считая его разумным, обоснованным, исполнимым.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (№) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░ ░░░» (<░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ 59.13330.2020. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░ 35-01-2001, ░░░. ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 29.12.2021 N 1042/░░., ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░