ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении22 марта 2023 года город Саратов
Судья Кировского районного суда города Саратова Медная Ю.В.,
при секретаре Каирсапиевой А.А.,
с участием старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследования Саратовской таможни Мамонова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Мартынова Игоря Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Тахчкан Сарыассийского района Сырдарьинской области республики Узбекистан, зарегистрированного по адресу: <адрес>
<адрес>
29 декабря 2022 года Мартыновым И.А. на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни подана пассажирская таможенная декларация (далее ПТД) № 10413070/291222/Н000349 с целью совершения таможенных операций по таможенному декларированию товаров – домашние вещи б/у, прибывших в железнодорожном контейнере № 515263839 по накладной № 362566 от 21.09.2022 из Республики Таджикистан в адрес Мартынова И.А.
В ПТД № 10413070/291222/Н000349 Мартыновым И.А. помимо различных товаров -домашние вещи б/у, заявлен товар - «мешок (сумка) рис 10 кг», согласно описи к ПТД.
В целях соблюдения условий выпуска товаров, заявленных в ПТД № 10413070/291222/Н000349 Саратовским таможенным постом Саратовской таможни выставлено требование от 29.12.2022 о предоставлении декларантом Мартыновым И.А. документа (отметки), свидетельствующего о прохождении карантинного фитосанитарного контроля на основании Решения Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе».
11 января 2023 года должностным лицом Саратовского таможенного поста Саратовской таможни в постоянной зоне таможенного контроля Саратов-2 Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (г. Саратов, ул. Белоглинская, д. 117) с участием декларанта Мартынова И.А. и государственного инспектора Россельхознадзора проведено таможенное наблюдение товаров, прибывших в адрес Мартынова И.А. в железнодорожном контейнере № 515263839. По результатам таможенного наблюдения Саратовским таможенным постом Саратовской таможни составлен акт таможенного наблюдения № 10413070/110123/000006 (атн).
На основании представленного акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 11 января 2023 № 640102110123001 выпуск товара – «рис белый, короткозерный» - 10 кг. запрещен.
Согласно заключению отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Саратовской таможни от 12.01.2023 года, «рис (товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС -1006) включен в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе ЕАЭС и таможенной территории ЕАЭС и относится к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется должностными лицами Россельхознадзора, на территории которых расположено место прибытия или доставки подкарантинной продукции. Результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по месту прибытия и в местах доставки оформления путем проставления должностным лицом уполномоченного органа, осуществившего мероприятия по карантинному фитосанитарному контролю (надзору) соответствующего штампа на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе в случае представления фитосанитарного сертификата (при его наличии) и транспортного (перевозочного) документа на бумажном носителе. Штамп «Ввоз запрещен» - проставляется в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза на фитосанитарном сертификате и транспортном (перевозочном) документе, если по результатам осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) принято решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции. Штамп «Выпуск запрещен» - проставляется в местах завершения таможенного оформления (местах доставки) подкарантинной продукции, в случаях несоответствия карантинным фитосанитарным требованиям. В представленном акте карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 11.01.2023 № 640102110123001 проставлена отметка «Выпуск запрещен», основанием чего является отсутствие фитосанитарного сертификата. Таким образом, выпуск товаров, указанных в приложении к акту запрещен».
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Саратовской таможни в отношении Мартынова И.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В судебное заседание Мартынов И.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
На основании п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с быстрым извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому она направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Судья признает извещение Мартынова И.А. о месте и времени рассмотрения дела надлежащим, что подтверждается материалами дела, а именно телефонограммой.
Учитывая отсутствие ходатайств об отложении слушания дела, судья в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ определил рассмотреть дело в отсутствие Мартынова И.А.
Уполномоченный отдела административных расследований Саратовской таможни Мамонов А.А. в судебном заседании, полагал, что в действиях Мартынова И.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, в связи с чем он подлежит привлечению к административной ответственности.
Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 г. № 1716-83 обеспечение контроля за выполнением запрета на ввоз в Российскую Федерацию товаров, включенных в Перечень, возложен на Федеральную таможенную службу.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС ввозом товаров на таможенную территорию Союза признается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. «Запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств - членов.
В силу ст. 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно - тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств - членов. В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры таможенно - тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств - членов в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств - членов.
Согласно пункту 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение карантинных фитосанитарных мер подтверждается по результатам осуществления фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
П. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС предусматривает обязанности декларанта: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Как следует из п. 1 ст. 258 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении товаров для личного пользования в зависимости от способов их перемещения через таможенную границу Союза совершаются в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза либо в таможенном органе государства - члена, на территории которого постоянно или временно проживает либо временно пребывает физическое лицо, которое может выступать декларантом таких товаров.
В силу п.п. 2 п.1 ст.260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со ст.7 ТК ЕАЭС и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.
Согласно п.3 ст.260 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.260 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, подлежащих соблюдению физическими лицами в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС, если соблюдение запретов и ограничений подтверждается представлением таких документов.
Вместе с тем, Мартынов И.А. не представил фитосанитарный сертификат на ввозимую подкарантинную продукцию, подлежащую фитосанитарному контролю.
Таким образом, в действиях Мартынова И.А. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, несоблюдение установленных законодательством ЕАЭС и Российской Федерации запретов на осуществление ввоза товара (рис белый короткозерный, весом 10 кг.) на таможенную территорию ЕАЭС (РФ) из республики Таджикистан.
Так, вина Мартынова И.А. в совершении вышеуказанного административного правонарушения, подтверждается полученными с соблюдением требований КоАП РФ доказательствами, а именно:
- определением о возбуждении дела об АП № 10413000-11/2023;
- ПТД № 10413070/291222/Н000349;
- актом таможенного наблюдения № 10413070/110123/000006;
- протоколом изъятия вещей и документов от 16.01.2023 г.;
- актом карантинного фитосанитарного контроля (надзора) № 640102110123001 от 11.01.2023;
- протоколом опроса Мартынова И.А. от 25.01.2023;
- протоколом опроса ФИО7. от 03.02.2023.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценка доказательств производится судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Указанные доказательства судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности, в связи с чем, суд принимает их и кладет в основу данного постановления, как доказательства виновности Мартынова И.А. в совершении указанного административного правонарушения.
Таким образом, судья квалифицирует действия Мартынова И.А. по ст. 16.3 КоАП РФ, как несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, судья учитывает признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Назначая наказание, суд учитывает характер совершенного
Мартынова И.А. правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.
С учетом обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании, предмета административного правонарушения, ходатайства Мартынова И.А., исходя из санкции ст. 16.3 КоАП РФ, судья считает необходимым назначить Мартынову И.А. наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, рис белый короткозерный, 10 кг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Мартынова Игоря Александровича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения - рис белый короткозерный, 10 кг., находящегося на ответственном хранении в камере вещественных доказательств в Саратовской таможне (г. Саратов, ул. Артиллерийская, д. 7, каб. 423).
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.В. Медная