дело <НОМЕР>
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<ДАТА1> г. Барнаул
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Железнодорожного района г.Барнаула Сергеева И.В. (адрес суда - г. Барнаул, ул. Силикатная, 5), рассмотрев в порядке подготовки дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ, в отношении Антипиной <ФИО1>,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА2>, Антипина <ФИО1> совершила правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, что выразилось в неуплате в срок до <ДАТА3> административного штрафа, наложенного на нее постановлением по делу <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Исследовав представленные судье материалы административного дела, мировой судья приходит к выводу, что имеются основания, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, для возвращения протокола об административном правонарушении и материалов в орган, составивший протокол.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В силу ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Из протокола об административном правонарушении следует, что постановление по делу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА4>, вынесенное в отношении <ФИО2> по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, получено правонарушителем <ДАТА5>, вступило в силу <ДАТА6> Однако документы, подтверждающие дату вступления постановления в силу, к протоколу не приложены. Исходя из даты получения <ФИО2> копии постановления, последнее должно вступить в силу <ДАТА7> Документы, содержащие сведения об обжаловании постановления <НОМЕР>, принятом решении по жалобе отсутствуют.
Изложенное, а также отсутствие документа, подтверждающего факт получения и дату получения копии постановления, не позволяют сделать вывод о правильной дате вступления названного постановления в силу, а значит, определить время совершения вмененного правонарушения.
Исходя из той даты вступления постановления в законную силу, которая указана на копии постановления и отражена в протоколе об административном правонарушении, - <ДАТА8>, шестидесятидневный срок, установленный ст. 32.2 КоАП РФ для уплаты административного штрафа, по состоянию на <ДАТА9> (дата совершения правонарушения согласно протоколу) не истек.
А значит, время совершения правонарушения в протоколе определено неверно: на дату совершения правонарушения, указанную в протоколе об административном правонарушении (<ДАТА9>), отсутствовало событие административного правонарушения, так как в этот день <ФИО2> еще имела право исполнить свою обязанность по уплате административного штрафа.
Неправильное установление даты совершения административного правонарушения и, как следствие, неустановление состава правонарушения по состоянию на <ДАТА10> является существенным процессуальным нарушением, которое не может быть устранено в судебном заседании при рассмотрении дела, так как мировой судья рассматривает дело в пределах, в том числе временных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении.
Кроме того, мировой судья отмечает, что к протоколу об административном правонарушении не приложен документ, подтверждающий факт получения и дату получения лицом, привлекаемым к административной ответственности, копии постановления <НОМЕР> от <ДАТА4>.
Также существенным является следующее. В соответствии с ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Этой же статьей предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Частью 4.1 ст. 28.2 предусмотрена возможность составления протокола в отсутствие лица, но в случае его надлежащего уведомления. В материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем уведомлении Антипиной О.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту ее регистрации, а именно по адресу: <АДРЕС>. При этом, ранее в Государственную инспекцию труда уже поступали определения мировых судей о передаче дел по подсудности в суд по месту жительства Антипиной О.В. по адресу: <АДРЕС>. Согласно имеющемуся уведомлению (л.д. 5), Антипина О.В. по адресу: <АДРЕС> не проживает.
Также мировой судья обращает внимание на следующее. Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания за неуплату административного штрафа в срок, установленный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА12> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА13> N 40).
При изложенных обстоятельствах на стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
В соответствии со ст.27.1 КоАП РФ для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении допускается применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе административного задержания, то есть кратковременного ограничения свободы физического лица на срок до 48 часов.
Согласно ст.27.3 КоАП РФ административное задержание вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) при выявлении любых правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Статья 27.2 КоАП РФ, предусматривает возможность доставления, то есть принудительного препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным должностными лицами органов внутренних дел при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции).
Вместе с тем должностным лицом, составившим протокол в отношении Антипиной О.В., меры обеспечения административного производства по данному делу в виде обращения в отдел полиции по месту жительства привлекаемого лица с просьбой доставить лицо в помещении отдела для составления протокола и последующего его рассмотрения судьей, приняты не были.
Приведенная позиция изложена в Постановлении судьи Верховного Суда РФ от <ДАТА14> <НОМЕР>.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению в орган (должностному лицу), их составившему.
В соответствии со ст. 28.8. КоАП РФ в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Принимая во внимание изложенное, судья, руководствуясь ст. 29.4, 23.1, 23.3 КоАП РФ,
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е :
возвратить протокол и материалы дела об административном правонарушении в отношении Антипиной <ФИО1>, привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и.о. главного Государственного инспектора труда <ФИО3>
Мировой судья И.В. Сергеева