РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 16 апреля 2024 года
Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Х.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алиевой К.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 16 апреля 2024 года
с участием
ФИО4- представителя Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>»
ФИО2 и ее представителя ФИО5
гражданское дело № (УИД №RS0№-66) по иску Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» к ФИО2 о взыскании 250 000 руб., выплаченных ей по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании с нее в пользу Государственного казенного учреждения «Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» незаконно полученной единовременной денежной субсидии социальной помощи в размере 250 000 руб.
В обоснование своих требований оно указало, что на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан» между УСЗН <адрес> и ФИО2 был заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, по исполнение которого УСЗН <адрес> оказало ФИО2 государственную социальную помощь, выделив ей за счет средств республиканского бюджета единовременную денежную субсидию в размере 250 000 руб. для осуществления ответчиком мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, согласно подпункту «а» пункта Положения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан, утвержденного названным постановлением, ФИО2 была обязана ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в орган социальной защиты населения по месту своего жительства отчет о выполнении программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих целевое расходование средств, выделенных на оказание государственной социальной помощи (оплаченные счета, кассовые чеки, товарные чеки, договора купли-продажи, оформленные в установленном порядке, иные подтверждающие документы), ФИО2 была надлежаще проинформирована о данных ежемесячных отчетах, однако, ответчик эти свои обязательства по контракту не выполнила и отчеты не представила, в связи с этим указанная сумма подлежит возврату в бюджет.
ФИО2 в своих письменных возражениях на иск просит отказать в удовлетворении иска, указав, что при заключении социального контракта копию контракта ей не выдали, поэтому, она не знала о своей обязанности представлять ежемесячно отчеты об использовании средств, само Управление не осуществляло выезды с целью проверки использования ею средств, о предстоящем расторжении договора ей также не сообщили, полученная денежная сумма в размере 250 000 рублей полностью использована ею в соответствии с представленными ею бизнес-планом, о чем у нее имеются все квитанции и иные подтверждающие документы, в частности, она приобрела в интернет-магазине «Wildberries» настольную игру «IDEA» для изучения английского языка стоимостью 959 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), учебное пособие «Словообразование с Оскаром Уайльдом» стоимостью 314 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Феникс «Myalphabook». Учим буквы» стоимостью 248 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), ЕГЭ 2022. Писменная речь. Сборник текстов. Стоимость 781 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Учебное пособие. Экзамен по английскому языку: готовимся к устной части стоимостью 286 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), интенсивный курс английского языка для начинающих, стоимостью 360 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), пособие «Как научить ребенка читать и писать по-английски» стоимостью 321 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), ЕГЭ -2022. Английский язык: типовые экзаменационные варианты, 20 вариантов, стоимостью 499 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Английский язык. Эссе: темы и аргументы, стоимостью 500 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), ЕГЭ-2022. Устная речь. Сборник текстов, стоимостью 774 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), развивающая игрушка «Learningresorces» (набор фигурок для изучения английского языка), стоимостью 1974 руб., пособие «Как научить ребенка говорить по-английски» (игры, песенки, мнемокарточки) стоимостью 378 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), «Dorling Kindersley ABC Games» (алфавит, карточки для изучения английского языка), стоимостью 585 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), учебное пособие. Практическая грамматика для ОГЭ и ЕГЭ, стоимостью 389 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), ОГЭ-22. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов, стоимостью 507 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Умные игры с картами. Английские неправильные глаголы (уровень 1,2) стоимостью 490 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), «IQKings. Деревянные буквы и слова для изучения английского алфавита, стоимостью 391 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Издательство АСТ. ЕГЭ. Английский язык. Весь школьный курс в таблицах и схемах для подготовки к экзамену, стоимостью 162 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), КотяКатя. Развивающие игрушки червячки, магнитный сойтер (для изучения цветов), стоимостью 1070 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Издательство АСТ. Новый самоучитель английского языка, стоимостью 540 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Феникс. Научись читать по-английски (Развитие ребенка). Английский для малышей, стоимостью 220 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Анданте. Мольберт (доска магнитно-маркерная) стоимостью 2 475 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), МКИ. Электровикторина. Играем в английскую грамматику, стоимость. 427 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Азбука Цвета. Пальчиковые краски для малышей комбинированные, стоимостью 295 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), MONOPLAY. Планшет для письма, стоимостью 836 руб., (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), PlayandLearn. Обучающее пособие на английском языке WhoamI?» для подростков и взрослых, стоимостью 990 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Я читаю сам. Детские книги на английском языке (1-5 уровень) First Reading Stories, стоимостью 2772 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Вундеркинд с пеленок. Англо-русский комплект карточек Домана, стоимостью 3 672 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Банда Умников. Развивающая настольная игра «Хватай-играй»). Учим английские слова, читаем по-английски, стоимостью 822 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Питер 500 самых нужных слов и фраз. Флеш-карточки (с русской транскрипцией), стоимостью 565 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ, RazwikaRazwika, развивающие карточки для детей логопедические, стоимостью 385 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Умница «Skylark English. Английский для детей. Обучение английскому языку с рождения, стоимостью 4754 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), LinguaStep. Карточки а нглийский язык для среднего уровня. В1, В2 с озвучкой, стоимостью 1171 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Айрис-пресс. Английский. Учим слова (животные, растения, природа) для детей 6 лет, дошкольников, стоимостью 304 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Умный век. Набор карточек английских слов с русским произношением. Для детей и взрослых, стоимостью 497 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), «Beneli. Стол письме нный с ящиками, стоимостью 3 920 руб., (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Ламинатор аппарат для ламинирования, стоимостью 2 778 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), офисное кресло «Бюрократ «CH-W696NLT» сетка, ткань, крестовина пластик, стоимостью 5 673 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), «Lampur. Карточки развивающие, обучающие (запуск, развитие речи, стоимостью 348 руб. (чек № от ДД.ММ.ГГГГ), Издательство «CLEVER». Мой первый английский. 80 игр для изучения слов и выражений (2 экземпляра), стоимостью 576 руб. (чек от ДД.ММ.ГГГГ), «LETTA. Стеллаж (для книг) стоимостью 4 132 руб. (чек 44 от ДД.ММ.ГГГГ), а в книжном магазине ООО «Новый Книжный М» <адрес>, учебные пособия и тетради: «Solutions Upper Intermediate.Workbook.». Рабочая тетрадь – 2237 штук стоимостью 11185 руб., «Solutions Upper Intermediate». Учеб ник 5 штук стоимостью 18 255 руб., «Macmillan Exam Exam Skills for Russia, Грамматика и лексика, 5 штук общей стоимостью 8 700 руб., а также комплектующие и оргтехника, канцелярские товары в книжных и канцелярских магазинах <адрес>, всего на сумму 271 066 руб., какие-либо противоправные действия по получению и использования денег не совершала, она является матерью-одиночкой, воспитывает сына одна, кроме того, она оказывала онкологически тяжело больному отцу, который впоследствии в 2023 году скончался.
ФИО4- представитель Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» в судебном заседании после заслушивания объяснений ответчика и ее представителя и исследования представленных ответчиком доказательств оставил заявленные требования на усмотрение суда.
ФИО2 и ее представитель ФИО5 в судебном заседании не признали исковые требования, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, указанным в возражениях на иск, дополнительно пояснив, что из-за того, что копия социального контракта не была вручена ФИО2, она не знала, что ей надо было ежемесячно до 5 числа представлять отчеты, после того, как она узнала об этом, она так ой отчет и документы о расходах денег представила истцу, однако, к этому времени было принято решение о расторжении контракта, в связи с чем у нее не приняли отчет, кроме того, ФИО2 занималась уходом и лечением тяжело онкологически больным отцом, старания врачей не привели к излечению ее отца и он в 2023 году скончался, а выделенные ею средства ею полностью использованы на реализацию бизнес-плана, для этого приобретались все необходимые товары и пособия, притом они приобретались в основном в интернет-магазине, что подтверждается представленными кассовыми чеками и квитанциями, выделенные денежные средства не хватало ей, поэтому, он в приобретение этих товаров и пособий вложила и свои сбережения, поэтому, нет оснований для взыскания с ФИО2 заявленных сумм.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика и ее представителя, изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как это следует из материалов дела, спор заявлен о возврате 250 000 руб., полученных ФИО2 в порядке государственной социальной помощи, выплаченных ей на основании социального контракта.
Правоотношения по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно абзацу седьмому статьи 1 этого Закона социальный контракт представляет собой соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные этим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (статья 7 Закона).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Республики Дагестан назначается в соответствии с Положением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан, утвержденным Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 103 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан».
Как следует из материалов дела, ФИО2 в порядке, предусмотренном данными нормативными актами, обратилась в УСЗН <адрес> с заявлением об оказании ей государственной социальной помощи на основании социального контракта, решением органа социальной защиты населения ФИО2 была признана получателем этой помощи, с ней ДД.ММ.ГГГГ был заключен социальный контракт, во исполнение этого контракта на лицевой счет ФИО2 были перечислены соответствующие денежные средства в размере 250 000 руб., т.е. денежные средства, которые подлежали выплате ФИО2 согласно условиям социального контракта.
Эти обстоятельства никем не отрицаются.
При подаче заявления об оказании ему государственной социальной помощи ФИО2 представила свои программу социальной адаптации и бизнес-план репетитора английского языка, согласно которым она намерена предоставлять населению услуги репетитора по английскому языку, не требующих больших вложений при своей относительно быстрой окупаемости.
В этих целях она планировала приобрести различные учебные пособия по английскому языку, канцелярские товары, оргтехнику и другие предметы, необходимые для осуществления деятельности репетитора.
Пунктом 41 вышеуказанного Положения предусмотрено, что социальный контракт определяет права и обязанности сторон, в том числе обязанность заявителя выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, представлять в орган социальной защиты населения информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на оказание государственной социальной помощи, взаимодействовать со специалистом, осуществляющим сопровождение контракта, регулярно представлять все сведения о ходе выполнения указанной программы.
Согласно пункту 50 Положения в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан:
а) ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять в орган социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) отчет о выполнении программы социальной адаптации по форме согласно приложению N 5 к этому Положению с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий, а также документов, подтверждающих целевое расходование средств, выделенных на оказание государственной социальной помощи (оплаченные счета, кассовые чеки, товарные чеки, договоры купли-продажи, оформленные в установленном законодательством порядке, иные подтверждающие документы);
б) уведомить орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период социального контракта;
в) представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) по мероприятиям, указанным в пункте 24 этого Положения, в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
Эти обязанности предусмотрены и пунктом 5.7 социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между УСЗН <адрес> и ФИО2
ФИО2 не отрицала то, что она допустила нарушение обязательств по представлению отчетов, пояснив такое нарушение ею допущено по незнанию того, что ей было ежемесячно необходимо сдавать отчет, ее уходом тяжело больным отцом, который заболел онкологическим заболеванием, она же является матерью-одиночкой, которая воспитывает одна своего сына, занималась приобретением пособий и оборудования и техники в соответствии с бизнес-планом, поэтому, она упустила обязанность по представлению отчета.
Из пунктов 5 и 12 социального контракта следует, что данный контракт заключен сроком на 12 месяцев и мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации ФИО2, должны были выполняться в указанный период.
В ходе рассмотрения дела ФИО2 представила многочисленные кассовые квитанции, согласно которым она действительно в декабре 2021 года и январе 2022 года, т.е. практически в первые месяцы после получения помощи, приобретала многочисленные пособия, книги, игры и т.д., а также оборудование, оргтехнику и мебель, необходимые для выполнения обязанностей репетитора.
Как следует из представленных ею материалов о своей деятельности, ФИО2 начала и осуществлять свою деятельность репетитора, стала принимать участие в различных научных и научно-практических форумах и конференциях, о чем свидетельствуют почетная грамота <адрес>, которой ФИО2 награждена за весомый вклад в развитие образования и подготовку победителей и призеров Международного форума научной молодежи «Шаг в будущее-2023», а также благодарность, которая ей объявлена ректором Дагестанского государственного университета за активное участие в подготовке участника ХХУ Республиканской научно-практической конференции учащихся сред них общеобразовательных учебных заведений, приуроченной к 100-летию Расула Гамзатова.
Эти обстоятельства указывают на то, что ФИО2 действительно выполняла мероприятия, направленные на реализацию своего бизнес-плана.
В Приложении № к названному Постановлению Правительства Республики Дагестан указан перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином, которому оказывается государственная социальная помощь, обязательств, предусмотренных заключенным социальным контрактом, и (или) мероприятий программы социальной адаптации.
Согласно этому Перечню уважительными причинами, по которым гражданином (членами семьи гражданина), которому оказывается государственная социальная помощь, не выполнены мероприятия программы социальной адаптации, а также обязательства, предусмотренные заключенным социальным контрактом, являются:
4) осуществление гражданином (членами семьи гражданина) ухода за близким родственником, нуждающимся в постоянном постороннем уходе в связи с заболеванием (травмой);
7) иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении гражданина (члена семьи гражданина) в суд.
Из представленных ФИО2 медицинских документов, а также п роток ола установления смерти человека следует, что ФИО6, 1957 года рождения, находился на длительном лечении, в том числе лежачим дольным в домашних условиях, и ДД.ММ.ГГГГ скончался.
Из материалов дела следует, что вместе с ФИО2 проживает ее ребенок ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, т.е. ребенок, которому на момент получения государственной помощи и реализации ФИО2 своего бизнес-плана находился в возрасте всего 1 год 8 месяцев и потому нуждался в уходе со стороны матери.
О наличии такого ребенка она указала до заключения социального контракта при собеседовании.
В судебном заседании ФИО4- представитель Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» не сумела опровергнуть доводы ФИО2 о том, что при заключении социального контракта копия контракта, в котором прописаны взаимные обязательства сторон, вручалась ФИО2, с те м, чтобы она знала свои обязанности.
Учитывая, вышеизложенное, приведенные обстоятельства, в том числе осуществление ею ухода за тяжело больным отцом, наличие у нее ребенка, который в силу своего возраста нуждался в обязательном уходе матери, суд находит эти причины непредставления отчетов уважительными.
Суд не может только исходя из формального факта непредставления ФИО2 отчета признать наличие оснований для взыскания с нее сумм денежных средств социальной помощи, которые она получила на законном основании, использовала на реализацию мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации ответчика.
Согласно части 2.1 статьи 10 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 53 названого Положения предусмотрено, что в случае установления органом социальной защиты населения фактов невыполнения гражданином (членами семьи гражданина) государственной социальной помощи обязательств, предусмотренных заключенным социальным контрактом, и (или) мероприятий программы социальной адаптации по уважительным причинам, социальный контракт с получателем не расторгается, а в социальный контракт и программу социальной адаптации вносятся необходимые изменения путем составления дополнительного соглашения.
Однако, УСЗН <адрес> без соответствующей проверки и выяснения причин невыполнения ФИО2 обязанности по предоставлению отчета ДД.ММ.ГГГГ приняло решение № о расторжении социального контракта, при этом оно не уведомило ответчика о причинах предстоящего расторжения контракта и необходимости отчитаться, имея в виду, что приведенные выше нормативные акты не обязывают орган социальной защиты населения принимать без соответствующей проверки решение о расторжении социального контракта.
При этом в судебном заседании установлено, что ФИО2, узнав о необходимости представления отчета, составила такой отчет и представила его в Управление, которое не приняло его из-за его представления после расторжения контракта.
Сам закон Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не регулирует вопросы возврата (взыскания) денежных средств социальной помощи гражданином, получившим государственную социальную помощь, данный закона регулирует только вопросы прекращения социального контракта и выплаты социальной помощи, которая ко времени принятия решение о прекращении социального контракта не была выплачена полностью или в части.
Названным Положением предусмотрена обязанность гражданина возвратить полученные денежные средства государственной социальной помощи в случаях:
-прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (подпункт «д» пункта 45 Положения),
-наступления обстоятельств, указанных в приложении № к Положению, влекущих досрочное расторжение социального контракта, прекращение оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (данные обстоятельства согласно пунктам 56-59 Положения устанавливаются комиссией путем проверки в предусмотренном этими пунктами Положения порядке поступивших сообщений об этих обстоятельствах),
-установления органом социальной защиты населения факта представления подложных документов либо заведомо ложных сведений для оказания государственной социальной помощи, средства, выплаченные гражданину, которому оказана государственная социальная помощь (пункт 66 Положения).
Иные основания взыскания сумм социальной помощи данным Положением не предусмотрено.
Данные закон и Положение не содержат правовую оценку статуса денег, которые подлежат взысканию.
Из содержания приведенных нормативных актов следует, что, хотя эти денежные средства выплачиваются соответствующей категории граждан на основании социального контракта, они не связаны с гражданско-правовыми правоотношениями, а связаны с оказанием государством государственной социальной помощи.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО7» разъяснил, что содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Согласно приведенным нормам права неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
Из смысла положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ следует, что не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Поскольку из приведенных выше обстоятельств следует, что ФИО2 фактически условия контракта, за исключением представления предусмотренного контрактом отчета, выполнила в полном объеме, добросовестность ФИО2 презюмируется.
Истом, в этих случаях обязан представить доказательства недобросовестности ответчика, та кие доказательства суду не представлены.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 194 и 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» к ФИО2 о взыскании 250 000 руб., выплаченных ей по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Х.И. Шихгереев
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Х.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ
с участием
ФИО4- представителя Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>»
ФИО2 и ее представителя ФИО5
гражданское дело № (УИД №RS0№-66) по иску Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» к ФИО2 о взыскании 250 000 руб., выплаченных ей по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ,
Руководствуясь статьями 194 и 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» к ФИО2 о взыскании 250 000 руб., выплаченных ей по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Х.И. Шихгереев