ВТОРОЙ ЭКЗЕМПЛ
СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК <НОМЕР> ИВАНОВСКОГО <АДРЕС> РАЙОНА
В <АДРЕС>
ул. 1-я Полевая д. 5 г. <АДРЕС> 153035 тел. (4932) 42-40-73
адрес электронной почты ivan3ms@mirsud.ivanovoobl.ru,
адрес официального сайта http://ivan3.iwn.msudrf.ru/
ВТОРОЙ ЭКЗЕМ
Дело <НОМЕР>
<ДАТА1> г. <АДРЕС> область
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Ивановского судебного района в <АДРЕС> области <ФИО1>, проверив материал об административном правонарушении, поступивший МО МВД России «<АДРЕС> в отношении <ФИО2> по статье 14.17.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Мировому судье поступили материалы дела о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях" в отношении <ФИО2>
Изучив материалы дела, считаю, поступивший протокол и другие материалы дела подлежат возвращению в орган, его представивший по следующим основаниям.
Согласно п. п. 3, 5 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 26.2. КоАП РФ протокол по делу об административном правонарушении является доказательством, на основании которого судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе: место, время совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
При этом подробное описание события правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации.
Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА2> N 5, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Из смысла части 3 статьи 28.8 КоАП РФ следует, что возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении предоставлена только должностному лицу, его вынесшему, но не суду.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Ч.1 ст. 14.17.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА3> N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Для правильного разрешения дела необходимы сведения подтверждающие обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
<ФИО2> вменяется вину то, что она <ДАТА4> в 16 час 05 минут в торговом павильоне принадлежащим ИП <ФИО3>, расположенном по адресу: <АДРЕС> область <АДРЕС> район д. Светлый Луч, между <АДРЕС> и <АДРЕС> осуществила продажу алкогольной продукцией, а именно продала одну бутылку водки «Талка» объемом 0,5л. крепостью 40% по цене 250 руб.
Однако, факт продажи алкогольной продукции материалами дела не подтвержден, отсутствует товарный либо фискальный чек (либо иные документальные подтверждения) продажи алкогольной продукции .
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, включает в себя нарушение розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. В то же время, обязательным условием для привлечения лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ является продажа им алкогольной продукции, которая согласно статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ является пищевой продукцией, или спиртосодержащей пищевой продукции. Таким образом, для квалификации действий лица по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ необходимо использование специальных познаний в науке, т.е. проведения экспертизы с целью установления является ли реализованная жидкость алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией. В силу ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
В определении указываются: основания для назначения экспертизы; фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В силу абзаца 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от <ДАТА5> N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов деятельности, на осуществление которой выдается лицензия. Согласно статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Как следует из статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются поставки, розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Административный материал не содержит заключения эксперта о том, что реализованная продукция <ФИО2> является алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией.
Вышеизложенные обстоятельства являются существенным нарушением, которые следует расценивать, как неполное представление материалов, которые не могут быть восполнено при рассмотрении дела, влекущих в силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях возвращение протокола должностному лицу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 29.1, ст. 29.4 ч. 4 КоАП РФ, мировой судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить протокол об административном правонарушении <НОМЕР> А 351276 от <ДАТА4>, составленный по ст.14.17.1 ч.1 КоАП РФ, в отношении <ФИО2> и приложенные к нему материалы в МО МВД России «<АДРЕС> для устранения недостатков в установленный законом срок.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> области через мирового судью судебного участка <НОМЕР> Ивановского судебного района в <АДРЕС> области в срок 10 суток.
Мировой судья: <ФИО1>