Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-6722/2024
УИД: 63RS0039-01-2023-006006-85
Дело № 2а-532/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Мыльниковой Н.В. и Чирковой Е.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя СОСП по Самарской области ГМУ ФССП России Идрисовой Л.Н., апелляционному представлению прокурора г. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя прокуратуры Самарской области Никитиной Е.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя администрации г.о. Самара по доверенности Государевой Е.А., возражавшей против доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
глава г.о. Самара и администрация г.о. Самара обратились в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП ГУФССП России по Самарской области Идрисовой Л.Н. о признании незаконным постановления.
В обоснование заявленных требований административными истцами указано, что на исполнении в МОСП по ОИП ГУФССП России по Самарской области находится исполнительное производство № №, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Самары по административному делу № №, о возложении на главу г.о. Самара обязанности повторно рассмотреть представление прокурора от 27 июня 2022 г. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Ссылаясь на то, что решение суда исполнено, администрация г.о. Самара направила судебному приставу-исполнителю ходатайство об окончании исполнительного производства. Постановлением от 20 октября 2023 г. ведущий судебный пристав-исполнитель отказал в удовлетворении данного ходатайства. С данным постановлением административные истцы не согласны.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконным постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП и розыску ГУФССП России по Самарской области от 20 октября 2023 г. об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства № №; обязать ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП и розыску ГУФССП России по Самарской области окончить исполнительное производство № № в связи с фактическим исполнением.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 30 января 2024 г. административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП и розыску ГУФССП России по Самарской области от 20 октября 2023 г. об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства № №. Судебный пристав-исполнитель, в производстве которого находится исполнительное производство № №, обязан окончить исполнительное производство № № в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (л.д. 77-81).
В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель СОСП по Самарской области ГМУ ФССП России Идрисова Л.Н. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 91-94).
В апелляционном представлении прокурор г.о. Самара просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 83-86).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Таким образом, названной главой КАС РФ регламентировано производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно положениям части 4 и 5 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» предусмотрено, что по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России. В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Из материалов дела следует, что административным истцом обжалуется постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП и розыску ГУФССП России по Самарской области Идрисовой Л.Н. от 20 октября 2023 г. об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства № №.
Суд первой инстанции, признавая незаконным постановление об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства, обязал судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится исполнительное производство № №, его окончить.
Вместе с тем, районным судом не учтено следующее.
В рамках реализации положений Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в ФССП России создано Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктом 4 пункта 10 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316, Приказом ФССП России от 8 июля 2022 г. № 434 утверждено Положение о Главном межрегиональном (специализированном) управлении Федеральной службы судебных приставов (далее Положение № 434), которое согласно пункту 2 этого Положения является специализированным территориальным органом принудительного исполнения межрегионального уровня, действующим на территории Российской Федерации (субъектов Российской Федерации). Сокращенное наименование - ГМУ ФССП России, место расположения - г. Москва.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, сведения в реестр в отношении ГМУ ФССП России (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) внесены 21 июля 2022 г., юридический адрес <адрес>
Исходя из пунктов 6, 6.2, 8.1 Положения № 434, в состав основных задач и полномочий специализированного территориального органа межрегионального уровня являются, в частности, организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
К полномочиям ГМУ ФССП России, в частности, относится:
- осуществление бюджетных полномочий получателя бюджетных средств и бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета, бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с правовыми актами, принятыми главным администратором доходов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 8.23 указанного Положения).
- осуществление судебной защиты по искам, предъявленным к ФССП России и (или) специализированному территориальному органу межрегионального уровня, вытекающим из его деятельности, а также по заявлениям (административным исковым заявлениям) об оспаривании постановлений, действий (бездействия) его должностных лиц при ведении исполнительных производств, рассмотрении административных жалоб и обращений (пункт 8.29 данного Положения).
Для осуществления функций указанного территориального органа принудительного исполнения в субъектах Российской Федерации создаются подразделения ГМУ ФССП России.
Так, в Самарской области создано Специализированное отделение судебных приставов по Самарской области ГМУ ФССП России.
Приказом ФССП России от 1 сентября 2023 г. № №, введенным в действие с 15 сентября 2023 г., внесены изменения в структуру и штатное расписание ГУФССП России по Самарской области в виде исключения пункта 24 раздела «Подразделения судебных приставов» - подраздела «Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску».
С 6 декабря 2023 г. на судебного пристава-исполнителя Идрисову Л.Н. возложено исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Самарской области ГМУ ФССП России (л.д. 68-69).
6 декабря 2023 г. исполнительное производство № № передано в Специализированное отделение судебных приставов по Самарской области ГМУ ФССП России и указанному исполнительному производству присвоен новый номер №
Таким образом, территориальным органом ФССП России, в котором находится исполнительное производство, по которому оспариваются действия судебного пристава-исполнителя, является ГМУ ФССП России.
Специализированное отделение судебных приставов по Самарской области ГМУ ФССП России, является территориальным подразделением ГМУ ФССП России. При удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России, а не его территориального подразделения.
Протокольным определением Ленинского районного суда г. Самары от 21 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица по настоящему делу привлечено Специализированное отделение судебных приставов по Самарской области ГМУ ФССП России, о чем по адресу нахождения отделения (г. Самара, ул. Урицкого, д. 17) направлено судебное извещение (л.д. 63-64, 66).
Таким образом, суд привлек к участию в деле территориальное подразделение ГМУ ФССП России, находящееся в г. Самаре - Специализированное отделение судебных приставов по Самарской области ГМУ ФССП России, которое не является юридическим лицом, и не привлек к участию ГМУ ФССП России.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах, поскольку принятое судом первой инстанции решение затрагивает права и охраняемые законом интересы ГМУ ФССП России, не привлеченного к участию в административном деле, решение суда подлежит отмене с направлением дела в Ленинский районный суд г. Самары на новое рассмотрение в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду в ходе досудебной подготовки дела, учитывая вышеуказанные положения закона, необходимо определить круг лиц, участвующих в деле, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле ГМУ ФССП России, установить значимые по делу обстоятельства, проверить доводы сторон, дать оценку представленным сторонами доказательствам и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 января 2024 г. отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 19 июня 2024 г.
Председательствующий:
Судьи: