Дело №
УИД22RS0027-01-2024-000238-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2024 года с. Краснощёково
Краснощековский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.Г.,
при секретаре судебного заседания Тарасовой А.А.,
с участием: представителя процессуального истца – помощника прокурора Краснощековского района Алтайского края Башкатовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснощёковского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Краснощековская мельница» о возложении обязанности совершить действия,
установил:
Прокурор Краснощёковского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Краснощековская мельница» о возложении обязанности совершить действия, указывая, что прокуратурой Краснощековского района проведена проверка соблюдения ООО «Краснощековская мельница» требований трудового законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что на предприятии ООО «Краснощековская мельница» в нарушение требований законодательства в части минимального размера оплаты труда не соблюдается выплата минимального размера оплаты труда работникам предприятия, что нарушает конституционные права работников предприятия ООО «Краснощековская мельница».
Кроме того, в нарушение ст.ст.212, 221 ТК РФ, пункта 10 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 766н, п.24 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приложением № к Приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1122н, нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам не разработаны, надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки ООО «Краснощековская мельница» не организован, личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств не ведутся, также информирование работников о полагающихся им СИЗ не проведено.
Кроме того, в нарушение требований ст. 3,8,9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда по предусмотренным 79 рабочим местам работодателем в лице ООО «Краснощековская мельница» не проведена.
Также прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой в деятельности ООО «Краснощековская мельница» выявлены нарушения законодательства в рассматриваемой сфере. Так, план по противодействию коррупции на 2024 год не разработан и не утвержден, Комиссия по урегулирования конфликта интересов не создана, свою деятельность не осуществляет, кодекс этики и служебного поведения работников ООО «Краснощековская мельница» не принят, должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений не определено.
По вышеназванным обстоятельствам ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес директора ООО «Краснощековская мельница» внесено представление, которое рассмотрено, мер к устранению нарушений не принято.
На основании изложенного, процессуальный истец просил:
Возложить на ООО «Краснощековская мельница» (ИНН №, ОГРН №) обязанность повысить заработную плату в размере минимального размера оплаты труда, установленному региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ N 142-с на предприятии ООО «Краснощековская мельница».
Возложить на ООО «Краснощековская мельница» (ИНН №, ОГРН №) обязанность разработать нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств для работников ООО «Краснощековская мельница» путем создания локального нормативного акта, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам ООО «Краснощековская мельница» средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств путем ведения журналов и карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств, организовать учет выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, средств индивидуальной защиты работникам ООО «Краснощековская мельница» путем выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, средств индивидуальной защиты работникам с отображением в карточке учета выдачи отметки работника о получении средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств, произвести информирование работников ООО «Краснощековская мельница» о полагающихся им средствах индивидуальной защиты путем ознакомления под роспись каждого работника.
Возложить на ООО «Краснощековская мельница» (ИНН №, ОГРН №) обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в ООО «Краснощековская мельница».
Возложить на ООО «Краснощековская мельница» (ИНН №, ОГРН №) обязанность разработать и утвердить план по противодействию коррупции на ДД.ММ.ГГГГ год, создать комиссию по урегулированию конфликта интересов в ООО «Краснощековская мельница», разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников ООО «Краснощековская мельница», определить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений в ООО «Краснощековская мельница».
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании протокольным определением к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены временный управляющий ООО «Краснощековская мельница» М.В. Андреев и учредитель В.В. Гачман.
В судебном заседании помощник прокурора Башкатова Е.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - ООО «Краснощековская мельница», ответчики временный управляющий ООО «Краснощековская мельница» М.В. Андреев, В.В. Гачман в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений по заявленным требованиям не представили.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Пунктом 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого на вознаграждение за труд.
Статья 11 Трудового кодекса РФ предусматривает, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка организации, трудовыми договорами.
Положениями ст.133 ТК РФ предусмотрено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ 19 242 рубля в месяц.
Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на ДД.ММ.ГГГГ годы от ДД.ММ.ГГГГ N 142-с для работников внебюджетной сферы (без учета выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями и иных компенсационных выплат, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, соглашениями и коллективными договорами) установлен минимальный размер оплаты труда в ДД.ММ.ГГГГ году в сумме <данные изъяты> рублей в месяц.
Анализ вышеизложенных норм трудового законодательства свидетельствует о том, что установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда допустимо только при том условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с Секретариатом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов за № ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Таким образом, начисляемая на территории Алтайского края заработная плата для работников внебюджетной сферы за полный отработанный месяц в ДД.ММ.ГГГГ году не может быть ниже <данные изъяты>. (<данные изъяты> руб. (МРОТ) + <данные изъяты>% районного коэффициента – <данные изъяты>% (НДФЛ)).
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго Постановления Правительства Российской Федерации "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" в связи с жалобой гражданина И.С.А." оплата труда привлеченного к сверхурочной работе работника, заработная плата которого - помимо тарифной ставки или оклада (должностного оклада) - включает компенсационные и стимулирующие выплаты, производится следующим образом: время, отработанное в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчета тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, причем работнику должна быть гарантирована заработная плата в размере не ниже минимального размера оплаты труда без учета дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленного по запросу суда штатного расписания ООО «Краснощековская мельница», утвержденного директором М.В. Лобковым ДД.ММ.ГГГГ и действующего в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, на всех должностях, предусмотренных штатным расписанием, за исключением директора, главного бухгалтера, зам. директора по общим вопросам размер начисленной заработной платы составляет менее предусмотренного региональным соглашением МРОТ в сумме <данные изъяты> рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, ответом директора ООО «Краснощековская мельница» от ДД.ММ.ГГГГ, актом о результатах проведения проверки соблюдения требований трудового законодательства в ООО «Краснощековская мельница» от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе рассмотрения дела не оспорены стороной ответчика.
Таким образом, на предприятии ООО «Краснощековская мельница» в нарушение требований трудового законодательства заработная плата работникам начисляется и выплачивается в размере менее минимального размера оплаты труда, что нарушает конституционные права как работников предприятия, так и в последующем может повлечь нарушение прав граждан, которые будут трудоустроены в организацию в будущем.
Кроме того, положениями ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) предусмотрено, что одной из обязанностей работодателя является обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Ст. 221 ТК РФ предусмотрено, что для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 766н утверждены Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами" (далее по тексту -Правила).
Согласно пунктам 1, 2, 3 Правил обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами устанавливают обязательные требования к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и смывающими средствами, включая определение потребности, организацию приобретения, выдачи, эксплуатации (использования), хранения, ухода (обслуживания) и вывода из эксплуатации.
Требования Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и работников.
Организация всех работ по обеспечению работников СИЗ, в том числе приобретение, выдача, хранение, уход, вывод из эксплуатации, утилизация СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
Согласно п.10 Правил работодатель обязан:
- разработать на основании Единых типовых норм, с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии) и утвердить локальным нормативным актом Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации (далее - Нормы);
- обеспечить разработку локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил;
- обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ и смывающих средствах согласно Нормам и способах выдачи, условиях хранения, а также об ответственности за целостность и комплектность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время;
- обеспечить проведение обучения, инструктажа или иного способа информирования работников о правилах эксплуатации СИЗ, использование которых требует от них практических навыков, знаний о простейших способах проверки их работоспособности и исправности;
- организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ и смывающих средств, а также за своевременным возвратом СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ либо в случае досрочного выхода СИЗ из строя;
- не допускать работников к выполнению работ без обеспечения СИЗ, а также в неисправных СИЗ или в СИЗ с загрязнениями, способными снизить заявленный изготовителем уровень защитных свойств.
Приложением № к Приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1122н, зарегистрированному в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 20562 «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее – Типовые нормы) утверждены типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Согласно п.п.9, 10 Типовых норм предусмотрена выдача: очищающих кремов, гелей и пасты работникам, осуществляющим работы, связанные с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями: масла, смазки, нефтепродукты, лаки, краски, смолы, клеи, битум, мазут, силикон, сажа, графит, различные виды производственной пыли (в том числе угольная, металлическая); регенерирующих, восстанавливающих кремов, эмульсий работникам, осуществляющим работы с органическими растворителями, техническими маслами, смазками, сажей, лаками и красками, смолами, нефтью и нефтепродуктами, графитом, различными видами производственной пыли (в том числе угольной, стекольной и другими), мазутом, СОЖ на водной и масляной основе, с водой и водными растворами (предусмотренные технологией), дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелоче-масляными эмульсиями и другими рабочими материалами; работы, выполняемые в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки); негативное влияние окружающей среды.
Пунктами 2, 3, 4, 5 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приложением № к Приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1122н (далее- Стандарт) установлено, что Стандарт распространяется на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя. Смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия. Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к настоящему Приказу (далее - Типовые нормы).
Пунктами 13, 14. 15 Стандарта предусмотрено, что Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Пунктами 14, 16, 21 Стандарта предусмотрено, что выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно Типовым нормам осуществляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя. Защитные средства гидрофильного, гидрофобного, а также комбинированного действия (кремы, эмульсии, гели, спреи и другие) выдаются работникам при работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми рабочими материалами, их попеременном воздействии. Средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (кремы, гели, эмульсии и другие) выдаются работникам, занятым на наружных и других работах, связанных с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C, повышенных и пониженных температур, ветра и других. На работах, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями (масла, смазки, сажа, нефтепродукты, лаки, краски, в том числе полиграфические, смолы, клеи, битум, силикон, графит, различные виды производственной пыли, в том числе угольная, металлическая и т.п.), в дополнение к твердому туалетному мылу или жидким моющим средствам работникам выдаются очищающие кремы, гели и пасты. Замена указанных очищающих средств твердым туалетным мылом или жидкими моющими средствами не допускается.
Пунктом 24 Стандарта предусмотрено, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки.
Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств за исключением средств, указанных в пункте 7 Типовых норм, должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, в нарушение ст.ст.212, 221 ТК РФ, пункта 10 Правил, п.24 Стандарта нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам не разработаны, надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки ООО «Краснощековская мельница» не организован, личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств не ведутся, также информирование работников о полагающихся им СИЗ не проведено.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением директора от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в соответствии со ст.214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в том числе на работодателя возлагается обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О специальной оценке условий труда» для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, в нарушении вышеуказанных требований законодательства специальная оценка условий труда по рабочим местам, предусмотренным штатным расписанием, работодателем в лице ООО «Краснощековская мельница» не проведена.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В силу ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, в нарушение требований антикоррупционного законодательства ООО «Краснощековская мельница» обязанность по разработке и принятию полного комплекса мер, направленного на предупреждение коррупции надлежащим образом не исполняется.
Так, согласно акту проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, план по противодействию коррупции на 2024 год не разработан и не утвержден, Комиссия по урегулирования конфликта интересов не создана, свою деятельность не осуществляет, кодекс этики и служебного поведения работников ООО «Краснощековская мельница» не принят, должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений не определено.
На момент рассмотрения настоящего дела мер к устранению нарушений ООО «Краснощековская мельница» не принято.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Краснощёковского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Краснощековская мельница» о возложении обязанности совершить действия суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требований к иным лицам процессуальным истцом не заявлено.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Суд полагает, что трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения по делу, является разумным и достаточным для устранения нарушений.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснощёковского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Краснощековская мельница» о возложении обязанности совершить действия удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Краснощековская мельница» (ИНН №, ОГРН №) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу следующие обязанности:
- утвердить на предприятии ООО «Краснощековская мельница» минимальный размер оплаты труда не ниже установленного Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ N №;
- разработать нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств для работников ООО «Краснощековская мельница» путем создания локального нормативного акта, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам ООО «Краснощековская мельница» средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств путем ведения журналов и карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств, организовать учет выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, средств индивидуальной защиты работникам ООО «Краснощековская мельница» путем выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, средств индивидуальной защиты работникам с отображением в карточке учета выдачи отметки работника о получении средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств, произвести информирование работников ООО «Краснощековская мельница» о полагающихся им средствах индивидуальной защиты путем ознакомления под роспись каждого работника;
- организовать проведение специальной оценки условий труда на предприятии ООО «Краснощековская мельница».
- разработать и утвердить план по противодействию коррупции на ДД.ММ.ГГГГ год, создать комиссию по урегулированию конфликта интересов в ООО «Краснощековская мельница», разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников ООО «Краснощековская мельница», определить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений в ООО «Краснощековская мельница».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощёковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.Г. Васильева
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ