дело №2-1530/2014 02 декабря 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Горбунцовой И.Л..;
при секретаре Дмитриевой Е.В.<данные изъяты>
с участием истца помощника Приозерского городского прокурора Морозовой М.А., представителя ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Михалевой И.Н., действующей на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу провести оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования,
установил:
Приозерский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу провести оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования, расположенной по улице Северопарковая в городе Приозерске Ленинградской области.
В обоснование заявленного иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в муниципальной собственности имеется автомобильная дорога общего пользования, расположенная по улице Северопарковая в гор. Приозерск Ленинградской области. Администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области не производились работы по проведению оценки технического состояния указанной дороги в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в срок - не реже 1 раза в год. Несоблюдение установленной периодичности оценки технического состояния автомобильных дорог, может явиться препятствием для своевременного выполнения администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области мероприятий по содержанию указанной дороги. Несвоевременное выполнение администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области мероприятий по надлежащему содержанию автомобильных дорог нарушает права граждан при эксплуатации дорог, создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
22 октября 2014 года прокурор уточнил просительную часть иска и просил суд обязать ответчика организовать работы по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог.
В судебном заседании помощник прокурора Морозова М.А.- исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. При этом просила иск удовлетворить по первоначальному заявленному требованию, а именно обязать администрацию провести оценку технического состояния автомобильных дорог. Пояснила, что несвоевременное выполнение администрацией мероприятий по надлежащему содержанию автомобильных дорог нарушает права граждан при эксплуатации дорог, создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения явилось основанием для обращения в суд в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель ответчика по доверенности Михалева И.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что срок, в течение которого прокурор просит обязать ответчика исполнить решение суда является недостаточным для выполнения требований прокурора, поддерживалась позиции, изложенной в письменном отзыве от 20.10.2014 года.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля по обеспечению сохранности дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 4 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5.2.53.25 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в указанной части, является Министерство транспорта РФ.
Согласно Порядку проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (пункт 2).Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, либо уполномоченной им организацией (пункт 3).Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (пункт 4). Указанный Приказ Минтранса РФ вступил в силу с 26 февраля 2010 года.
Осуществление полномочий в области дорожной деятельности в г. Приозерске Ленинградской области, относится к вопросам местного значения муниципального района- с 01.12.2013г., в соответствии с Соглашением о передаче осуществления части полномочий администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 14.07.2011 г. № 142 (в редакции решения №195 от 13.09.2013г.).
В ходе судебного разбирательства, из представленных суду документов установлено, что в собственности муниципального образования Приозерское городское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области имеется автомобильная дорога общего пользования, расположенная по улице Северопарковая в городе Приозерске Ленинградской области, протяженностью 0,61 км.
Согласно Глоссарию по статистике транспорта, разработанному Евростатом (4-е издание ЕК ООН), улицы относятся к городским дорогам (дорогам внутри населенного пункта) и включаются в протяженность автомобильных дорог. Аналогичное определение приведено в Словаре основных дорожных терминов, размещенном на сайте Росавтодора: улица - автомобильная городская дорога в пределах населенного пункта.
В связи с изложенным, требования Приказа Минтранса России от 27 августа 2009 г. N 150, к необходимости оценки технического состояния автомобильной дороги общего пользования, в полном объеме применимы к расположенной улице Северопарковая в г. Приозерске автомобильной дороге общего пользования.
Довод ответчика о том, что иск прокурора не подлежит удовлетворению, поскольку не указано, какие именно работы необходимо провести администрации по оценке технического состояния автомобильной дороги суд находит несостоятельным по следующим основаниям:
Согласно п. 5 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. N 150, виды диагностики автомобильных дорог приведены в приложении к данному Порядку, и указано, что при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.
В пункте 6 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. N 150 установлено, что в процессе диагностики автомобильных дорог определяются:
«1) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги):
ширина проезжей части и земляного полотна;
габарит приближения;
длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;
протяженность подъемов и спусков;
продольный и поперечный уклоны;
высота насыпи и глубина выемки;
габариты искусственных дорожных сооружений;
наличие элементов водоотвода;
наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
2) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги):
продольная ровность и колейность дорожного покрытия;
сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;
прочность дорожной одежды;
грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;
объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги):
средняя скорость движения транспортного потока;
безопасность и удобство движения транспортного потока;
пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением;
среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;
способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами;
степень воздействия дороги на окружающую среду»,
По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов (пункт 7 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. N 150).
В соответствии с распоряжением Минтранса Российской Федерации от 03 октября 2002 N ИС-840-р, с 15 октября 2002 применяется ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог".
Согласно пункту 4.1.6 Правил, по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации, владельцы дорог выявляют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию и ремонту и реконструкции, с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами, и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог (пункт 4.1.7).
Содержание вышеприведенных нормативно-правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что в данном случае от истца не требуется дополнительной конкретизации перечня работ по проведению оценки технического состояния автомобильной дороги, расположенной по улице Северопарковая в г. Приозерске, так как указанный перечень полностью регламентирован действующим законодательством, и не требует каких-либо разъяснений.
Судом не подвергается сомнению то обстоятельство, что в действиях ответчика не имеется бездействия в части содержания дорог местного значения, выявляются проблемные участки и прочее. Вместе с тем, по мнению суда, законом прямо предусмотрена обязанность оценки технического состояния автомобильных дорог, не реже 1 раза в год, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и указанным органом является Министерство транспорта РФ.
Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований законодательства, оценка технического состояния вышеуказанной автомобильной дороги не проводилась. Установленная периодичность оценки технического состояния автомобильной дороги (не реже одного раза в год) не соблюдается.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что несоблюдение установленной периодичности оценки технического состояния автомобильных дорог, может явиться препятствием для своевременного выполнения администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области мероприятий по содержанию указанной дороги. Кроме того, суд так же приходит к выводу о том, что несвоевременное выполнение администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области мероприятий по надлежащему содержанию автомобильных дорог нарушает права граждан при эксплуатации дорог, создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
При указанных обстоятельствах, требование Приозерского городского прокурора к администрации МО Приозерский муниципальный район ЛО, об обязании ответчика провести оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования, расположенной по улице Северопарковая в городе Приозерске Ленинградской области, является обоснованным по праву.
Оценивая требование прокурора, в части установления срока по организации комплекса работ по оценке технического состояния, указанной в иске автомобильной дороги (2 месяца), суд считает возможным согласиться с позицией ответчика о том, что организация работ требует более длительных временных затрат, так как для организации подобных работ требуется привлечение соответствующих специалистов, специализированных организаций, работа с которыми возможна на основании контрактных отношений, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Учитывая в совокупности, доводы ответчика, представленные суду доказательства, и требования действующего законодательства, суд полагает, что ответчику необходимо установить срок, для организации работ по проведению оценки технического состояния автомобильной дороги общего пользования, расположенной по улице Северопарковая в городе Приозерске Ленинградской области, в течение шести месяцев, с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу.
Иные доказательства, имеющиеся в материалах дела, и изученные судом в ходе судебного разбирательства, по мнению суда, правового значения не имеют и не могут быть положены в основу для принятия судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Приозерского городского прокурора - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения в законную силу, провести оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования, протяженностью 0,61 км, расположенной по улице Северопарковая в городе Приозерске Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца через Приозерский городской суд Ленинградской области.
Судья И.Л. Горбунцова