дело № 2-744/2023 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2023 года гор. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Пасичник З.В.,
при секретаре Кряжовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Чахниной Любови Анатольевне, Чахнину Игорю Анатольевичу о предоставлении доступа в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее – Министерство) обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование иска указано, что в министерство поступило обращение 18.03.2022 года о возможных фактах нарушений жилищного законодательства по адресу: <адрес >.
Министерство 06.04.2022 года в рамках своей компетенции направило собственникам – ответчикам Чахниной Л.А. и Чахнину И.А. информационное письмо №ЖК-2651 о необходимости 19.04.2022 года с 14.30 час. до 15.30 час. предоставить доступ в принадлежащее им на праве собственности жилое помещение.
Однако в назначенное время доступ должностному лицу Министерства в жилое помещение ответчиками предоставлен не был.
Просят обязать Чахнину Л.А. и Чахнина И.А. предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес >, должностным лицам Министерства.
Заочным решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 19.10.2022 года исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Чахниной Л.А., Чахнину И.А. о предоставлении доступа в жилое помещение, были удовлетворены. Суд возложил на Чахнину Л.А., Чахнина И.А. обязанность предоставить доступ в квартиру № дома № расположенную по адресу: <адрес >, должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки на предмет выявления нарушений требований содержания и использования жилого помещения, а также самовольных реконструкции, перепланировки и переоборудования жилых помещений. Взыскано с Чахниной Л.А., Чахнина И.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб., то есть по 150 руб. с каждого.
Определением Гурьевского районного суда Калининградской области от 17.01.2023 года заочное решение от 19.10.2022 года было отменено, производство по делу возобновлено.
В судебное заседание представитель истца Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя.
Ответчики Чахнина Л.А. и Чахнин И.А., а также их представитель по доверенности Шоймер А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела, извещались надлежащим образом, предоставлены заявления о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков.
Исследовав материалы дела, суд считает требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц
иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу требований п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно- технического обеспечения.
Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч.2 ст. 25 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).
Статьей 29 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ) предусмотрено, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно ч.2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 20 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 года №484, министерство обладает полномочиями органа исполнительной власти Калининградской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора, в том числе осуществление деятельности направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Судом установлено, что ответчики Чахнина Л.А. и Чахнин И.А. на праве совместной собственности на основании договора передачи в собственность от ДД.ММ.ГГ являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес >, что подтверждается сообщением АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 15.07.2022 года.
Судом также установлено, что 16.03.2022 года жительница <адрес > ФИО7 обратилась с заявлением в администрацию Гурьевского муниципального округа, которая в свою очередь перенаправила заявление в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области, в котором ФИО7 указывала на то, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес >. Соседи, проживающие в квартире №, расположенной на первом этаже, дома, произвели ремонтные работы по увеличению общей площади квартиры. В результате произведенных работ по незаконной реконструкции, а также путем освоения части земельного участка под МКД и возведения двухэтажной пристройки к МКД, площадь квартиры № увеличилась с 45,4 кв.м. до 81,4 кв.м. Кроме того, собственниками квартиры № произведен самовольный захват части земельного участка, расположенного под МКД (КН №), путем возведения забора, в результате чего все собственники МКД лишены возможности в полном объеме пользоваться земельным участком.
06.04.2022 года за исх. №ЖК-2651 в адрес ответчиков, по месту их регистрации и проживания, направлено сообщение о необходимости 19.04.2022 года с 14.30 до 15.30 час. предоставить доступ в принадлежащее им на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес >. Информационное письмо было возвращено в адрес Министерства в связи с истечением срока хранения в отделении почтовой связи.
19.04.2022 года должностному лицу доступ в квартиру ведущему консультанту второго отдела технического надзора Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки собственниками жилого помещения предоставлен не был, о чем составлен акт №5580-вх.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации и месту фактического проживания ответчиков корреспонденцией является риском для них самих, все неблагоприятные последствия которых несут Чахнина Л.А. и Чахнин И.А.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из доказанности того факта, что доступ в квартиру сотрудникам Министерства ответчиками обеспечен не был, действия ответчиков, препятствующие доступу в квартиру сотрудникам Министерства для осуществления функций по контролю за переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения, нарушают права истца, как контролирующей организации, в рамках возложенных на него функций, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Поскольку, в силу закона Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд общей юрисдикции, с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет 300.00 руб., то есть по 150.00 руб. с каждого.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Чахниной Любови Анатольевне, Чахнину Игорю Анатольевичу о предоставлении доступа в жилое помещение, удовлетворить.
Возложить на Чахнину Любовь Анатольевну, Чахнина Игоря Анатольевича обязанность предоставить доступ в квартиру № дома № расположенную по адресу: <адрес >, должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки на предмет выявления нарушений требований содержания и использования жилого помещения, а также самовольных реконструкции, перепланировки и переоборудования жилых помещений.
Взыскать с Чахниной Любови Анатольевны, Чахнина Игоря Анатольевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб., то есть по 150 руб. с каждого.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2023 года.
Председательствующий: Пасичник З.В.