Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-211/2019 от 03.07.2019

Судья Ильин Е.В. № 7р-211/2019

РЕШЕНИЕ

город Йошкар-Ола 30 июля 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Кулагиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» на постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Григорьева А.В. от 15 апреля 2019 года № 53, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл», юридический адрес: <...>, ИНН 1207005342, ОГРН 1021201053466,

у с т а н о в и л а:

постановлением старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Григорьева А.В. от
15 апреля 2019 года № 53 Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 июня 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, учреждение просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что административное правонарушение совершено ввиду отсутствия бюджетного финансирования на выполнение требований природоохранного законодательства. ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл является казенным учреждением и правомочно использовать денежные средства только в пределах лимитов бюджетных обязательств и предельных объемах финансирования, доведенных на соответствующий финансовый период. Административным органом не доказано наличие события вменяемого учреждению административного правонарушения. Принимая во внимание финансовое положение учреждения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также то, что ранее к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения учреждение не привлекалось, полагает, что соразмерным совершенному правонарушению являлось бы административное наказание в виде предупреждения.

Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в судебное заседание на рассмотрение жалобы представителя не направило, извещено надлежащим образом, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.

Изучив жалобу, заслушав объяснения представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл Демаковой Т.В., поддержавшей жалобу, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от
10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу статьи 39 названного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов
(пункт 1). Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (пункт 2).

Согласно статье 43.1 Федерального закона № 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, на основании поступивших из Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл и Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл обращений граждан
<...>В. и <...>М. о сбросе на рельеф местности неочищенных сточных вод с ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл и жилого дома, расположенного по адресу: <...> <адрес>, Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.

<дата> в рамках проведения административного расследования специалистами Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл произведен осмотр очистных сооружений канализации (далее – ОСК) ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, расположенных по адресу: <...> <адрес>.

В ходе осмотра установлено, что канализационные стоки учреждения и жилого дома, расположенного по адресу: <...> <адрес>, по разным коллекторам поступают в общий колодец, расположенный перед зданием биологической очистки (координаты колодца N <...>). Канализационные стоки из общего колодца по бетонным желобам поступают в здание биологической очистки (координаты здания N <...>), состоящее из кирпичного одноэтажного здания с расположенными в нем техническими (2 аэротенка, насосная станция) и бытовыми помещениями. В здании биологической очистки отсутствуют дверные и оконные проемы; канализационные стоки поступают в правую часть здания (в правый аэротенк) и далее, растекаясь, попадают на земельный участок (ориентировочные размеры 30х30м), расположенный за зданием (координаты участка N <...>), далее по рельефу местности стекают в сторону леса и попадают в водный объект – река <...>; аэротенки не работают (заполнены хозфекальными массами); насосы и газодувки отсутствуют, электрические провода обрезаны, в бытовых и технологических помещениях здания «разбросаны» люминесцентные лампы.

В ходе проведения административного расследования административным органом установлено, что ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл на основании действующего решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, осуществляет сброс сточных, в том числе дренажных, вод в реку <...> с использованием ОСК производительностью сброса
<...> м3/сутки, выпуск береговой, при этом не выполняет лабораторный контроль за качеством сбрасываемых вод в соответствии с программой регулярных наблюдений за состоянием водного объекта – река <...> и его водоохраной зоны и программой производственного контроля за состоянием водного объекта – река <...> и его водоохраной зоны.

Очистные сооружения канализации находятся в нерабочем состоянии, сточные воды ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл и 60-ти квартирного жилого дома поступают в приемный колодец, минуя процедуры очистки и обеззараживания, сточные воды, попадая на почву за зданием биологической очистки, по рельефу местности уходят в сторону леса и далее в водный объект – река <...>.

<дата> административным органом с участием специалистов ГУП ТЦ «<...>» произведен отбор проб сточной воды, поступающей на ОСК и уходящей с ОСК учреждения. Согласно полученным результатам установлено, что уходящие с ОСК сточные воды не подвергаются очистке, а из приведенных лабораторных анализов видно, что идет дальнейшее загрязнение сбрасываемых сточных вод; в сбрасываемых сточных водах установлены превышения загрязняющих веществ.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от <...> <№>, решением о предоставлении водного объекта в пользование от <дата>, программой регулярных наблюдений за состоянием водного объекта – река <...>, утвержденной начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, протоколом КХА сточной воды
<...> от <дата>, пояснением главного механика ЭМГ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл <...>Н., инвентарной карточкой учета нефинансовых активов <№>, договором на оказание услуг водоотведения от <дата> <№>, протоколом осмотра принадлежащих ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл помещений и территорий от <дата>, фототаблицей.

Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл в связи с установлением вышеуказанных обстоятельств пришло к выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1
КоАП РФ.

Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, не усмотрев при этом оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Оснований не соглашаться с этими выводами, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.

Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с положениями статей 24.1, 26.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно выяснены обстоятельства данного дела.

Довод жалобы о недоказанности события вменяемого учреждению административного правонарушения является несостоятельным, так как опровергается имеющимися в деле доказательствами.

Указание заявителя на отсутствие финансирования на выполнение требований природоохранного законодательства само по себе не может повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи и не является основанием для освобождения учреждения от административной ответственности за правонарушение, которое представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. К тому же соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия у юридического лица необходимых денежных средств для решения вопросов в сфере охраны окружающей среды.

Довод учреждения о возможности назначения наказания в виде предупреждения рассматривался судьей районного суда и обоснованно был отклонен.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1,
4.1-4.3 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, административный штраф назначен в минимальном размере. Оснований для изменения назначенного наказания не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным по делу не установлены.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Григорьева А.В. от
15 апреля 2019 года № 53, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» оставить без изменения, жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» – без удовлетворения.

Судья Э.И. Салихова

7р-211/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ФКУ ИК № 4 УФСИН по РМЭ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Салихова Элиза Илдаровна
Статьи

КоАП: ст. 8.1

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
04.07.2019Материалы переданы в производство судье
30.07.2019Судебное заседание
31.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2019Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее