Дело № 2-567/2022
(УИД 24RS0027-01-2022-000802-26)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2022 года город Кодинск
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гарбуза Г.С.,
с участием: представителя истца – старшего помощника прокурора Кежемского района Владимирова Д.Ю.,
при секретаре Исполиновой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-567/2022 по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора Кежемского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Кежемского района о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности заместителя прокурора Кежемского района Владимиров Д.Ю. обратился в интересах неопределённого круга лиц в суд с иском к ответчику, в котором просит возложить на администрацию Кежемского района обязанность принять меры по постановке на кадастровый учёт, определению границ и оформлению права муниципальной собственности на залесенные земельные участки сельскохозяйственного назначения на площади <данные изъяты> га, расположенные на межселенной территории Кежемского района – в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование своих требований истец указывает на то, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией Кежемского района требований земельного законодательства установлено, что в нарушение ст. 68, 92 ЛК РФ, ч. 7 ст. 1, ч. 1-3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», находящиеся на землях сельскохозяйственного назначения лесные участки площадью <данные изъяты> га к государственному лесному фонду не отнесены, их инвентаризация не произведена, на кадастровый учёт не поставлены. В адрес Главы Кежемского района 01.06.2022 вносилось представление № 7-01-2022 об устранении нарушений лесного законодательства, из поступившего ответа от 01.07.2022 следует, что право собственности на вышеназванные лесные участки не оформлено, меры по постановке на учёт требуют значительных затрат и будут производиться поэтапно. Данные нарушения, по мнению и.о. заместителя прокурора, не позволяют обеспечивать надлежащее использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов и может привести к их деградации, уменьшению площади вследствие незаконной рубки, застройки, что создаёт угрозу правам и законным интересам муниципального образования Кежемский район и жителей Кежемского района на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Кежемского района Владимиров Д.Ю. требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду дополнительно пояснил, что в Кежемском районе имеются лесные участки, площадью <данные изъяты> га, которые к государственному лесному фонду не отнесены, их инвентаризация не произведена, на кадастровый учёт не поставлены. В ходе проведённой проверки установлено, что выявленные прокуратурой и изложенные в представлении от 01.06.2022 нарушения лесного законодательства ответчиком до настоящего момента в полном объёме не устранены. Допущенные ответчиком нарушения создали условия для незаконной рубки лесных насаждений, однако в возбуждении уголовного дела было отказано, поскольку собственник лесных участков не определён.
Представитель ответчика Администрации Кежемского района в судебном заседании участия не принимал. Извещены о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом – судебным извещением, направленным через курьера. Согласно имеющейся расписке, извещение получено заблаговременно (л.д. 28).
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился. Извещены о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом – судебным извещением, направленным по почте. О вручении извещения имеется почтовое уведомление. Представили отзыв на исковое заявление, в котором отразили, что в соответствии с п. 7.3 Перечня поручений Губернатора Красноярского края от 11.06.2019, изданного по итогам расширенного совещания по работе лесопромышленного комплекса Красноярского края, органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить реализацию плана мероприятий («дорожной карты») по использованию залесенных земель, не относящихся к землям лесного фонда, в том числе совместно с лесничествами провести инвентаризацию земель, подготовить предложения о необходимости их перевода в земли государственного лесного фонда. Поскольку ответчиком данные мероприятия не выполнены, полагали возможным удовлетворить исковые требования (л.д. 30-31).
Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ, в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд пришёл к следующим выводам.
Как следует из ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав может быть присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ. Это согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части полномочий по вопросам местного значения, связанным с организацией муниципального лесного контроля.
В соответствии со ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учёт лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании ч. 1 ст. 123 ЛК РФ на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
Исходя из ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению, в том числе, органа местного самоуправления.
В силу ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Материалами дела подтверждается, что в Кежемском районе Красноярского края имеются залесенные земельные участки, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, которые не отнесены к государственному лесному фонду.
Ответчик Администрация Кежемского района Красноярского края зарегистрирована в качестве юридического лица 19.10.1998 года (ОГРН 1022400828823).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15, ст. 129 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопроса местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация муниципального лесного контроля.
В ходе проведённой прокурорской проверки установлено, что инвентаризация залесенных земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на площади 14317,75 га, не произведена, земельные участки на кадастровый учёт не поставлены, право собственности муниципального образования Кежемский район в отношении них не установлено, мероприятия по лесоустройству не проведены.
Имеющейся в деле копией служебной записки от 20.01.2022 подтверждается, что уполномоченный работник администрации Кежемского района доложил Главе администрации, что Управлению имущественных отношений необходимо организовать и провести работу по выявлению и формированию перечня залесенных земель и земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, а также по проведению кадастровых работ по образованию земельных участков из залесенных земель сельскохозяйственного назначения, не пригодных для использования по целевому назначению, с получением выписки из ЕГРН на образованные земельные участки для последующего их перевода в категорию земель лесного фонда (л.д. 14, 15-16).
Ответчиком подготовлена карта-схема Кежемского района с отображением на ней залесенных земель, не входящих в государственный лесной фонд (л.д. 17), направлено письмо директору филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» с целью расчёта стоимости выполнения работ по определению и формированию границ земельных участков сельскохозяйственного назначения для их последующего перевода в категорию земель гослесфонда (л.д. 19).
01.06.2022 года Главе Кежемского района внесено представление и.о. заместителя прокурора Кежемского района, в котором требуется принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, рассмотреть вопрос об ответственности виновных лиц (л.д. 7-10).
В ответе на представление Глава Кежемского района указывает, что ответчиком приняты меры по исполнению представления (л.д. 11-13).
Суд на основании исследованных в судебном заседании доказательств приходит к выводам о том, что ответчиком администрацией Кежемского района допущены нарушения законодательства о лесопользовании. Таким образом, принимая во внимание, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения администрацией Кежемского района в полном объёме не устранены, суд считает, что на ответчика следует возложить обязанность по устранению допущенных нарушений закона.
Одновременно с этим, срок, в течение которого суд находит возможным обязать ответчика устранить допущенные нарушения, представляется разумным установить – в течение 1 года после вступления решения в законную силу. Такой срок в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд находит достаточным и позволяющим исполнить данные требования и.о. заместителя прокурора в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить на администрацию Кежемского района (ИНН 2420004178, ОГРН 1022400828823) обязанность принять меры по постановке на кадастровый учёт, определению границ и оформлению права муниципальной собственности на залесенные земельные участки сельскохозяйственного назначения на площади № га, расположенные на межселенной территории Кежемского района – в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда, путём подачи апелляционной жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда, путём подачи апелляционной жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 15 декабря 2022 года.
Председательствующий Г.С. Гарбуз