Дело № 2-1499/2024
УИД 21RS0025-01-2023-007061-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2024 г. город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Самсанковой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы,
установил:
с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ Петрова Е.В. обратилась в суд с указанным иском.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано ввиду отсутствия на момент обращения требуемого 25-летнего стажа работы, фактическая продолжительность стажа составила 23 года 9 месяцев 14 дней. При этом ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей, акушеркой Селиванкинским фельдшерским пунктом МУЗ «Чебоксарская центральная районная больница»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Хачикским фельдшерским пунктом МУЗ «Чебоксарской центральной районной больницы».
Не соглашаясь с решением пенсионного органа в указанной части, истица просит отменить его, обязать ответчика зачесть в специальный стаж спорные периоды работы в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 3 месяца, указывает, что время работы в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями учреждений здравоохранения, подлежит включению в специальный стаж. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУЗ «Чебоксарская центральная районная больница», перечисленные периоды работы подтверждены работодателем. Работа в данные периоды осуществлялась в сельской местности, поэтому подлежит включению в стаж в льготном исчислении.
Кроме того, просит взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере 15 000 руб., госпошлины в размере 300 руб.
Истец Петрова Е.В., ее представитель Данилова И.В., представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия; представителем ответчика также представлена письменная позиция относительно заявленных требований об отказе в их удовлетворении и уменьшении судебных расходов.
Третье лицо БУ «Чебоксарская центральная районная больница» Минздрава Чувашии, надлежащим образом извещенное о рассмотрении дела, явку своего представителя в суд не обеспечило, представило запрошенные судом документы, а также сведения о том, что сведения на Петрову Е.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлены в пенсионный орган посредством программы СБИС ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 8 названного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Частью 2 этой же статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3); имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Перечисленные Списки содержат перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью и расширительному толкованию не подлежит.
Из материалов дела следует, что Петрова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Отделение СФР по Чувашской Республике-Чувашии за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. По подсчету ответчика продолжительность составила 23 года 9 месяцев 14 дней. При этом ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы истицы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Селиванкинским фельдшерским пунктом – акушеркой МУЗ «Чебоксарская центральная районная больница», поскольку наименование структурного подразделения не предусмотрено Списком №, пунктом 6 Правил от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Селиванкинским фельдшерским пунктом – акушеркой МУЗ «Чебоксарская центральная районная больница», поскольку отсутствуют сведения на индивидуальном лицевом счете; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Хачикским фельдшерским пунктом МУЗ «Чебоксарской центральной районной больницы», поскольку наименование должности и структурного подразделения не предусмотрены Списком №, пунктом 6 Правил от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом времени действия пенсионного законодательства к спорным правоотношениям подлежит применению Список от ДД.ММ.ГГГГ N 464.
Названным Списком предусмотрены, в том числе, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно постановлению ФИО2 N 1397 от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1 раздела 2) работа в здравпунктах в качестве фельдшера подлежала зачету в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
В соответствии с положениями Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России N 377 от ДД.ММ.ГГГГ, и Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России N 395 от ДД.ММ.ГГГГ должность фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу, в качестве учреждений здравоохранения поименованы здравпункты (врачебные, фельдшерские).
На основании Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1066 от ДД.ММ.ГГГГ, в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается работа во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций), независимо от ведомственной подчиненности, в том числе в должности, заведующего, фельдшера, медицинской сестры.
Списком и Правилами N 781 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены, в том числе, заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом – медицинская сестра (фельдшер).
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в 1993 году истица окончила Чебоксарское медицинское училище Минздрава Чувашской Республики по специальности «акушерское дело», решением квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена квалификация акушерки.
Приказом главного врача Чебоксарской центральной районной больницы от ДД.ММ.ГГГГ Петрова Е.В. акушерка принята с ДД.ММ.ГГГГ заведующим Селиванкинским фельдшерским пунктом (приказ №-к), приказом от ДД.ММ.ГГГГ истица переведена заведующим Хачикским фельдшерским пунктом (приказ №-к).
Трудовая книжка Петровой Е.В. АТ-VI № от ДД.ММ.ГГГГ содержит следующие записи, относящиеся к спорным периодам работы:
- ДД.ММ.ГГГГ принята зав. акуш. Селиванкинским фельдшерским пунктом;
- ДД.ММ.ГГГГ переведена зав. Хачикским фельдшерским пунктом;
- ДД.ММ.ГГГГ Хачикский фельдшерский пункт переименован на фельдшерско-акушерский пункт.
Согласно Уставу бюджетного учреждения Чувашской Республики «<адрес> больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ №, с последующими изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, внесенными в пункт 1.14, бюджетное учреждение имеет в своём составе обособленные подразделения (фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, отделения общей врачебной (семейной) практики без права юридического лица, расположенные вне места нахождения бюджетного учреждения, представляющие его интересы и осуществляющие их защиту, в том числе: Селиванкинский фельдшерско-акушерский пункт – <адрес>; Хачикский фельдшерско-акушерский пункт – <адрес>
Таким образом, установлено, что фельдшерско-акушерские пункты, в которых работала истица, входят в состав медицинского учреждения.
Согласно должностным инструкциям заведующего фельдшерским пунктом (фельдшера) от 1992, 1999 г.г., утвержденным главным врачом МУЗ «Чебоксарская ЦРБ», заведующий ФАП обязан: вести амбулаторный прием и обслуживание больных, в том числе детей, на дому; оказывать неотложную и экстренную доврачебную медицинскую помощь при заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью человека, при необходимости – транспортировку больных на последующий этап оказания медицинской помощи, лично сопровождать в больничное учреждение тяжелобольных и детей до 1 года; выполнять своевременно и в полном объеме назначения врача при организации динамического наблюдения и лечения пациента по месту жительства; осуществлять динамическое наблюдение, включая контроль за организацией своевременного лечения, больных с социально-значимыми заболеваниями (туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем, психические и наркологические заболевания, онкологическая патология, сахарный диабет); проводить простейшие физиотерапевтические процедуры: ультрафиолетовое облучение, парафинотерапия, соллюкс; участвовать под руководством врачей лечебно-профилактических учреждений в проведении профилактических и диспансерных осмотров декретированных групп населения состоящих на диспансерном учете больных. Вести в установленном порядке контрольные карты (форма №/у) на диспансерных больных и обеспечивать их своевременную явку к врачам-специалистам; осуществлять профилактические мероприятия среди диспансерных больных по рекомендациям врачей; проводить мероприятия по активному раннему выявлению больных и лиц с факторами риска развития болезней (заполнение карт первичного осмотра пациента (1 этап целевой диспансеризации); организация флюорографического обследования прикрепленного населения; цитологическое обследование женщин, измерение АД лицам старше 16 лет, измерение внутриглазного давления лицам старше 40 лет и др.); вести патронаж беременных и детей до 3 лет; осуществлять динамическое наблюдение за группой риска детей первого года жизни, профилактику рахита, анемии, пропагандировать рациональное вскармливание, участвовать в работе с социально-неблагополучными семьями, планировании семьи; своевременно и качественно проводить профилактические прививки населению в соответствии с календарем прививок; знать постоянные и временные противопоказания к ним; извещать территориальный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в установленном порядке о всех случаях инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, отравлений населения. Обеспечить выявление и своевременную госпитализацию больных с инфекционными заболеваниями, организовать учет инфекционной заболеваемости на территории обслуживания в соответствии с установленными правилами; проводить под руководством врачей лечебно-профилактических учреждений и специалистов ЦГСЭН комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории обслуживания. Знать клинику особо опасных инфекций и тактику среднего медицинского персонала; участвовать в оказании медицинской помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. Регулярно проводить подворные обходы с целью активного наблюдения за состоянием прикрепленного населения, раннего выявления заболеваний, включая инфекционные; осуществлять контроль за состоянием территории прикрепленных населенных пунктов, водоемов, парикмахерских, молочно-товарных ферм, продуктовых магазинов, столовых, общежитий, школ, детских дошкольных учреждений, источников водоснабжения, давать главам местных администраций и руководителям указанных объектов предложения по устранению выявленных нарушений санитарных правил и контролировать их выполнение. Информировать территориальный ЦГСЭН о выявленных нарушениях; участвовать совместно с работодателями в проведении мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний; контролировать условия труда женщин, вносить предложения по их рациональному трудоустройству; организовывать в период проведения сельскохозяйственных работ функционирование выездных санитарных постов на полевых станах и в местах работы бригад сельхозпредприятий; соблюдать в работе установленных нормативными документами санитарно-противоэпидемический режим, осуществлять правильное хранение медицинских иммунобиологических препаратов и лекарственных средств; выдавать фельдшерские справки о смерти. Немедленно сообщать вышестоящим органам управления здравоохранением и органам внутренних дел обо всех случаях внезапной смерти на территории обслуживания; вести утвержденные учетно-отчетные формы медицинской документации и своевременно представлять отчеты о проделанной работе районным специалистам и медико-статистическому отделу; регулярно заниматься санитарным просвещением, гигиеническим обучением и воспитанием населения; заведующий ФП одновременно является заведующим аптечным пунктом ФП при наличии лицензии и договора с аптекой; выполнять отдельные поручения и задания руководителей МУЗ «Чебоксарская ЦРБ», не предусмотренные настоящей инструкцией, но вызванные производственной необходимостью.
Оценив имеющиеся в деле документы в совокупности по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истица фактически работала в соответствующей должности среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждении, а именно фельдшером здравпункта и, соответственно, указанный период подлежит включению в ее специальный трудовой стаж.
Как следует из ответа БУ «Чебоксарская районная больница» Минздрава Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с централизацией бухгалтерской службы учреждение не имеет возможности дать разъяснение о непредоставлении сведений о ИЛС на Петрову Е.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанные сведения предоставлены в пенсионный орган посредством программы СБИС ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению суда, несвоевременное предоставление работодателем сведений в отношении работника не может отрицательно повлиять на пенсионные права.
В соответствии с действовавшим в спорный период Списком № работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» учитывая, что пунктом 2 Постановления № один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до ДД.ММ.ГГГГ может быть исчислен в указанном льготном порядке.
В связи с этим спорные периоды подлежат включению исходя из указанного расчета.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым на основании статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Аналогичное содержится в пунктах 12 и 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Как следует из содержания указанных норм, они не ограничивают виды подлежащих возмещению расходов, понесенных в связи с участием представителя в судебном заседании, а устанавливают лишь критерий при определении размера оплаты услуг представителя, направленный против его необоснованного завышения.
При разрешении вопроса о судебных издержках расходы, связанные с оплатой услуг представителя, как и иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, требуют судебной оценки на предмет их связи с рассмотрением дела, а также их необходимости, оправданности и разумности; возмещение стороне расходов на оплату услуг представителя может производиться только в том случае, если сторона докажет, что в действительности имело место несение указанных расходов, объем и оплату которых, в свою очередь, определяют стороны гражданско-правовой сделки между представителем и представляемым лицом, позволяющей им включить в перечень расходов на оплату услуг представителя в том числе затраты, понесенные представителем в связи с явкой в суд (проезд, проживание, питание и т.д.) (определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2507-О).
В силу пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года N 1 лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Таким образом, критерий разумности возмещения расходов по оплате услуг представителя отнесен к исключительной компетенции суда.
Для защиты интересов Петрова Е.В. (заказчик) обратилась за юридической помощью к Даниловой И.В. (исполнитель), заключив с ней ДД.ММ.ГГГГ договор на оказание юридических услуг, связанных с исковым производством о включении периодов в страховой стаж на досрочную пенсию по старости, в рамках которого исполнитель обязалась изучить предоставленные заказчиком документы и проинформировать заказчика о возможных вариантах разрешения спорного вопроса, провести работу по подбору документов, составить исковое заявление в суд и осуществить представительство в суде, консультировать заказчика по всем возникающим в связи с судебными процессами вопросам, в случае положительного решения совершить необходимые действия по его исполнению. Стоимость услуг по договору составила 15 000 руб.
Оплата заказчиком указанных сумм подтверждается квитанцией от этой же даты.
Представленные документы суд принимает в качестве допустимых доказательств, подтверждающих размер фактически понесенных истцом расходов на оплату услуг представителя.
Из материалов дела следует, что для представления интересов в суде истцом была выдана доверенность на имя Даниловой И.В., которая составила исковое заявление, уточнение к нему, подготовила необходимый пакет документов и подала иск в суд.
При рассмотрении требования истца о взыскании расходов на представителя суд руководствуется статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом способов, направленных против неосновательного завышения размера оплаты труда.
Учитывая объем оказанных юридических услуг, доводы, свидетельствующие о чрезмерности заявленной ко взысканию суммы, длительность каждого судебного заседания в отдельности и рассмотрения дела в целом, его сложность, а также принцип разумности и справедливости, суд находит заявленный размер судебных расходов чрезмерным и определяет ко взысканию сумму 6 000 руб.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный стаж на основании пункта 20 части 1 статьи 30 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы Петровой Е.В.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей, акушеркой Селиванкинским фельдшерским пунктом МУЗ «Чебоксарская центральная районная больница»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Хачикским фельдшерским пунктом МУЗ «Чебоксарской центральной районной больницы»;
обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить указанные периоды работы в специальный страховой стаж Петровой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС 024-039-835 29, на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца;
взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в пользу Петровой Е.В. расходы на представителя в размере 6 000 (шесть тысяч) руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение составлено 19 июня 2024 года.