Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-2445/2023 ~ М-2257/2023 от 04.10.2023

Дело № 2-2445/2023

УИД: 26RS0012-01-2023-003953-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2023 года                                                     город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Емельянова В.А.:

при секретаре судебного заседания Муриевой Р.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края, Б.А.В. , управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> края, ООО «Автомагистраль СК» о возложении обязанности провести работы по уборке территории земельного участка, возложении обязанности использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и выбранным видом разрешенного использования, внесенным в ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> края, Б.А.В. , управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> края, ООО «Автомагистраль СК» о возложении обязанности провести работы по уборке территории земельного участка, возложении обязанности использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и выбранным видом разрешенного использования, внесенным в ЕГРН.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:30:100203:67, площадью 39394 кв.м..

В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:100203:67 расположенный по адресу: <адрес>, ш. <адрес>, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата> № КУВИ-001/2023-219871032 земельный участок находится в аренде у Б.А.В.

В ходе проведенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> <дата> осмотра установлено, что данный земельный участок, находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, не используется и не осваивается, на участке произрастает древесно-кустарниковая и сорная растительность, расположены насыпи грунта, свалка строительных отходов.

Прокуратурой города <дата> главе <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В ходе проведенного прокуратурой города <дата> осмотра земельного участка с кадастровым номером 26:30:100203:67 установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены.

В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельных участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.

Земельный участок с кадастровым номером 26:30:100203:67 относится к категории земель населенных пунктов, имеют выбранный вид разрешенного использования «под строительство спортивного комплекса».

Вместе с тем, земельный участок используется не в соответствии с выбранным видом разрешенного использования.

Поскольку допущенные нарушения природоохранного законодательства не отвечают принципам охраны окружающей среды, гарантированным ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ, а также нарушают права неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратиться исковым заявлением о возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона.

На основании изложенного, просит:

Возложить обязанность на администрацию <адрес> края и Б.А.В. в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по уборке территории земельного участка с кадастровым номером 26:30:100203:67, площадью 39394 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ш. Суворовское, участок от строительных материалов и отходов по недопущению загрязнения участка.

Возложить обязанность на администрацию <адрес> края, Б.А.В. использовать земельный участок с кадастровым номером 26:30:100203:67, площадью 39394 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ш. Суворовское, участок в соответствии с его целевым назначением и выбранным видом разрешенного использования, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости.

В ходе рассмотрения гражданского дела статус третьих лиц Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> и ООО «Автомагистраль СК» переведен в статус ответчиков.

Помощник прокурор <адрес> П.А.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации <адрес>Я.В.И. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, пояснив, что отходы образовались на земельном участке в результате деятельности ООО «Автомагистраль СК», которые проводили работы по контракту. Администрация <адрес> края не давала согласия на размещение отходов на территории указанных земельных участков.

Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Е.И.Ю. считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу того, что между управлением ЖКХ и ООО «Автомагистраль СК» был заключен контракт, который в последствии был расторгнут, они вели переписку с ООО «Автомагистраль СК» о том, чтобы организация убрала мусор, указанный мусор должен был складироваться на определенный отведенный участок, однако, мусор размещен был на других участках. Уборка мусора была включена в смету.

Представитель ответчика Б.А.В. Ф.Ю.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований, Б.А.В. предпринимал все меры по выявлению нарушений: обратился в Управление ЖКХ с жалобой о принятии мер по уборке мусора после реконструкции дороги. В материалах дела есть все письма и ответы. Из ответа управления ЖКХ следует, что управление инициирует иск для подачи его в суд на ООО «Автомагистраль СК». Однако, никакие действия не были произведены. Также Б.А.В. обращался по данному вопросу в прокуратуру <адрес>, но ответа он не получил. Б.А.В. не захламляет земельный участок, все требования, которые он должен был выполнить, им соблюдены.

Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что указанные земельные участки находятся в муниципальной     собственности муниципального образования городского округа город-курорт <адрес>.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующего в деле истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Из ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со ст.ст. 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Реализация права на судебную защиту предполагает правильное и своевременное рассмотрение дела, на что указывается и в ст. 2 ГПК РФ, закрепляющей задачи и цели гражданского судопроизводства.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Одними из основных принципов охраны окружающей среды в соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ являются ответственность органов государственной власти Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации.

В силу положений ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

Пунктами 1, 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Мероприятия по охране земель проводятся, в том числе в соответствии с требованиями Закона № 7-ФЗ.

Согласно ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещаются сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В силу требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:100203:67 расположенный по адресу: <адрес>, ш. <адрес>, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата> № КУВИ-001/2023-219871032 земельный участок находится в аренде у Б.А.В.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.

При таких обстоятельствах, в соответствие с требованиями ст. 42 ЗК РФ, администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска к данному ответчику.

В ходе проведенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> <дата> осмотра установлено, что данный земельный участок, находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, не используется и не осваивается, на участке произрастает древесно-кустарниковая и сорная растительность, расположены насыпи грунта, свалка строительных отходов.

Прокуратурой города <дата> главе <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В ходе проведенного прокуратурой города <дата> осмотра земельного участка с кадастровым номером 26:30:100203:67 установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены.

Представитель ответчика управления жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> края в судебном заседании пояснил о том, что расположенные на земельных участках строительные материалы и отходы складировались ООО «Автомагистраль СК» в результате работ по реконструкции автомобильной дороги на въезде в <адрес> в северо-западной части.

В соответствии с п. <дата> муниципального контракта ***** от <дата>, заключенного между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> и ООО «Автомагистраль СК», ООО «Автомагистраль СК» взяло на себя обязательство вывезти после окончания работ машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, приборы, инвентарь, строительные материалы, изделия, конструкции, временные сооружения и другое имущество.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в адрес ООО «Автомагистраль СК» <дата> было направлено требование об утилизации строительного мусора, но требование не было исполнено.

В ответе заместителю прокурора <адрес>, направленного администрацией <адрес> следует, что управлением жилищно-коммунального хозяйства подготавливается исковое заявление к ООО «Автомагистраль СК» о возложении обязанности устранить нарушения, допущенные при исполнении муниципального контракта ***** от <дата>, заключенного между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> и ООО «Автомагистраль СК».

Бездействием ответчиков управления жилищно-коммунального хозяйства подготавливается исковое заявление к ООО «Автомагистраль СК» грубо нарушены требования законодательства об охране окружающей среды, ущемлены права неопределенного круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенного, исковые требования являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению, при этом, суд считает заявленный истцом срок для устранения выявленных нарушений по заявленным требованиям разумным и достаточным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края, Б.А.В. , управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> края, ООО «Автомагистраль СК» о возложении обязанности провести работы по уборке территории земельного участка, возложении обязанности использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и выбранным видом разрешенного использования, внесенным в ЕГРН - удовлетворить частично.

Возложить обязанность на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> края и ООО «Автомагистраль СК» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по уборке территории земельного участка с кадастровым номером 26:30:100203:67, площадью 39394 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ш. Суворовское, участок от строительных материалов и отходов по недопущению загрязнения участка.

Возложить обязанность на Б.А.В. , использовать земельный участок с кадастровым номером 26:30:100203:67, площадью 39394 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ш. Суворовское, участок в соответствии с его целевым назначением и выбранным видом разрешенного использования, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости после проведения работ по уборке территории земельного участка с кадастровым номером 26:30:100203:67, площадью 39394 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ш. Суворовское.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Б.А.В. о возложении обязанности провести работы по уборке территории земельного участка - отказать

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края о возложении обязанности провести работы по уборке территории земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 22 декабря 2023 года.

Председательствующий судья                                                                В.А. Емельянов

2-2445/2023 ~ М-2257/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Ессентуки Ставропрльского края
Ответчики
Березин Андрей Валентинович
Управление ЖКХ администрации г. Ессентуки
администрация г. Ессентуки Ставропольского края
ООО "Автомагистраль"
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Емельянов Виктор Анатольевич
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
04.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2023Передача материалов судье
06.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2023Подготовка дела (собеседование)
07.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее