31RS0012-01-2023-000311-98 Дело № 2-390/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 года г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Никулиной Т.В.
при секретаре Винниковой Л.В.
с участием представителя истца - управления социальной защиты населения администрации Красногвардейского района Харыбиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления социальной защиты населения администрации Красногвардейского района к Литвинову А.В. о взыскании денежных средств по социальному контракту,
у с т а н о в и л:
22 апреля 2022 года между УСЗН администрации Красногвардейского района Белгородской области и Литвиновым А.В. был заключен социальный контракт по осуществлению мероприятий для начала индивидуальной предпринимательской деятельности. В соответствии с условиями контракта и представленным бизнес-планом предполагаемым видом деятельности было предоставление услуг массажа. Социальный контракт был заключен на основании заявления Литвинова А.В. и решения межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации от 22 апреля 2022 года. В соответствии с программой социальной адаптации Литвинов А.В. обязан был составить и согласовать бизнес-план, получить дополнительное профессиональное образование, стать на учет в качестве самозанятого, осуществить поиск и аренду помещения, приобрести необходимое оборудование и мебель, открыть массажный кабинет, оказывать услуги массажа и ежемесячно информировать УСЗН администрации Красногвардейского района о выполнении программы социальной адаптации. 28 апреля 2022 года УСЗН перечислило Литвинову А.В. 30000 руб на оплату образовательных курсов, а 13 мая 2022 года - 250 000 рублей для приобретения основных средств и материально-производственных запасов. Однако Литвинов А.В. со своей стороны не выполнил условия контракта, не отчитался о расходовании 43800 руб, не представил отчеты о реализации программы с ноября 2022 года, а также информацию о наличии уважительных причин, по которым не реализовал целевое использование денежных средств, в декабре 2022 года снялся с учета в налоговой инспекции как самозанятый и индивидуальную трудовую деятельность не осуществляет.
УСЗН администрации Красногвардейского района обратилось в суд с иском к Литвинову А.В. о взыскании денежных средств в сумме 280000 руб, выплаченных в рамках социального контракта. Сослалось на то, что Литвинов А.В., получив в полном объёме денежные средства, не выполнил условия социального контракта, не отчитался о расходовании денежных средств, прекратил предоставление ежемесячных отчетов. В соответствии с Порядком предоставления государственной социальной помощи на условиях социального контракта, утверждённым Постановлением Правительства Белгородской области от 22 июня 2020 года N 273-пп "О предоставлении мер социальной защиты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», 14 декабря 2022 года межведомственной комиссией было принято решение о расторжении социального контракта в связи с невыполнением его условий, о чём Литвинову А.В. было направлено уведомление, а также требования о возврате полученных денежных средств. Однако до настоящего времени денежные средства он не возвратил.
В судебном заседании представитель истца Харыбина О.Н. поддержала заявленные требования, и дала объяснения, соответствующие содержанию иска. Пояснила также, что Литвинов А.В. предоставил часть документов на приобретение мебели и оборудования, однако за сумму 43800 руб так и не отчитался. Он, в частности, приобрел угловой диван за сумму 84000 руб, который может использоваться в личных целях, необходимости в его приобретении для массажного кабинета не было. Он арендовал арендное помещение, заключив договор с В.В., но лишь в пределах сумм, которые были выделены по социальному контракту - 37500 руб (не более 15% от суммы контракта), в дальнейшем договор не был продлен. Ему неоднократно приходилось напоминать о предоставлении ежемесячных отчетов, а с ноября 2022 года он вообще прекратил их предоставлять. За август-октябрь через приложение «Мой налог» показал суммы доходов – от 12000 руб до 13000 руб, что не гарантирует реальное предоставление услуг. В ежемесячных отчетах содержится информация о расходовании денежных средств и о доходах. В декабре 2022 года Литвинов А.В. снялся с учета в налоговой инспекции в качестве самозанятого, т.е. условия контракта не исполнены и его цели не достигнуты.
Ответчик Литвинов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается почтовым идентификатором <данные изъяты>, почтовое отправление вернулось как неврученное. В соответствии со ст.165.1 ГК РФ Литвинов А.В. признается надлежаще извещенным. По телефону сообщил, что знает о времени и месте проведении судебного заседании, участвовать не намерен, об отложении рассмотрении дела не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд полагает иск удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 307, 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ (п. 1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. (п. 2)
По смыслу положений подпункта 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Бремя доказывания данного юридически значимого по делу обстоятельства в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ возлагается на приобретателя имущества, то есть ответчика по делу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296 утверждена государственная программа «Социальная поддержка граждан», на реализацию которой субъектам Российский Федерации предоставлены субвенции.
В соответствии с указанным Постановлением и Социальным кодексом Белгородской области от 28.12.2004 №165, постановлением Правительства Белгородской области от 22 июня 2020 года N 273-пп "О предоставлении мер социальной защиты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, а также назначения и выплаты пособий малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Согласно п. 2.1.1 Порядка предоставления государственной социальной помощи пособие на основе социального контракта назначается уполномоченным органом по месту жительства на основании решения межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, созданной уполномоченным органом.
В соответствии с п. 2.2.4 Порядка денежная выплата, полученная гражданами, заключившими социальный контракт, имеет целевой характер и может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту.
В силу п. 3.2.1 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается ежемесячно или единовременно в зависимости от условий социального контракта.
Подпунктом «б» п. 3.2.2 Порядка предусмотрено оказание помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Размер государственной помощи, предусмотренный постановлением Правительства Белгородской области от 22 июня 2020 года N 273-пп зависит от вида мероприятий, предусмотренных контрактом, на которые она выделяется.
Согласно п. 3.2.5.1 Порядка на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3.2.2 подраздела 3.2 раздела 3 Порядка предоставление денежной выплаты единовременно гражданам, заключившим социальный контракт, в том числе являющимся самозанятыми, для ведения предпринимательской деятельности, в том числе возмещение расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более 5 процентов суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта, приобретения основных средств (оборудования), материально-производственных запасов, имущественных обязательств на праве аренды (не более 15 процентов назначаемой выплаты), создания и оснащения дополнительных рабочих мест в размере не более 350000 рублей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2.3 Порядка на реализацию мероприятия, связанного с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности, предусмотрена оплата стоимости курса обучения в организации, предоставляющей услуги по профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию в размере до 30000 рублей с последующим представлением им отчетных документов, в соответствии с приложением N 6.
Порядком предоставления государственной социальной помощи предусмотрена возможность досрочного расторжения контракта.
Согласно п. 3.2.17. Порядка социальный контракт расторгается органом социальной защиты населения в одностороннем порядке досрочно в случаях, не являющихся уважительными причинами (п. 3.2.16. Порядка), в том числе, для - заключивших социальный контракт на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в случаях (в том числе):
- если была прекращена индивидуальная предпринимательская деятельность (снятие с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период социального контракта;
- если полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта была использована на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации;
- если заявителем не был представлен ежемесячный отчет до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, без уважительных причин (перечислены в п. 3.2.16. Порядка).
В соответствии с п. 3.2.18 Порядка социальный контракт расторгается, когда органу социальной защиты населения стало известно о наступлении обстоятельств, являющихся основаниями для расторжения социального контракта; гражданин уведомляется органом социальной защиты населения о его расторжении и прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение 5 дней со дня, следующего за днем принятия решения.
Приложением №11 к Порядку определены обязанности заявителя, получившего государственную поддержку на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (подпункт "б" пункта подраздела 3.2 раздела 3 Порядка), а именно:
зарегистрироваться в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (встать на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход);
представить в Орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства (оборудование) и (или) материально-производственные запасы, получить лицензии на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (не более 10 процентов назначаемой выплаты), и (или) принять имущественные обязательства на праве аренды (не более 15 процентов назначаемой выплаты), и (или) создать, осуществить оснащение дополнительных рабочих мест для осуществления предпринимательской деятельности и представить в Орган социальной защиты населения подтверждающие документы;
информировать Орган социальной защиты населения об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия настоящего социального контракта ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, и представлять в Орган социальной защиты населения отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов). Последний отчет представить до 15-го числа месяца, следующего за месяцем окончания действия настоящего социального контракта, с приложением сведений о составе и доходах своей семьи за 3 последних месяца до даты окончания настоящего социального контракта;
при непредставлении своевременно отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительной причине в соответствии с Порядком представить в Орган социальной защиты населения сведения, подтверждающие наличие таких причин;
осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в Орган социальной защиты населения;
уведомить Орган социальной защиты населения о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 3 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств;
возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления Органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта;
представлять по запросу Органа социальной защиты населения сведения о доходах и информацию об условиях жизни Заявителя (семьи Заявителя) ежемесячно в течение года со дня окончания срока действия настоящего социального контракта.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что 19 апреля 2022 года Литвинов А.В. обратился в УСЗН администрации Красногвардейского района с заявлением об оказании государственной социальный помощи на основании социального контакта. В качестве предполагаемого вида деятельности указал открытие массажного кабинета и оказание услуг.
22 апреля 2022 года на заседании межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки малоимущим гражданам и гражданам Красногвардейского района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, было принято решение согласовать проект социального контракта и оказать Литвинову А.В. единовременную денежную выплату в размере 250000 рублей по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».
В этот же день между УСЗН администрации Красногвардейского района и Литвиновым А.В. был заключен Социальный контракт по осуществлению мероприятий для начала индивидуальной предпринимательской деятельности, который определил права и обязанности сторон, ответственность со сроком действия по 31 марта 2023 года.
По условиям контракта Литвинов А.В. обязался:
зарегистрироваться в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (встать на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход);
представить в Орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
приобрести в период действия контракта основные средства (оборудование) и (или) материально-производственные запасы, и (или) имущественные обязательства на праве аренды, и (или) создать, осуществить оснащение дополнительных рабочих мест для осуществления предпринимательской деятельности и представить в Орган социальной защиты населения подтверждающие документы;
информировать Орган социальной защиты населения об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, и представлять отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), последний отчет представить до 15-го числа, следующего за месяцем окончания действия социального контракта, с приложением сведений о составе и доходах своей семьи за 3 последних месяца до даты окончания настоящего социального контракта;
при непредставлении своевременно отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительной причине в соответствии с Порядком представить в Орган социальной защиты населения сведения, подтверждающие наличие таких причин;
осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в Орган социальной защиты населения;
уведомить Орган социальной защиты населения о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 3 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств;
возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе),
представлять по запросу Органа социальной защиты населения сведения о доходах и информацию об условиях жизни Заявителя (семьи Заявителя) ежемесячно в течение года со дня окончания срока действия настоящего социального контракта.
Статьей 10 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений (ч. 1).
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 2.1).
В соответствии с условиями контракта 28 апреля 2022 года Литвинову А.В. было перечислено 30000 руб на оплату образовательных курсов, а 13 мая 2022 года осуществлена выплата 250000 рублей для приобретения основных средств и материально-производственных запасов, что подтверждается платежными поручениями от 28.04.2022 и от 13.05.2022 с реестрами получателей.
Однако Литвинов А.В. не выполнил условия социального контракта, о целевом расходовании денежных средств в УСЗН в полном объеме не отчитался, на сумму 43800 руб документы не представлены, с ноября 2022 года прекратил представление ежемесячных отчетов, в декабре 2022 года, т.е. до истечения срока контракта, снялся с учета в налоговой инспекцию как самозанятый, что подтверждается скриншотом сайта налоговой инспекции и расценивается судом как недобросовестное поведение с его стороны. Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих выполнению условий социального контракта, изложенных в п. 3.2.16 Порядка, суду не представил.
14 декабря 2022 года межведомственной комиссией было принято решение о расторжении социального контракта с Литвиновым А.В. в связи с невыполнением его условий. В это же день УСЗН администрации Красногвардейского района направило Литвинову А.В. уведомление о расторжении социального контракта в одностороннем порядке и возврате полученных денежных средств. Однако до настоящего времени денежные средства он не возвратил, ни истцу, ни суду не представил доказательства, подтверждающие целевое расходование выделенных денежных средств в соответствии с условиями контракта, о наличии уважительных причин невыполнения условий социального контракта не сообщил.
Согласно сведениям ИП В.В., с которой Литвинов А.В. заключал договор аренды нежилого помещения от 18 мая 2022 года на срок до 17 марта 2023 года, он внес оплату лишь за три месяца в сумме 37500 руб, т.е. в пределах выделенных бюджетных средств. По истечении трех месяцев, т.е. 18 августа 2022 года Литвинов А.В. освободил помещение, т.е. кабинет массажа – как цель заключения социального контракта не функционирует и Литвинов А.В. не осуществляет индивидуальную трудовую деятельность. Сведений о заключении иных договоров аренды ответчик не представил.
Факт снятия Литвинова А.В. с учета в налоговой инспекции в декабре 2022 года как самозанятого также указывает не невыполнение им условий социального контакта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с ответчика, не выполнившего принятые на себя обязательства по условиям социального контракта, подлежат взысканию денежные средства в размере 280 000 рублей, как полученные безосновательно.
По правилам ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика взыскивается государственная пошлина в сумме 6000 рублей, рассчитанная от суммы 280000 руб, от уплаты которой истец был освобождён.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск управления социальной защиты населения администрации Красногвардейского района к Литвинову А.В. удовлетворить.
Взыскать с Литвинова А.В., <данные изъяты> в пользу управления социальной защиты населения администрации Красногвардейского района денежные средства в сумме 280000 руб, выплаченные по государственному социальному контракту и госпошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 года.
Судья