дело № 5-82-761/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
гор. Волгоград 13 сентября 2021 года
Мировой судья судебного участка № 82 Дзержинского судебного района гор. Волгограда Волгоградской области Щетинкина Н.А. (г. Волгоград ул. Историческая, д. 122Б), рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении:
Тыщенко Александра Викторовича, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>, руководителя Общества с ограниченной ответственностью «МУК» (далее по тексту ООО «МУК»), ИНН 3444255920, ОГРН 1153443029915, адрес: 400075, г. <АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
Инспекцией Госжилнадзора проведена проверка в отношении должностного лица директора ООО «МУК» Тыщенко А.В., в ходе которой установлены нарушения лицензионных требований выразившиеся в неисполнении обязанностей по договору управления, в связи с чем, составлен протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель директора ООО «МУК» Тыщенко А.В. - Ведяпин М.Ю., действующий на основании доверенности, просил прекратить производство по материалу, в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Выслушав представителя, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
ООО «МУК» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в г. Волгограде на основании лицензии.
Из материалов дела следует, что Управлением "Жилищная инспекция Волгограда"; администрации Волгограда в рамках лицензионного контроля в отношении ООО "МУК" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: гор. Волгоград, ул. <АДРЕС>, д. <НОМЕР> (далее МКД), материалы были направлены в инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области для принятия мер административного воздействия.
В результате рассмотрения поступивших материалов проверки должностным лицом Инспекции, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, установлено, что ООО "МУК" допущены нарушения правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
ООО "МУК" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 034000238 от 21.12.2015. Указанный МКД внесен в реестр лицензий Волгоградской области. ООО «МУК» управляет МКД на основании договора управления МКД.
Таким образом, ООО «МУК» является лицом, ответственным за соблюдение условий договора управления, требований стандарта управления многоквартирными домами, требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, Правил предоставления коммунальных услуг, собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в том числе соблюдения порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ директором ООО "МУК" является Тыщенко А.В, дата внесения записи 18.09.2020 г.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Размеры платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации ( часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2017 плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества в многоквартирных домах, которые находятся в управлении управляющей организации перешла из коммунальных услуг в жилищные и вошла в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно пункту 29 Правил № 491 с 01.01.2017 в расходы за содержание и ремонт жилого помещения также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, начисляется в порядке, установленном при начислении платы за жилищные услуги, и определяется из объема принадлежащей общей площади жилого или нежилого помещения и объема соответствующего вида коммунального ресурса, рассчитанного на 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - КР в СОИ), определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ходе проверки Управлением было установлено, что многоквартирный дом <НОМЕР> <АДРЕС> - многоквартирный дом 14 этажный, с централизованным отоплением, холодным водоснабжением и водоотведением, электроэнергией, с самостоятельным производством горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения МКД оборудовано индивидуальным тепловым пунктом), с лифтом и мусоропроводом.
В проверяемый период ООО «МУК» осуществляет управление МКД согласно протоколу № 1 от 24.08.2020 и договору управления от 29.08.2020 б/н.
ООО «МУК» являлось исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению и холодному водоснабжению на основании договоров ресурсоснабжения: - от 01.08.2018 № 5012114/18 на предоставление коммунальной услуги по rv ческой энергии с ПАО «Волгоградэнергосбыт». От 01.11.2018 № 015428 на приобретение коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению и приема сточных вод с ООО «Концессии водоснабжения».
Согласно технического паспорта на МКД составленного по состоянию на 14.01.2020, общая площадь всех жилых помещений (квартир) - 7450,4 кв.м., общая площадь всех нежилых помещений (квартир) - 741,0 кв.м., общая площадь помещений общего пользования предусматривающая возможность потребления коммунальных ресурсов по электроснабжению и холодному водоснабжению - 2712,5 кв.м.
МКД оборудован общедомовыми приборами учета: холодного водоснабжения - акт допуска к эксплуатации узла учета, смонтированного на водопроводном вводе от 17.07.2020, электрической энергии - акт проверки состояния измерительного комплекса электроэнергии от 22.07.2020.
Расход электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома включает не только освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), но также освещение подвалов, чердаков, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придомовое освещение, на объекты, находящиеся на земли, принадлежащем собственникам дома, и присоединенные к внутридомовой электрической сети (хоккейные площадки, гаражи, сараи, если они относятся к общему имуществу), технологические потери во внутридомовых электрических сетях.
Таким образом, собственники обязаны оплачивать электрическую энергию, потраченную на освещение всего общего имущества многоквартирного дома и работу его оборудования для жизнеобеспечения систем многоквартирного дома, что также подтверждается письмом Минстроя РФ от 29.12.2015 № 42868-ОД/04.
МКД оборудован водоразборными устройствами холодного водоснабжения относящихся к общедомовому имуществу.
В соответствии с действующими в рассматриваемый период постановлениями:
Приказ КТР Волгоградской обл. от 20.12.2017 N 51/9 (ред. от 20.12.2018) "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей ООО "Концессии водоснабжения" городского округа город-герой Волгоград"; с 01.01.2021 тариф на холодное водоснабжение составляет 24,36 руб./куб.м.
Постановление министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской обл. от 25.07.2012 N 4/1 (ред. от 19.06.2019) "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области" норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением) от 10 до 16 этажей установлен в размере 0,01 куб. метр в месяц на кв. метр общей площади.
Приказ КТР Волгоградской обл. от 18.12.2020 N 48/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области" тарифы на электрическую энергию для населения были утверждены: во 2 полугодии 2020 года в размере 4,51 руб./кВт.ч.
Постановление министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской обл. от 30.07.2012 N 5 (ред. от 29.05.2017) "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области" норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения) норматив потребления составляет 2,6 кВт.ч в месяц на кв. метр. Согласно пункту 29 Правил№ 491, в случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем начисление платы за коммунальный ресурс исходя из показаний прибора учета возможно только при утверждении перечня работ и услуг, превышающий минимальный перечень (установленный Постановлением от <ДАТА25> №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»), в соответствии с которым общее собрание собственников вправе было принять решение о начислении платы за коммунальные ресурсы холодного водоснабжения, электроснабжения исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (с учетом превышения нормативов потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) согласно п. 29 Правил № 491.
ООО «МУК» предоставлен протокол № 1 от 24.08.2020 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> района города Волгограда оформленного, пунктом 17 которого принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Из платежных документов за октябрь и ноябрь 2020 года установлено, что начисление платы за коммунальные ресурсы по холодному водоснабжению и электрической энергии при содержании общего имущества МКД исходя из объема потребления соответствующего коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Управляющей организацией не предоставлен перечень услуг и работ превышающий минимальный перечень (установленный Постановлением от 3 апреля 2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения») который был принят на общем собрании собственников а также на основании которого было принято решение о начислении платы за коммунальные ресурсы холодного водоснабжения, электроснабжения исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (с учетом превышения нормативов потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) согласно п. 29 Правил №
На основании вышеизложенного ООО «МУК» неправомерно производило начисление платы за коммунальные ресурсы холодного водоснабжения, электроснабжения при содержании общего имущества МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в октябре и ноябре 2020 года.
При этом, исходя из расчетов проведенных в ходе проверки Управлением, начисление платы за коммунальный ресурс по электроснабжению и холодному водоснабжению расходуемые при содержании общего имущества в платежном документе за октябрь 2020 года не превышает размер платы, рассчитанной исходя из норматива соответствующей коммунальной услуги.
В платежном документе за ноябрь 2020 года начисление платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению и холодному водоснабжению расходуемые при содержании общего имущества произведено с превышением размера платы, рассчитанной исходя из норматива соответствующей коммунальной услуги.
Таким образом, в платежных документах за октябрь и ноябрь 2020 усматриваются нарушения ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ при начислении платы за коммунальный ресурс электроэнергии и холодного водоснабжения расходуемых при содержании общего имущества в связи с отсутствием перечня услуг и работ превышающего минимальный перечень (установленный Постановлением от 3 апреля 2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»).
По итогу указанной проверки, в адрес ООО «МУК» вынесено предписание № 138-р от 11 февраля 2021 года, со сроком исполнения до 01 июня 2021 года<ДАТА>
Вместе с тем, решением Арбитражного суду Волгоградской области от 20 августа 2021 года № А12-2964/2021 предписание Управления «Жилищной инспекции Волгограда» администрации Волгограда № 138-р от 11 февраля 2021 года, выданное в адрес ООО «МУК», признано недействительным, так как в указанном многоквартирном доме собственниками принято решение по определению размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (далее - ОДПУ), по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 17 протокола N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 24.08.2020).
Поскольку собственниками помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса при наличии решения собрании собственников, управляющая организация в конкретном случае правомерно при исчислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, учитывала показания коллективного (общедомового) прибора учета.
Применение приборов учета признается в качестве приоритетного способа определения фактически принятого количества коммунальных ресурсов, поскольку расчетные способы определения объема ресурсов не позволяют достигать степени точности, доступной для способов, определенных по приборам учета.
Так, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.09.2012 N АПЛ12-522, в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22) по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
В пункте 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета коммунальных ресурсов (в том числе, холодного водоснабжения и электроснабжения); согласно условиям договора управления многоквартирным домом от 24.08.2020 размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний ОДПУ (пункты 4.1, 4.4); на общем собрании собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение (протокол от 24.08.2020, вопрос N 17) о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру площади каждого жилого и нежилого помещения.
Право собственников помещений в многоквартирном доме принимать решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества по показаниями ОДПУ, действующим жилищным законодательством (частью 7 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) не ставится в зависимость от превышения, либо непревышения перечня работ по содержанию имущества минимальному перечню работ и услуг, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Закон (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) не предусматривает формулировку, содержащую именно согласие собственников на "сверхнормативное потребление на общедомовые нужды", а лишь определяет принцип распределения ОДН даже при наличии коллективного общедомового прибора учета: с учетом норматива на ОДН, но с перерасчетом по коллективным приборам учета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также в случае выражения волеизъявления собственниками о расчетах на ОДН по среднемесячному потреблению или фактическим показаниям прибора учета в каждом месяце без использования в расчетах норматива на ОДН.
В спорном случае собственники МКД 24.08.2020 избрали способ оплаты ОДН именно по фактическим показателям коллективного прибора учета в полном соответствии с пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК, действующим с 10.08.2017. Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний ОДПУ, не опровергнуты и положения условий договора управления (пункты 4.1, 4.2, 4.4, 4.5, 4.8) в установленном законом порядке недействительными не признаны, в связи с чем доводы Управления о том, что общество не обладало правом расчета платы за содержание общего имущества в МКД с применением показаний установленных в доме коллективных (общедомовых) приборов учета, об отсутствии волеизъявления собственников помещений МКД на оплату холодного водоснабжения и энергопотребления на ОДН сверх норматива сделаны без оценки применительно к норме закона (пункт 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
Таким образом, избранный собственниками помещений в многоквартирном доме способ определения размера расходов по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, с учетом положений пункта 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ не требует принятия ими какого-либо дополнительного решения в целях включения обществом в плату за содержание жилого помещения стоимости сверхнормативного объема фактически потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов не противоречит положениям действующего ЖК РФ как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к пункту 29 Правил содержания общего имущества.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу, что в действиях руководителя ООО «МУК» Тыщенко А.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учётом положений п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя ООО «МУК» Тыщенко А.В. подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «МУК» Тыщенко Александра Викторовича прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьёй 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Н.А.Щетинкина