Дело №2-460/2014
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
23 июля 2014 года с.Усть-Чарышская Пристань Алтайского края
И.о. мирового судьи судебного участка Усть-Пристанского района Алтайского края Петрова Ю.В.,
при секретаре Прощенко В.Г.,
с участием помощника' прокурора Усть-Пристанского района Голотвиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть- Пристанского района в интересах Чернышова А.В. к Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району о взыскании суммы, затраченной на доставку твердого топлива,
УСТАНОВИЛ:
г
Прокурор Усть-Пристанского района обратился к мировому судье с иском в интересах Чернышова А.В. к Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району о взыскании суммы, затраченной на доставку твердого топлива, указывая на то, что в прокуратуру района поступила жалоба Чернышова А.В. о нарушении его социальных прав при предоставлении льгот как педагогическому работнику на бесплатную жилую площадь с отоплением.
В ходе проведения проверки установлено, что Чернышов А.В. является педагогическим работником Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «……средняя общеобразовательная школа».
….2013 года между Чернышовым А.В. и ООО «…..» заключен договор купли - продажи твердого топлива - дров в объеме …. куб.м, по цене ….. рублей за 1 куб.м, дров на сумму …. рублей, при этом за доставку дров Чернышовым А.В. было уплачено …. рублей.
Чернышову А.В. была произведена компенсация за приобретение твердого топлива, вместе с тем в компенсации расходов по доставке твердого топлива до жилого дома в сумме ….рублей было отказано.
Полагает, что данный отказ в компенсации расходов по доставке твердого топлива до жилого дома педагогического работника Чернышова А.В. является незаконным и не обоснованным.
Согласно ст. 3 Закона Алтайского края № 88-ЗС от 03 ноября 2005 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности» расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселка (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Пунктом 2 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселкам (поселках городского типа), утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, предусмотрено, что меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках, включая вышедших на пенсию, а также совместно проживающим с ними членам семей предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4).
Денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, утвержденных тарифов на отопление и цен на твердое топливо. Денежный эквивалент платы отопления твердым топливом может определяться уполномоченным органом на основании предоставленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо, или договоров купли-продажи.
Решением Усть-Пристанского районного совета депутатов № 2 от 20 марта 2009 года установлен норматив на твердое топливо (уголь), который составляет 58,2 кг на 1 кв.м, общей площади, норматив на твердое топливо (дрова) - 0,053 куб.м, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в год.
В соответствии с решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 июля 2011 года № 169 «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» установлены предельные максимальные цены на топливо печное бытовое.
При этом в п. 2 указано, что цены установлены без учета доставки до потребителя. При условии обеспечения раскола, доставки дров и угля продавцом покупателю оплата данных услуг производится в размере, определенном соглашением покупателя и продавца.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие платы за коммунальные услуги, расходы по которым должны компенсироваться Чернышову А.В.
Существующий порядок предоставления мер социальной поддержки, связанный с предоставлением жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам сельской местности, при котором категория льготников, имеющих дома с печным отоплением, освобождена от оплаты за освещение и отопление лишь частично, поскольку специалисты вынуждены нести транспортные расходы, кроме того, меры социальной поддержки ограничены нормативами, ставит их в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
В связи с тем, что Чернышов А.В. приобрел твердое топливо и осуществил его доставку до дома в 2013 году, то он обратился с заявлением о компенсации данных расходов в Управление по социальной защите населения Усть-Пристанского района, однако данная компенсация по доставке твердого топлива от склада до дома ему предоставлена не была.
Таким образом, действия Управления по социальной защите населения Усть-Пристанского района в отношении Чернышова А.В. при определении порядка предоставления ему льгот, согласно которому педагогический работник за счет собственных средств должен осуществить вывоз твердого топлива, незаконны, нарушают его права на получение мер социальной поддержки в объеме, предусмотренном федеральным законодательством.
Обращение Чернышова А.В. является обращением по обеспечению права социальной защиты гражданина, в связи с чем на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Усть-Пристанского района счел возможным обратиться в суд в защиту его интересов.
Прокурор Усть-Пристанского района просит взыскать с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу Чернышова А.В. понесенные расходы по доставке твердого топлива от склада до его места жительства в 2013 году по адресу: с. …..ул. ….«….» в сумме ….рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание истец Чернышов А.В. не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Игнатьева Е.А., действующая на основании доверенности от ….2014 года, исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в
отзыве на исковое заявление.
Из отзыва Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району на исковое заявление следует, что Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району возражает против удовлетворения исковых требований и считает, что требования прокурора о взыскании понесенных расходов по доставке твердого топлива являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку компенсация расходов по доставке твердого топлива не предусмотрена законодательством, существующий порядок предоставления мер социальной поддержки, связанный с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, в частности отопления, не нарушает права истца на получение мер социальной поддержки в объеме, предусмотренном федеральным законодательством.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мировой судья считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца Чернышова А.В., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.
Выслушав пояснения помощника прокурора Усть-Пристанского района Голотвиной Е.П., представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Игнатьевой Е.А., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации принимаемые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания названной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагало какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-Ф3 абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которому педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Правильность такой правовой позиции подтверждается статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-Ф3 «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Согласно ст. 3 Закона Алтайского края № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности» расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года №99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края. Пунктами 2-4 указанных Правил предусмотрена компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края. Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства. Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Алтайского края № 88-ЗС от 03 ноября 2005 года размер компенсации определяется, как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Таким образом, Правила устанавливают размер компенсации расходов на оплату отопления (100%), соответствующий уровню социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренному федеральным законодательством.
В судебном заседании установлено, что Чернышов А.В. является педагогическим работником Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «….средняя общеобразовательная школа», проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: Алтайский край, Усть-Пристанский район, с. …ул….., общей площадью ….кв.м., Управлением социальной защиты по Усть-Пристанскому району Чернышову А.В. выплачивается компенсация расходов по оплате отопления.
Из материалов дела следует, что ….2013 года Чернышов А.В. приобрел твердое топливо (дрова колотые) и оплатил расходы по его доставке к месту жительства в размере …. рублей, что подтверждается расходной накладной от …..2013 года и квитанцией к приходному кассовому ордеру № …. от ….2013 года, выданными ООО «….».
При этом сумма, уплаченная Чернышовым А.В. за доставку твердого топлива, в размере ….рублей ему не компенсирована.
Вместе с тем, исходя из гарантированного государством права педагогических работников на бесплатное отопление, что предполагает полное возмещение расходов, связанных с предоставлением этой мерой социальной поддержки, положений Закона Алтайского края № 88- ЗС от 03 ноября 2005 года и Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых, и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, отказ в выплате компенсации расходов по доставке твердого топлива со склада до места жительства истца противоречит федеральному законодательству и названным нормативным правовым актам; ставит педагогических работников, имеющих печное отопление в неравное положение с педагогическими работниками, проживающими в жилых домах, присоединенных к центральной системе теплоснабжения, расходы которых возмещаются по утвержденным в установленном порядке тарифам в состав которых входят и расходы по доставке тепла от энергоснабжающей организации до потребителю.
Денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется уполномоченным органом на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо (пункт 31 Правил).
В соответствии с решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 июля 2011 года № 169 «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям» установлены предельные максимальные цены на топливо печное бытовое. В п. 2 указано, что цены установлены без учета доставки до потребителя. При условии обеспечения раскола, доставки дров продавцом покупателю оплата данных услуг производится в размере, определенном соглашением покупателя и продавца.
Решением Усть-Пристанского районного Совета депутатов № … от ….2009 года установлены нормативы обеспечения твердым топливом населения, пользующегося льготами и проживающего в индивидуальных жилых домах и квартирах с печным отоплением: на уголь - 58,2 кг, на дрова - 0,053 куб.м, на 1 кв.м, общей площади жилого помещения в год.
Согласно решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 июля 2012 года № 93 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива (каменного угля, бурого угля, дров (в плотной массе)) при наличии печного отопления на территории Алтайского края» с 01 января 2013 года установлены единые нормативы потребления твердого топлива, дифференцированные по природно- климатическим районам Алтайского края. В соответствии с указанным решением, норматив потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива - дров (в плотной массе) без использования угля в Усть-Пристанском районе составляет 0,197 куб.м/кв.м.
Таким образом, при расчете компенсации за приобретение твердого топлива Чернышову А.В. учитывались общая площадь занимаемого жилого помещения, утвержденные тарифы на отопление и цены на твердое топливо.
Мировой судья соглашается с доводом прокурора Усть-Пристанского района о том, что при расчете размера компенсации на оплату твердого топлива истцу Чернышову А.В. должны учитываться расходы, понесенные за доставку твердого топлива, исходя из следующего.
В ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Из содержания данной нормы закона следует, что составной частью платы коммунальных услуг является плата за отопление, то есть теплоснабжение, которая включает в себя, в том числе, плату за приобретение и доставку твердого топлива потребителю при наличии печного
отопления.
В решении Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 июля 2011 года № 169 «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям» указано, что цены установлены без учета доставки до потребителя. При условии обеспечения доставки твердого топлива продавцом покупателю оплата такой доставки производится в размере, определенном соглашением покупателя и продавца (п. 2).
Следовательно, компенсация расходов на оплату отопления включает расходы по доставке твердого топлива, что в полной мере обеспечивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников (пенсионеров - педагогических работников) образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на получение компенсации расходов на оплату отопления.
Доводы представителя ответчика о том, что компенсация по доставке твердого топлива не входит в понятие «коммунальные услуги», мировой судья не принимает во внимание, поскольку Федеральный Закон «Об образовании» устанавливает право педагога на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. По мнению мирового судьи, в понятие «компенсация расходов на отопление» входит приобретение твердого топлива, его доставка до места жительства.
В противном случае педагогические работники сельской местности, которые имеют дома с печным отоплением и вынуждены нести транспортные расходы, ставятся в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
Следовательно, действия Управления социальной защиты населения по Усть- Пристанскому району в отношении Чернышова А.В. при определении порядка предоставления ему льгот, согласно которому педагогический работник за счет собственных средств должен осуществить вывоз твердого топлива, являются не законными.
Кроме этого, в представленной расходной накладной от ….2013 года определена стоимость доставки твердого топлива в размере …. рублей. Данная сумма является разумной и обоснованной.
При указанных обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу, что исковые требования прокурора Усть-Пристанского района в интересах Чернышова А.В. к Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району о взыскании суммы, затраченной на доставку твердого топлива, являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ 2013 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ….░░….., ░ ░░░░░ … ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░.░. ░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 29.08.2014░.