Дело №12-17/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абаза Республика Хакасия 3 октября 2017 года
Судья Абазинского районного суда Республики Хакасия Мамойкин П.Г.,
с участием представителей ООО «Абаза-Энерго» Сычевой О.И., Шибаевой С.Н.,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия Уваровой О.В.,
при секретаре Мазановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Абаза-Энерго» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия № АВЗНТ-074-111-17 от 12.07.2017 года о привлечении Общества к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РХ Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия № АВЗНТ-074-111-17 от 12.07.2017 года ООО «Абаза-Энерго» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ООО «Абаза-Энерго», обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить его. Указывает, что 11.05.2017 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Абаза-Энерго» на предмет соблюдения обязательных требований, по завершению проверки составлен Акт проверки № АВЗНТ-074-111-17 от 20.06.2017 года. По установленным в ходе проверки превышениям при сбросе теплообменных вод в р. Средняя Киня Общество не согласно с превышениями нормативов загрязняющих веществ по нитрат-иону в 1,6 раза. Необходимо учитывать тот факт, что технологическая схема использования природной воды из р. Абакан для охлаждения турбин ТЭЦ не предусматривает дополнительной очистки поступающей на охлаждение воды из р. Абакан. Провести анализ результатов и сопоставление концентраций загрязняющих веществ, свидетельствующих о том, что процесс охлаждения турбин не привносит дополнительные загрязнения в забираемую воду и соответственно повышенное содержание нитратов-ионов обусловлено значительной их концентрацией в используемой для целей охлаждения природной воде из р. Абакан не возможно, так как во время плановой проверки отбор проб из ковшевого водозабора не был проведен, хотя Общество настаивало на отборе указанной точки, поскольку это фоновый показатель воды. Госорган принял во внимание превышение загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод по железу общему в 3,3 раза и взвешенным веществам в 2,8 раза в нормативно чистых теплообменных водах р. Абакан, но рассматривает превышение нитрат-иона в 1,6 раза тех же самых теплообменных вод, но в р. Средняя Киня как нарушение. На нитрат-ион отсутствуют нормативы допустимого действия на хозяйственном участке р. Енисея от Саяно-Шушенского водохранилища до впадения р. Абакан, в настоящее время нет утвержденных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Протоколы лабораторных исследований, составленных в процессе плановой проверки, подтверждают факт отсутствия загрязнения водного объекта на расстоянии 500 метров ниже сброса сточных вод.
В ходе плановой проверки Госорган установил превышение нормативов, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых в водный объект р. Абакан сточных вод, при этом не учел разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах нормативов допустимого сброса, т/год. В соответствии с Разрешением установлен расход сточных вод – 333,33 куб.м в час и 239,998 куб.м в месяц, по факту в апреле расход составил 71,23 куб.м; в мае - 64,43 куб.м в месяц, при 247,889 куб.м разрешенных к сбросу. Нормативы допустимого воздействия на водохозяйственном участке Енисея от Саяно - Шушенского г/у до впадения р. Абакан по нефтепродуктам не превышены, на нитрат-ион и сухой остаток не установлены, в отношении взвешенных веществ принос в весенне - летнее половодье допускает 2127,3 т. Относительно загрязнения водного объекта р. Абакан в результате сброса сточных вод с превышением нормативов Общество не согласно по следующим основаниям:
- при отборе проб 20.04.2017 года содержание железа общего составило 0,31 мг/л как 1000 м выше сброса, так и ниже 500 м сброса, т.е. не оказав никакого ухудшения в составе природной поверхностной воды;
- при отборе проб 10.05.2017 года содержание железа общего составило 0,24 мг/л 1000 м выше сброса и 0,26 мг/ л ниже 500 м сброса в водный объект, в месте сброса пробы не отбирались, а в очищенной сточной воде данный показатель был ниже пределов обнаружения, таким образом сточные воды после очистных сооружений Общества не могли оказывать никакого ухудшения в составе природной поверхностной воды.
Контроль за содержанием хлороформа проводится регулярно, а определение 1,2-дихлорэтана проводится при совместном определении. Таким образом, считает, что нарушений требований п.4 ст. 35, п.1 ст.44, п.6 ст.56, п.6 п.п.1 ст. 60 Водного кодекса РФ, ст.39 Закона об охране окружающей среды №7-ФЗ 10.01.2002 года, не установлено.
Определением Абазинского районного суда от 13.09.2017 года ООО «Абаза-Энерго» восстановлен срок на подачу жалобы на постановление Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия от 12.07.2017 года.
В письменном отзыве представитель Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия Уварова О.В. просит постановление Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 12.07.2017 года признать законным, в удовлетворении заявления ООО «Абаза-Энерго» отказать, указав, что в ходе проведенной плановой выездной проверки ООО «Абаза-Энерго» установлено, что ООО «Абаза-Энерго» осуществляет сброс сточных вод в следующие водные объекты:
- р. Средняя Киня, (стоки, образуемые от охлаждения турбин ТЭЦ, сбрасываемые в приемный ковш водозабора) в соответствии с решением № 19.17.01.03.002-Р-РСХБ-С- 2016-00569/00 от 13.12.2016 года. Срок водопользования до 17.02.2020 года;
- р. Абакан, (стоки, образуемые от охлаждения турбин ТЭЦ), в соответствии с решением № 19.17.01.03.002-Р-РСХБ-С-2017-00584/00 от 13.01.2017 года, зарегистрированое в Территориальном отделе водных ресурсов по Республике Хакасия ЕнБВУ 13.01.2017 года. Срок водопользования установлен с даты регистрации Решения в государственном водном реестре по 01.06.2018 года;
- р. Абакан, (хозяйственно-бытовые стоки после их очистки на очистных сооружениях) в соответствии с решением № 19-17.01.03.002-Р-РСХБ-С-2017-00583/00 от 13.01.2017, зарегистрированом в Территориальном отделе водных ресурсов по Республике Хакасия ЕнБВУ 13.01.2017 года. Срок водопользования до 05.05.2019 года.
Сточные (теплообменные) воды, образуемые при охлаждении турбин ТЭЦ, ООО «Абаза-Энерго» поступают:
- в водный объект р. Абакан тремя сосредоточенными выпусками, расположенными в устьевой части ковша и приемного канала, с целью подогрева поступающей воды на водозабор. Диаметры выпусков - 500 мм. Выпуск у приемной камеры - русловой, выпуск в устье ковша – поверхностный;
- в водный объект р. Средняя Киня, одним выпуском расположеным в 1 км от устья р. Средняя Киня вверх по течению р. Средняя Киня, в юго-западной части г. Абаза. Основной выпуск сточных вод в водный объект р. Средняя Киня, береговой незатопленный, диаметр выпуска 450 мм, оголовок выпуска расположен на уровне 1,5 метров от поверхности воды.
На вышеуказанные участки сброса сточных вод предприятию выданы разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (в составе теплообменных вод) в водный объект - р. Средняя Киня № 2-02/15 п от 23.11.2016 на период с 18.05.2015 по 17.02.2020г; в водный объект р. Абакан в составе сточных вод с очистных сооружений № 2-02/14 п от 20.06.2014 по 05.05.2019г. Качество сбрасываемых (концентрации загрязняющих веществ) нормативно чистых вод после охлаждения турбин ООО «Абаза-Энерго» в р. Абакан нормируется п.10 решения № 19-17.01.03.002-Р-РСХБ-С-2017-005 84/00 на право пользования водным объектом.
Отбор проб сточных (теплообменных и хозяйственно-бытовых) вод сделан в присутствии полномочного представителя предприятия - Шибаевой С.Н. Результаты отобранных проб сточных вод, сбрасываемых в р. Абакан и р. Средняя Киня, пробы природной воды из рек Абакан и Средняя Киня вместе с теплообменными и хозяйственно-бытовыми сточными водами, сравнивались с соответствующими нормативами, установленными водопользователю, для данных водных объектов.
Учитывая отсутствие у предприятия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду после охлаждения турбин в водный объект — р. Абакан, результаты данных отобранных проб сточных вод сравнивались с п.10 решения № 19-17 01 03 002-Р- РСХБ-С-2017-005 84/00.
На основании приведенных лабораторных исследований, проводимых ОЛАТИ по Республике Хакасия, выявлены превышения загрязняющих веществ (над значениями загрязняющих веществ, приведенные в п. 10 решения № 19-17.01.03.002-Р-РСХБ-С-2017- 00584/00) в составе сбрасываемых в водный объект р. Абакан сточных вод, образующихся от охлаждения турбин ТЭЦ, ООО «Абаза-Энерго». Превышения загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод выявлены по следующим ингредиентам: железо общее в 3,3 раза, взвешенные вещества в 2,8 раза. Вместе с тем технологическая схема использования природной воды из р. Абакан для охлаждения турбин не предусматривает дополнительную очистку поступающих на охлаждение вод. Анализ результатов и сопоставление концентраций загрязняющих веществ свидетельствует о том, что процесс охлаждения турбин в проверяемый период не превносит дополнительного загрязнения в забираемую воду, а повышенное содержание взвешенных веществ и железа обуславливается значительными их концентрациями в используемом для целей охлаждения природной воды р. Абакан.
На основании приведенных лабораторных исследований, проводимых ОЛАТИ по Республике Хакасия, выявлены превышения загрязняющих веществ над значениями загрязняющих веществ разрешенных к сбросу в составе сбрасываемых в водный объект р. Средняя Киня сточных вод, образующихся от охлаждения турбин ТЭЦ, ООО «Абаза-Энерго». Превышения загрязняющих веществ, в составе сбрасываемых сточных вод выявлены по ингредиентам нитрат-ионы в 1,6 раза.
Таким образом, на основании вышеприведенных данных установлено, что ООО «Абаза-Энерго» осуществляет сброс сточных вод, образующихся от охлаждения турбин ТЭЦ, в водный объект р. Средняя Киня, с превышениями нормативов загрязняющих веществ, над установленными разрешением №2-02/15 П от 23.11.2016 года.
По представленным результатам анализов отобранных проб, проведенных филиалом «ЦЛАТИ по Енисейскому региону», ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Красноярск (ЦЛАТИ по Енисейскому региону), отделом лабораторного анализа и технических измерений ОЛАТИ по Республике Хакасия, выявлены превышения нормативов установленных Разрешением на сброс загрязняющих веществ № 2-01/14П от 23.11.2016 в составе сбрасываемых в водный объект (р. Абакан) сточных водах, по следующим компонентам: взвешенные вещества в 6,9 и 4,5 раза, нитрат-ион в 2,2 и 1,6 раза, нефтепродукты в 3,3 раза, сухой остаток в 1,1 раза.
По результатам анализа природной воды р. Абакан (в части превышения установленных нормативов) при сбросе сточных вод с очистных сооружений ООО «Абаза-Энерго», загрязнения водных объектов реки Абакан в результате сброса сточных вод с превышениями установленных нормативов (заключения ОЛАТИ по Республике Хакасия ЦЛАТИ по Енисейскому региону №№ 51г,52г,53г от 28.04.2017, №№ 69г,70г, 72г от 17.05.2017).
Таким образом, данные факты являются нарушением требований п. 4 ст. 35, п.1 ст. 44, п. 6 ст. 56, п. 6 п.п. 1 ст. 60 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74 -ФЗ, ст. 39 Закона об охране окружающей среды №7-ФЗ от 10.01.2002.
Разрешением № 2-01/14 п от 23.11.2016 на период с 20.06.2014 года по 5.05.2019 года по сбросу сточных вод с очистных сооружений в р. Абакан установлен перечень разрешенных к сбросу загрязняющих веществ, в котором установлены нормативы по сбросу таких веществ как 1,2-дихлорэтан. В ходе проверки было установлено, что контроль качества сбрасываемой сточной воды по указанному показателю ООО «Абаза-Энерго» не ведется.
Ведение контроля качества сбрасываемых в р. Абакан сточных вод с очистных сооружений в неполной мере (отсутствие контроля содержания 1,2-дихлорэтана и хлороформа) являются нарушениями условий использования водного объекта или его части (п.10 Решения № 19-17.01.03.002-Р-РСБХ-С-2017-00583/00 от 13.01.2017 года). Неисполнение условий п. 10 вышеуказанного решения является нарушением п.5 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в действиях ООО «Абаза-Энерго» выявлены нарушения, выразившиеся в превышении допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимого сброса содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых с очистных сооружений сточных водах в р. Абакан (Разрешение № 2-01/14П); в превышении допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимого сброса содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых с очистных сооружений сточных водах в р. Средняя Киня (Разрешение № 2- 01/15П); в превышении допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных п. 10 Решения № 19-17.01.03.002-Р-РСХБ-С-2017-00584/00 для сбрасываемых в р. Абакан нормативно чистых вод после охлаждения турбин ТЭЦ; в загрязнении р. Абакан, р. Средняя Киня в результате сбросов сточных вод с очистных сооружений и после охлаждения турбин ТЭЦ; в ведении контроля качества сбрасываемых в р. Абакан сточных вод с очистных сооружений в неполном объеме, предусмотренном разрешительным документом.
На основании всесторонней оценки представленных в материалах дела доказательств и установленных на их основании обстоятельств, считает, что ООО «Абаза-Энерго» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Начальник лаборатории по охране окружающей среды, промышленной санитарии и химического анализа цеха водоснабжения и водоотведения ООО «Абаза-Энерго» Шибаева С.Н. пояснила, что ссылка в постановлении о назначении административного наказания на приказ № 702-13 а/д от 20.01.2016 года не корректна, так как он устанавливает лимиты водопользования на 2016 год, на 2017 год лицензия была отозвана, он не действовал.
Приказ № 702-72 а/д от 1.02.2017 года устанавливает обязанности по контролю в связи с введением Решения на выпуск № 2 – сброс сточных вод после охлаждения турбин ТЭЦ в р. Абакан, по данному объекту нарушений выявлено не было.
Приказ № 702-146 а/д от 3.04.2017 года распространяется на исполнение обязанностей по контролю водозабора из р. Абакан, по данному объекту нарушений не было.
Положения приказа № 702-71 от 1.02.2017 года ею выполняются: в соответствии с п.1.1, 1.2 проводятся наблюдения за водными объектами в соответствии с программой наблюдения, журнал водоотведения заполняется и ведется постоянно, исходя из положений п.1.3 все договоры заключаются своевременно, на основании п.п.1.4, 1,5 предоставляются соответствующие отчёты в установленные сроки, что подтверждается отчетами.
Считает, что контролирующий орган неправильно признал ее виновной, свои должностные обязанности она исполняет своевременно. Нарушения связаны с тем, что была весна, весеннее половодье, воду забирали из р. Абакан и подавали для охлаждения турбин, затем одновременно сбрасывали в р. Абакан и р. Средняя Киня. Нитрат-ион – это азотная группа элементов, биогенное вещество природного характера.
Превышения загрязняющих веществ были небольшие. Результаты анализов воды, сделанные при проверке, она не оспаривает, так как исследования проводились аккредитованной лабораторией, свои исследования они не проводят. Содержание в воде хлороформа ею контролируется один раз в квартал.
Представитель ООО «Абаза-Энерго» Сычева О.И. в судебном заседании жалобу Общества на постановление поддержала.
Представитель административного органа Уварова О.В. в судебном заседании постановление Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 12.07.2017 года просила признать законным, в удовлетворении заявления ООО «Абаза-Энерго» отказать. В письменном отзыве на заявление ООО «Абаза-Энерго» дополнительно пояснила, что в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной 30.10.2015 года, ответственным лицом за использование и охрану водных объектов в ООО «Абаза-Энерго», за соблюдение условий водопользования назначена начальник лаборатории охраны окружающей среды Шибаева С.Н. В связи с тем, что не соблюдены ею п. 1.3., п. 3.2 инструкции, в действии (бездействии) Шибаевой С.Н. имеются нарушения, выразившиеся в превышении допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимого сброса содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых с очистных сооружений сточных вод в р. Абакан (Разрешение № 2-01/14П); в превышении допустимых концентраций загрязняющих веществ для сбрасываемых в р. Средняя Киня нормативно чистых вод после охлаждения турбин ТЭЦ; в ведении контроля качества сбрасываемых в р. Абакан сточных вод с очистных сооружений в неполном объеме, предусмотренном разрешительным документом. На основании доказательств, предоставленных в материалы дела считает, что ООО «Абаза-Энерго» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ. Просит признать постановление Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия АВЗНТ-074-111-17 от 12.07.2017 года законным, в удовлетворении заявления ООО «Абаза-Энерго» отказать.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия ФИО1 ранее в судебном заседании пояснил, что ООО «Абаза-Энерго» обязано производить очистку сточных вод, сбрасывать их в р.Абакан только после соответствия имеющимся нормативам, при этом не имеет значения время года, когда происходит сброс очищенной воды.
Для р. Средняя Киня существуют установленные нормы, предусматривающие предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ в воде, которая может быть сброшена в результате деятельности предприятия. Та вода, которая сбрасывалась предприятием, не соответствовала этим нормам, в связи с чем ООО «Абаза – Энерго» должно было либо вообще прекратить сброс воды после охлаждения турбин в эту реку, либо производить очистку сбрасываемой воды, чего сделано не было.
При этом Шибаева С.Н. в силу своих должностных полномочий, руководство ООО «Абаза – Энерго», каких-либо мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не приняли, выполняли свои обязанности формально.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В силу статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период плановой выездной проверки, проведенной на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия ФИО2 от 3.04.2017 года № 074-н, приказа о продлении внеплановой выездной проверки от 4.05.2017 года № 105-н и 11.05.2017 года № 106-н в отношении ООО «Абаза-Энерго» выявлены нарушения требований законодательства в области водопользования, а именно загрязнение водных объектов реки Абакан и реки Средняя Киня в результате сброса сточных вод с превышением установленных нормативов; контроль качества сбрасываемых в р. Абакан сточных вод с очистных сооружений ведется не в полной мере (отсутствие контроля содержания 1,2-дихлорэтана и хлороформа).
Согласно материалам дела, на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 13.01.2017 года № 19-17.01.03.002.-Р-РСВХ-С-2017-00584 (далее – Решение) Общество использует водный объект – р. Абакан с целью сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Указанным решением установлены условия использования водного объекта.
Подпунктом 10 пункта 2.3 Решения определено максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых водах не должно превышать допустимую концентрацию, которая составляет: взвешенные вещества – 5,25 мг/дм3, БПК - 3,00 мг/дм3, нефтепродукты - 0,05 мг/дм3, хлориды - 300,00 мг/дм3, сульфаты - 100,00, железо общее - 0,10 мг/дм3, кальций - 180,00 мг/дм3, магний - 40,00 мг/дм3.
Управлением Росприроднадзора по Республике Хакасия 23.11.2016 года ООО «Абаза-Энерго» выданы разрешения № 2-01/14 П и № 2-02/15 П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). Разрешения у предприятия на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду после охлаждения турбин в водный объект р. Абакан не имеется.
Приложениями к указанным разрешениям установлен перечень допустимых концентраций и количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу.
Между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и ООО «Абаза-Энерго» заключен Договор водопользования № 19-17.01.03.002-Р-ДЗВО–С-2017-00591/00 от 14.03.2017 года, согласно данного Договора ООО «Абаза-Энерго» приняло в пользование р. Абакан для забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов при условии возврата воды в водные объекты.
Ведение наблюдений за водным объектом р. Абакан проводятся в соответствии с утвержденной и согласованной Программой ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной.
Согласно Акту проверки № АВЗНТ-074 от 8.06.2017 года в ООО «Абаза-Энерго» была проведена плановая выездная проверка, к участию в проверке привлечены в качестве экспертов специалисты филиала «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» г. Красноярск, при проведении поверки присутствовал директор ООО «Абаза-Энерго» Равкин В.В. и представитель по доверенности ООО «Абаза-Энерго» Шибаева С.Н., ходе проверки выявлены нарушения, в том числе: сброс сточных вод (образующихся от охлаждения турбин ТЭЦ) в водный объект р. Абакан, с превышениями нормативов загрязняющих веществ, над установленными п. 10 Решения нормативами, по железу общему и взвешенным веществам; сброс сточных вод (образующихся от охлаждения турбин ТЭЦ) в водный объект р. Средняя Киня с превышениями нормативов загрязняющих веществ, над установленным разрешением № 2-02/15 П от 23.11.2016 года нормативам по железу общему, взвешенным веществам, нитрат-иону; превышение нормативов установленных Разрешением на сброс загрязняющих веществ № 2-01/14 П от 23.11.2016 года в составе сбрасываемых в водный объект (р. Абакан) сточных вод по компонентам взвешенные вещества, нитрат-ион, нефтепродукты, сухой остаток; загрязнение водных объектов реки Абакан и реки Средняя Киня в результате сброса сточных вод с превышением установленных нормативов; ведение контроля качества сбрасываемых в р. Абакан сточных вод с очистных сооружений в неполной мере (отсутствие контроля содержания 1,2-дихлорэтана и хлороформа).
Результаты проведенных исследований отобранных проб, сбрасываемых сточных вод, в водные объекты р. Средняя Киня, р. Рудная Киня и р. Абакан, приведены в следующих таблицах:
Сброс нормативно чистых теплообменных вод в р. Абакан (приемный ковш водозабора)
№ п/п |
Наименование компонента |
Результат лабораторных исследований мг/дм3 |
Допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных вод в водный объект р. Абакан, установленная п. 10 Решения № 19-17.01.03.002-Р-РСХБ-С- 2017-00584/00, мг/дм3. |
|
Проба №49г-ст протокола анализа №24г-В от 27.04.2017 |
Проба №65г-ст протокола анализа №31 г-В от 17.05.2013 |
|||
1 |
Взвешенные Вещества |
8,8 |
14,8 |
5,25 |
2 |
Железо общее |
0,29 |
0,33 |
0,10 |
3 |
Кальций |
7,7 |
6,8 |
180,00 |
4 |
Магний |
1,5 |
1,13 |
40,00 |
5 |
Нефтепродукты |
Менее 0,05 |
Менее 0,05 |
0,05 |
6 |
Сульфат-ион |
Менее 10 |
Менее 10 |
100,00 |
7 |
Хлорид-ион |
Менее 10 |
Менее 10 |
300,00 |
Сброс теплообменных вод в р. Средняя Киня
№ п/п |
Наименование компонента |
Результат лабораторных исследований мг/дм3 |
Допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных вод в водный |
|
Проба № 52 г - ст протокола анализа №25г-В от 19.04.2017 |
Проба №72г-пр протокола анализа №34г-В от 17.05.2017 |
объект р. Средняя Киня, установленная Разрешением №2-02/15 П от 23.11.2016 года, мг/дм3. |
||
1 |
Аммоний-ион аммонийный аммонийный |
0,41 |
0,25 |
0,40 |
2 |
Взвешенные вещества |
8,4 |
13,2 |
3,10 |
3 |
Железо общее |
0,25 |
0,25 |
0,10 |
4 |
Нитрат-ион |
2,4 |
1,3 |
1,5 |
5 |
Нитрит-ион |
0,034 |
Менее 0,02 |
0,00 |
6 |
Кальций |
9,2 |
12,2 |
180 |
7 |
Магний |
1,49 |
2,8 |
40 |
8 |
Нефтепродукты |
Менее 0,05 |
Менее 0,05 |
0,05 |
9 |
Сульфат -ион |
Менее 10 |
Менее 10 |
38,10 |
10 |
Сухой остаток |
68 |
80 |
122 |
11 |
Хлорид-ион |
Менее 10 |
Менее 10 |
5,00 |
12 |
ХПК |
- |
Менее 5 |
15 |
Сброс (выход ) сточных вод с очистных сооружений в р. Абакан
№ п/п |
Наименование компонента |
Проба № 45г-ст сброс сточных вод в р. Абакан с очистных сооружений, протокол анализа № 22г-В от 27.04.2015. (мг/дм3) |
Проба № 69г-ст сброс сточных вод в р. Абакан с очистных сооружений, протокол анализа № ЗЗг-В от 17.05.2015. (мг/дм3) |
Нормативы для загрязняющего компонента мг/дм3. (Разрешение № 2-01/14П от 23.11.2016) |
1 |
Аммоний-ион |
0,32 |
0,38 |
0,40 |
2 |
АПАВ |
0,070 |
0,16 |
0,17 |
3 |
Взвешенные вещества |
14,8 |
9,6 |
2,13 |
4 |
Железо общее |
Менее 0,05 |
Менее 0,05 |
0,1 |
5 |
Нитрат-ион |
98 |
71 |
44,14 |
6 |
Нитрит-ион |
Менее 0,02 |
Менее 0,02 |
0,00 |
7 |
Нефтепродукты |
0,13 |
Менее 0,05 |
0,04 |
8 |
Сухой остаток |
290 |
295 |
267,47 |
9 |
Сульфат-ион |
69 |
57 |
67,66 |
10 |
Фосфат-ион/фосфор фосфатов |
3,5/1,14 |
3,9/1,27 |
3,27 |
11 |
Хлорид-ион |
30,6 |
31 |
29,66 |
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки № АВЗНТ-074 от 8.06.2017 года; протоколом об административном правонарушении № АВЗНТ-074-110-17 от 20.06.2017 года; постановлением о назначении административного наказания от 14.07.2017 года; Уставом Общества, разрешениями Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; решением о предоставлении водного объекта в пользование от 13.01.2017 года; результатами, проведенных лабораторных исследований отобранных проб, сбрасываемых сточных вод и иными материалами.
Исходя из установленных обстоятельств ООО «Абаза-Энерго» допущены нарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, выразившиеся в том, что сброс сточных вод в р. Абакан и р. Средняя Киня Обществом производится с превышением концентраций загрязняющих веществ, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1. указанного Кодекса).
Согласно ч.2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что нарушение правил охраны водных объектов Обществом, в частности сброс сточных вод в водный объект – р. Абакан и р. Средняя Киня с превышением, установленных для водопользователя лимитов на сброс веществ и микроорганизмов, было вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля Общества, мероприятий, направленных на предотвращение вредного воздействия на окружающую среду, осуществления должного контроля, в материалах дела не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно выяснены фактические обстоятельства совершенного ООО «Абаза-Энерго» административного правонарушения и в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность ООО «Абаза-Энерго» в совершении данного административного правонарушения.
Факт совершения правонарушения, выразившийся в бездействии Общества по несоблюдению установленных правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод водные объекты считается доказанным
При установленных обстоятельствах доводы ООО «Абаза-Энерго» судом признаются не состоятельными, ссылки в постановлении на приказ № 702-13 а/д от 20.01.2016г., приказ № 702-72 а/д от 1.02.2017г., приказ № 702-146 а/д от 3.04.2017г., по мнению суда, не могут являться основанием для отмены обжалуемого постановления.
Административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом наличия смягчающих обстоятельств: привлечение ООО «Абаза-Энерго» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях впервые, и отсутствии отягчающих обстоятельств.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятого акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия № АВЗНТ-074-111-17 от 12.07.2017 года о назначении административного наказания ООО «Абаза-Энерго» по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу директора ООО «Абаза-Энерго» Равкина В.В. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья
Абазинского районного суда
Республики Хакасия подпись Мамойкин П.Г.