Дело № 5-870/2019

УИД № 66MS0044-01-2019-002950-96

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург                                                                                30 августа 2019 года

Мировой судья судебного участка № 7 Октябрьского судебного района г.Екатеринбурга Свердловской области, Ветрова И.Е. (620142, г.Екатеринбург ул. Фрунзе, д. 40, тел. (343) 257-05-25, электронный адрес: 7okt@dms66.ru), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии», юридический адрес: г.Екатеринбург, пер. Утренний, 1 «Г», ИНН 6608003013, ОГРН 1026605388490, дата регистрации юридического лица 01.08.2002г., ранее привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

08.07.2019 в отношении Открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» государственным инспектором отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора Шайдуровой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование указано, что отделом надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в деятельности открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии», в ходе которой выявлены нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой воздушным транспортом пассажиров, на основании лицензии № ПП0068, выданной Федеральным агентством воздушного транспорта 23.11.2012. Проведенной проверкой установлено, что 13.06.2019 ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» задержала рейс по маршруту Санкт-Петербург - Тбилиси на 17 часов 56 минут. В связи с указанным в отношении ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Законный представитель ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Смирнова А.С. просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях авиакомпании состава вменяемого правонарушения, поскольку действия авиакомпании по задержке вылета рейса были связаны с обеспечением безопасности полета, так как после запуска двигателей в процессе выполнение проверки произошел отказ в системе управления, что послужило основанием для возврата воздушного судна на место стоянки. В кратчайшие сроки после проведения проверочных процедур воздушное судно технической службой было допущено к выполнению полета. Однако после уборки трапа потребовался повторный вызов инженерно-технического персонала. Часть пассажиров отказалась от продолжения полета на воздушном судне, в связи с чем экипаж более 50 минут ожидал грузчиком аэропорта для снятия багажа отказавшихся от перелета пассажиров. После запуска двигателей была выявлена еще одна техническая неисправность - отказ в системе управления. Указанное обстоятельство послужило основанием для предоставления резервного воздушного судна. Резервным бортом пассажиры были доставлены в пункт назначения. Время задержки вылета рейса составило более 17 часов.

Мировой судья, заслушав Смирнову А.С., исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему. 

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. 

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться на основании лицензий.

В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров подлежит лицензированию

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о лицензировании задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о лицензировании к полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относится утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования.

В соответствии с п.п. б, в п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 457 (далее - Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:

- наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;

-соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В силу ч. 1 ст. 106 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Согласно п. 7 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России 28.06.2007 № 82, перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Таким образом, авиаперевозчик ОАО Авиакомпания «Уральские Авиалинии» обязан оказать услугу по перевозке пассажиров в указанное в договоре воздушной перевозки пассажира время, в соответствии с планом (графиком) полетов.

 Пунктами 72 и 74 ФАП-82 предусмотрено, что  регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.

В соответствии с п. 76 ФАП-82 перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 8 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса России 04.02.2003 № 11, заявитель (эксплуатант) для выполнения воздушных перевозок и планируемой программы полетов располагает воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования. Настоящее требование соблюдается в течение срока действия сертификата эксплуатанта.

Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, мировой судья приходит к выводу о том, что ОАО «Авиакомпанией  «Уральские авиалинии» не выполнен перелет по маршруту Санкт-Петербург — Тбилиси в соответствии с имеющимся планом (графиком) выполнения полетов, что является нарушением ФАП-82 и, как следствие, ведет к нарушению подп. «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Объективную сторону данного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, в нарушение которых настоящим Кодексом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, на данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно изложенному мировой судья приходит к выводу о том, что ОАО Авиакомпания «Уральские Авиалинии» не были приняты все зависящие от общества меры по соблюдению установленных Положением о лицензировании деятельности  по перевозке пассажиров по маршруту Санкт-Петербург - Тбилиси, поскольку  у ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» отсутствуют документальные доказательства, свидетельствующие о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований лицензионного законодательств.

Основанием для привлечения авиакомпании к административной ответственности является в частности нарушение п. п. «б», «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457, в котором закреплена обязанность перевозчика по обеспечению наличия у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.

В нарушение вышеуказанных норм закона перевозчиком не были предприняты все возможные и зависящие от него меры по обеспечению соблюдения лицензионных условий, не организована своевременная воздушная перевозка пассажиров по запланированному рейсу. При этом мировой судья учитывает, что резервное воздушное судно для выполнения рейса своевременно по состояние на плановое время вылета предоставлено не было, что повлекло за собой длительную задержку вылета указанного рейса.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела исследованы все доказательства, имеющие значение для объективного и полного рассмотрения дела, на основании которых мировой судья усматривает в действиях ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, то есть осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Доводы защитника юридического лица о том, что задержка вылета рейса была вязана с обеспечением безопасности полета, не является основанием для освобождения перевозчика от административной ответственности за совершение вменяемого авиакомпании  правонарушения, равно как и доводы о том, что действующим воздушным законодательством не установлено количество резервных воздушных, которое должен иметь перевозчик, поскольку авиакомпании вменяется именно нарушение графиков полетов в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.

Назначая административное наказание, мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, данные о лице, в отношении которого ведется производство по административному делу, обстоятельства, влияющие на вид и размер наказания.

Смягчающих обстоятельств в ходе рассмотрения дела не установлено. В качестве отягчающего обстоятельства, мировой судья учитывает, что ранее юридическое лицо привлекалось к ответственности за совершение однородных правонарушений, однако, учитывая санкцию ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, юридического значения для назначения вида и размера наказания данный факт иметь не будет.

С учетом данных о лице, в отношении которого возбуждено производство по делу, характера совершенного правонарушения, мировой судья приходит к выводу о необходимости назначения ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» наказания в виде штрафа, установленного санкцией ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 22.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 14.1.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100000 (░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░ 7838434432, ░░░ 783801001, ░░░ 044030001, ░░░░░░░░░ ░░░░ 40101810200000010001, ░░░ 10611601000016000140, ░░░░░ 40303000, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 7 ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░                                                                                            ░░░░░░░ ░.░.