УИД 16RS0025-01-2023-001670-72
. ДЕЛО № 2-1588/23
Решение
именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
с участием представителя истца Низовцева М.С. – Шарафеева А.Г.,
представителя ответчика АО ДК «Антей» - Писарева Т.А.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Низовцева М.С. к АО «Девелоперская корпорация «Антей» и ООО «Управляющая компания «Светлый» об обязании отменить решение о строительстве детской площадки,
установил:
Низовцева М.С. обратилась в Пестречинский районный суд РТ с иском в вышеизложенной формулировке в обоснование указав, что является собственником квартиры № №, расположенной по адресу: РТ, <адрес>, которая располагается на первом этаже. Однако некоторые жители дома, без ее ведома, заполнили заявление на строительство детской площадки перед окнами ее квартиры. В этом она участия не принимала. 20 жильцов дома возражали в строительстве детской площадки. Считает, что решение о строительстве детской площадки является незаконным, нарушает ее права, как потребителя, поэтому она просит обязать ответчиков отменить данное решение, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей и расходы на оплату услуг представителя.
Представитель истца Шарафеев А.Г. в судебном заседании требования иска поддержал.
Представитель ответчика АО «ДК «Антей» Писарев Т.А. требования иска не признал по мотивам, подробно изложенным в письменных возражениях, поскольку строительство детской площадки ведется в соответствии с требованиями всех норм и правил.
Представитель ответчика ООО «УК «Светлый» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в иске отказать, по мотивам, подробно изложенным в возражении на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов;5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда;7) земли запаса.
Согласно ч. 2 той же статьи земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Как следует из ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов;9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Частью первой статьи 1 Градостроительного кодекса определяются следующие понятия, как: градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства;
территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
Как следует из ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «ДК «Антей» поступило коллективное обращение от жителей 14, 15 и 16 кварталов ЖК «Светлый» в количестве 155 собственников квартир с просьбой построить детскую площадку для физического развития и времяпровождения детей жителей вышеуказанных кварталов.
АО «ДК «Антей» удовлетворила просьбу жителей и приступило к строительству детской площадки дошкольного возраста по <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером 16:33:140406:5187, который предоставлен собственником во временное владение для АО «ДК «Антей» по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Размещение площадок необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее: детские игровые 10 метров; для отдыха взрослого населения 8 метров; для занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик) 10 – 40 метров; для выгула собак - 40 метров.
Расстояние от окон жилых домов до границы детской площадки дошкольного возраста определено в пункте 7.5. «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 №1034/пр) (в ред. от 31 мая 2022 года).
Правилами благоустройства данной территории, определены, в том числе, размещение детских площадок.
Расстояние от комплектной трансформаторной подстанции квартала 15 (КТП-15) до границы детской площадки дошкольного возраста согласно п.6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (сетевая организация). В соответствии с требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (приложение к Правилам), охранная зона устанавливается вокруг пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте «а» приложения к Правилам, применительно к высшему классу напряжения подстанции, составляет не менее 10 метров.
В соответствии с п. 7.13 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года №78 (в ред. от 25 августа 1993 года), при размещении отдельно стоящих распределительных пунктов и трансформаторных, подстанций напряжением 6 - 20 кВ при числе трансформаторов не более двух 4 мощностью каждого до 1000 кВ х А, и выполнении мер по шумовой защите расстояние от них до окон жилых и общественных зданий следует принимать не менее 10 метров, а до зданий лечебно-профилактических учреждений - не менее 15 метров.
Из ответа, предоставленного ООО «КЦ «Недвижимость» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно обмеру от угла жилого дома № 11 до детской площадки расстояние составляет 10,08 метров, от угла жилого дома № 8 – 10,09 метров, дома № 7 – 10,09 метров.
Таким образом, разрешая заявленные исковые требования, суд находит, что размещение спорной детской площадки на указанном земельном участке полностью соответствует требованиям норм и правил, поскольку расстояние от детской площадки до окон жилых домов составляет не менее 10 метров. Права третьих лиц застройщик не нарушает, проектируемая детская площадка, расположенная по адресу: РТ, <адрес> не создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей, и в первую очередь, детей, при размещении указанной площадки соблюдаются все нормы (расстояние от детской площадки до окон жилых помещений), установленные градостроительным законодательством, а следовательно, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется в полном объеме, в том числе, о компенсации морального вреда.
Доводы истцовой стороны о том, что размещение детской площадки рядом с трансформаторной подстанцией и рядом с жилым домами, которая является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей, и в первую очередь, детей, также являются необоснованными.
Более того, суд находит, что детские игровые и спортивные площадки способствуют адаптации и подготовке детей к дальнейшим физическим нагрузкам, помогают им реализовать свои потребности в активном движении, развивают силу, ловкость, сообразительность.
При этом, касаемо ответчика ООО «УК «Светлый», данная управляющая компания оказывает услуги на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 (в ред. от 29 июня 2020 года) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», а также заключенного договора на управление многоквартирными домами с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, собственником земельного участка, на котором ведется строительство детской площадки и ее застройщиком не является, соответственно не может являться надлежащим ответчиком по настоящему иску.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Суд указывает на то, что возложение обязанности доказывания на истца основано на положениях ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты.
По смыслу приведенных норм, в гражданском процессе действует презумпция, согласно которой на ответчика не может быть возложена ответственность, если истец не доказал обстоятельства, подтверждающие его требования.
Вместе с тем, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, убедительных и бесспорных доказательств в обоснование исковых требований истцом не представлено.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного Кодекса способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Таким образом, обеспечение судебной защиты лицам, ссылающимся на нарушение их прав, возможно, не только при условии установления факта нарушения ответчиком требований закона, но и при одновременной доказанности факта нарушения ответчиком охраняемых законом прав и интересов истца. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств, применительно к спорному случаю, лежит именно на истце.
Вместе с тем, в процессе разрешения данного дела судом не установлено нарушений прав и законных интересов истца действиями ответчиков.
В силу гражданского законодательства защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов должна осуществляться путем применения надлежащих способов защиты. То есть заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и избрать только тот способ защиты права, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
Кроме того, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца именно действиями ответчика.
Иные доводы и утверждения истца изложенные в исковом заявлении, а также приведенные ее представителем в судебном заседании, не влияют на существо принимаемого судом решения, в том числе о нарушении правил благоустройства территории, поскольку они не основаны на законе и направлены на иное применение и толкование норм действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Низовцева М.С. в иске к АО «Девелоперская корпорация «Антей» и ООО «Управляющая компания «Светлый» об обязании отменить решение о строительстве детской площадки отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: