К делу № 2-2502/2023
УИД 23RS0050-01-2023-002659-67
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 25 августа 2023 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Коблева С.А.,
при секретаре Потозян И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Темрюкский район к ФИО3 о запрете эксплуатации объекта капитального строительства в качестве гостевого дома до оформления объекта недвижимости в установленном законном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Темрюкский район обратилась в Темрюкский райсуд с исковым заявлением к Пахолковой Н.В. о запрете Пахолковой Н.В. и иным лицам эксплуатировать двухэтажный объект капитального строения с кадастровым номером <адрес> с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «гостиничное обслуживание».
В обоснование исковых требований администрация муниципального образования <адрес>
<адрес>
<адрес>
Согласно общедоступным сведениям сети интернет, а именно информации размещенной на странице <адрес>
В связи с чем, усматриваются признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории, о чём свидетельствует эксплуатация объекта, как гостевого дома на земельном участке, не предусмотренном для данного использования.
В судебное заседание представитель истца администрации муниципального образования Темрюкский район не явился, был надлежаще извещен о дне и времени судебного заседания, причина неявки суду неизвестна.
Ответчик Пахолкова Н.В. будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Направленное ей заказное письмо с судебной повесткой, возвращено в суд с отметкой отделения связи о том, что истек срок хранения, что суд расценивает, как отказ ответчика её получить.
Согласно ч.1 ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и места судебного разбирательства или совершении отдельного процессуального действия.
Таким образом, суд считает ответчика извещенным о времени и месте судебного разбирательства, но не явившимися в судебное заседание, поэтому в силу п.4 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ч.1 ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена о дне и времени судебного заседания, причина неявки суду неизвестна.
Суд, исследовав материалы дела, находит заявленный администрацией муниципального образования Темрюкский район иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
В силу п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса. В соответствии с положениями ч.ч.2,3 ст.37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических документов.
Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень видов надзора и контроля, за использованием земель, в том числе муниципальный земельный контроль, который в соответствии со ст.72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>
При обследовании установлено, что на территории участка площадью 712 кв.м, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на землях населенных пунктов, возведен двухэтажный объект капитального строительства гостиничного типа.
Согласно сведениям ЕГРН в границах земельного участка расположены объекты капитального строения с кадастровым номером <адрес>
<адрес>
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования - гостиничное обслуживание (4.7) размещение гостиниц.
Данный вид разрешенного использования согласно действующих Правил землепользования и застройки отнесен к условным видам и параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Размещение туристических гостиниц, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них, возможно на земельных участках с видами разрешенного использования «гостиничное обслуживание».
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения <адрес>, утвержденными решением II сессии Совета муниципального образования <адрес> VII созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в границах которой на земельных участках с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2) допустимо размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных, исходя из чего следует вывод о нецелевом использовании собственником земельного участка в связи с эксплуатацией в его границах объекта с целью извлечения коммерческой прибыли.
Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером <адрес>
<адрес>
Данный вид разрешенного использования согласно действующих Правил землепользования и застройки отнесен к условным видам и параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Условно разрешенный вид использования и предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.
Проведенными управлением муниципального контроля администрации муниципального образования Темрюкский район обследованиями в рамках осуществления муниципального земельного контроля установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению, для коммерции - под гостиничное обслуживание.
Таким образом, учитывая, что возведенные строения фактически используется для предоставления туристических услуг, ответчику надлежит изменить вид разрешенного использования земельного участка на гостиничное обслуживание (4.7) размещение гостиниц.
На основании п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу положений ст. 42 ЗК РФ устанавливается обязанность собственников земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции Российской Федерации. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Пунктом 1 статьи 43 ЗК РФ устанавливается правило, согласно которому граждане и юридические лица при осуществлении своих прав на земельные участки вправе руководствоваться собственным усмотрением, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ одними из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, являются:
- использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- соблюдение при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
С учетом положений ч. 12 ст. 70 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», положения которой изменены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 404-ФЗ «О внесении изменений в ст. 70 ФЗ-218 и ст. 16 ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» собственник земельного участка имеет правовую возможность регистрации права собственности на жилой дом в границах земельного участка, имеющего вид разрешенного использования ИЖС, ЛПХ в упрощенном порядке, предоставив в регистрационный орган технический план в отношении созданного объекта капитального строительства без необходимости получения разрешительной документации до их возведения.
На строительство зданий, строений вспомогательного назначения разрешительная документация не требуется. Однако вышеуказанные положения закона не распространяются на объекты коммерческого назначения.
В соответствии с ч. 2 ст. 49, статьями 48, 55, 55.24 ГрК РФ, п. 2 ст. 16 ЖК РФ, принимая во внимание утверждённые Правила землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения, а также различия в понятиях «жилой дом» и «нежилое здание», а также учитывая, что одноэтажное здание с мансардным этажом капитального строительства не введено в эксплуатацию в установленном порядке, предусмотренного ст. 51, 55 ГрК РФ, при отсутствии заключений уполномоченных государственных органов, подтверждающих соответствие градостроительным, противопожарным норам и правилам, требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасности, требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов, иными обязательными нормами и правилами, выданным техническим условиям на подключение к сетям инженерного обеспечения, свидетельствующими об отсутствии нарушений прав и законных интересов других лиц, следует вывод об отсутствии законной возможности эксплуатации двухэтажного объекта капитального строительства - летней кухни в целях предоставления услуг для проживания неопределенному кругу лиц, то данный объект может представлять угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан.
В рассматриваемой ситуации указанные услуги оказываются ответчиком без учета требований безопасности в местах массового нахождения людей (требования действующего законодательства о наличии разрешения на строительство и утвержденной проектной документации, выданной до начала строительства и согласованной с контрольно-надзорными органами, в том числе: органами МЧС (пожарная охрана) и т.д., органами экологического контроля - объект находится в особо охраняемой зоне курорта; требования о наличии комплекса систем сигнализации, оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.
Соблюдение всех указанных требований возможно только на объектах капитального строительства, возведенных с целью извлечения прибыли из легального использования объекта коммерческого назначения, с получением до начала строительства объекта всех необходимых разрешений и согласований, и прошедших процедуру государственной регистрации права собственности на вновь возведённый объект коммерческого назначения.
Деятельность в области предоставления гостиничных услуг регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации». Понятия «гостиница» и «гостиничные услуги», используемые в Правилах предоставления гостиничных услуг, имеют значения, определенные в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Так, гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о классификации гостиниц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую опасность.
Строительство индивидуального жилого дома не предусматривает согласование проектной и иной технической документации, в то время как все строящиеся коммерческие объекты в обязательном порядке должны оформлять эти документы. В случае эксплуатации жилого помещения в коммерческих целях должен быть осуществлен перевод жилого помещения в нежилое или изменение целевого назначения данного помещения (здания) с соблюдением процедуры публичных слушаний органом местного самоуправления.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 65 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей, производится на основе оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, за отсутствие которых установлена административная ответственность.
Положениями Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками физическими лицами в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в решение Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О земельном налоге на территории Голубицкого сельского поселения <адрес>» налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка. Исходя из чего, в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности установлена налоговая ставка 1,5%.
Таким образом, неисполнение Пахолковой Н.В. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Голубицкого сельского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы муниципального образования, так и неопределенного круга лиц его жителей.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик использует названный земельный участок не в соответствии с его документировано учтенным видом разрешенного использования, указанным в сведениях государственного кадастра недвижимости и выписке из ЕГРН. Данное обстоятельство влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного требованиями ст. 7ЗК РФ, и невыполнение обязанностей по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, закрепленных в ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, эксплуатация объекта капитального строения с кадастровым номером <адрес> в установленном законом порядке и определения его вида в соответствии с положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление действий в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Более того, в данном случае существенным является то обстоятельство, что вследствие использования ответчиком земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием, нарушен основополагающий принцип земельного законодательства - принцип платности использования земли. Размер земельного налога, подлежащего уплате, зависит от установленного вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым он используется его правообладателем.
С учетом изложенного, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации муниципального образования Темрюкский район к ФИО3 о запрете эксплуатации объекта капитального строительства в качестве гостевого дома до оформления объекта недвижимости в установленном законном порядке - удовлетворить.
Запретить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> и иным лицам эксплуатировать двухэтажный объект капитального строения с кадастровым номером <адрес> с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «гостиничное обслуживание».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: С.А. Коблев