Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4807/2022 от 08.04.2022

Судья: Синева Д.Т. Дело № 33а-4807/2022

УИД:

Дело № 2а-704/2022 (2а-5592/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 мая 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Хлыстовой Е.В., Лёшиной Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дождевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Зиминой Е.Ю. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 9 февраля 2022 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №21 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зиминой Е.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды 2020 г., начиная с 01 января 2017 г. в размере 8 426 руб., пени – 37 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период 2020 г., начиная с 01 января 2017 г.) в размере 32 448 руб., пени в размере 142, 50 руб., недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 1 221, 44 руб., пени – 32, 37 руб., а всего 42 307, 31 руб., указав в обоснование, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. Выданный 20 августа 2021 г. судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен по заявлению должника определением мирового судьи от 20 сентября 2021 г. На момент подачи административного иска задолженность не оплачена.

Судом постановлено решение, которым административный иск удовлетворен частично. С Зиминой Е.Ю. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2020 г., начиная с 01 января 2017 г. в размере 8 426 руб., пени в размере 37 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.) в размере 32 448 руб., пени в размере 142, 50 руб., недоимка по транспортному налогу за 2019 год в размере 1 014, 44 руб., пени в размере 32, 37 руб., а всего 42 100,31 руб., а также государственная пошлина в размере 1 463,01 руб.

В апелляционной жалобе Зимина Е.Ю. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что административным истцом пропущен установленный действующим законодательством срок на обращение в суд.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменный отзыв на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в 2020 году урегулированы главой 34 НК РФ.

Согласно нормам этой главы расчетным периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 423 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Размер страховых взносов, уплачиваемых названными плательщиками, определен в пункте 1 статьи 430 НК РФ. Фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года составляет 32 448 рублей, на обязательное медицинское страхование - 8 426 рублей.

В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года плюс 0,1 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

Пунктом 3 статьи 430 НК РФ предусмотрено, что если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Согласно пункту 5 статьи 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Установлено и подтверждено материалами дела, что Зимина Е.Ю. с
2 июня 2009 года по настоящее время зарегистрирована в качестве адвоката, соответственно является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.

В связи с наличием в собственности Зиминой Е.Ю. автомобиля «<данные изъяты>», г/н , она также является плательщиком транспортного налога (л.д.41-43).

За 2019 год налоговым органом Зиминой Е.Ю. начислен транспортный налог с направлением в её адрес налогового уведомления №56712699 от
1 сентября 2020 г. об уплате, в том числе транспортного налога за 2019 год в размере 4 663 руб. со сроком уплаты до 1 декабря 2020 г. (л.д.10)

В связи с неуплатой налогов налогоплательщику выставлено требование №2501 по состоянию на 20 января 2021 г., которым предложено в срок до 26 февраля 2021 г. погасить недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 4 663 руб., а также начисленные на указанную сумму пени за период с 2 декабря 2020 года по 19 января 2021 года в размере 32,37 руб. (л.д.11, 12).

Кроме того, налоговым органом в соответствии с пп. 1 и 2, п. 1 ст. 430 НК РФ Зиминой Е.Ю. произведены начисления по страховым взносам в фиксированном размере за расчетный период с 01 января 2017 г., с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. (за 2020 год), в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с 01 января 2017 г. за расчетный период 2020 год размере 32 448 руб. (л.д.16);

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, начиная с 01 января 2017 г. за расчетный период 2020 год в размере 8 426 руб. (л.д.15).

Установлено, что в связи с неуплатой страховых взносов 01 февраля 2021 года в отношении Зиминой Е.Ю. налоговым органом с помощью программного комплекса «АИС Налог-3» сформировано требование об уплате налога №6714 по состоянию на 1 февраля 2021 года со сроком уплаты до 10 марта 2021 года, направленное налогоплательщику через личный кабинет, однако в результате установки 02 февраля 2021 года новой версии программного комплекса «АИС-Налог-3», сведения о выгрузке требования в личный кабинет налогоплательщика перестали отражаться в данной программе, в результате чего налоговым органом повторно сформировано требование №6714 по состоянию на 03 февраля 2021 года со сроком исполнения до 12 апреля 2021 года, с направлением в адрес налогоплательщика требования об оплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 руб., пени за период с 1 января 2021 года по 31 января 2021 года в размере 142, 50 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 руб., пени за период с 1 января 2021 года по 31 января 2021 года в размере 37 руб. (л.д.13, 14, 59, 67).

Указанные требования об уплате транспортного налога и страховых взносов оставлены без исполнения. Направление требований подтверждается сведениями об их выгрузке в личный кабинет налогоплательщика, что Зиминой Е.Ю. в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

20 августа 2021 года мировым судьей судебного участка Октябрьского судебного района г. Самары на основании заявления налогового органа от 13 августа 2021 года вынесен судебный приказ о взыскании с Зиминой Е.Ю. недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 4 663 руб., пени – 32,37 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ, на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.) за 2020 год в размере 32 448 руб., пени в размере 142, 50 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетный период начиная с 01 января 2017 года за 2020 год в размере 8 426 руб., пени – 37 руб.

Определением того же мирового судьи от 20 сентября 2021 года судебный приказ по заявлению Зиминой Е.Ю. отменен (л.д.19).

13 ноября 2021 года МИФНС России №21 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением (л.д.11).

Правильно применив положения глав 28 и 34 НК РФ, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в налоговый период 2019 года Зимина Е.Ю. являлась плательщиком транспортного налога, который своевременно не уплатила, а также в расчетный период 2020 года она являлась плательщиком страховых взносов, не была освобождена от их уплаты, однако не уплатила страховые взносы в установленный срок.

При этом, проверяя расчет заявленной к взысканию недоимки по транспортному налогу, районный суд принял во внимание сведения, имеющиеся в карточке расчетов с бюджетом и установил, что 08 сентября 2021 года погашена задолженность по транспортному налогу за 2019 год в порядке зачета в сумме 3 441, 56 руб., 11 ноября 2021 года - 207 руб., в связи с чем пришел к выводу о том, что остаток задолженности по транспортному налогу за 2019 год подлежащий взысканию составляет 1 014, 44 руб. (л.д. 29-32, 67). Расчет пени по транспортному налогу судом проверен и признан правильным. Административным ответчиком не представлено доказательств оплаты страховых взносов и пени. Расчет задолженности по страховым взносам судом также проверен и признан правильным. Принимая во внимание данные обстоятельства, и частично удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о соблюдении налоговым органом порядка и сроков взыскания спорной недоимки.

Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен, с учетом положений статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы Зиминой Е.Ю., приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд, основаны на неправильном толковании норм права и отклоняются как несостоятельные.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абзац третий пункта 1).

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ (абзац четвертый пункта 1, в редакции Федерального закона от 3.07.2016 N 243-ФЗ).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Федеральным законом от 23 ноября 2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в абзаце четвертом пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации цифры "3000" заменены цифрами "10000" (пункт 9 статья 1). Указанная норма вступила в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 23 декабря 2020 года (пункт 2 статьи 9).

Следовательно, к спорным правоотношениям следует применять положения статьи 48 НК РФ в предыдущей редакции, до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 N 374-ФЗ.

Как указано выше, срок исполнения требования №2501 об уплате транспортного налога за 2019 год установлен до 26 февраля 2021 года; срок исполнения требования №6714 об уплате страховых взносов за 2020 год, установлен до 10 марта 2021 года и с учетом требования от 3 февраля 2021 года до 12 апреля 2021 года.

С заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился 13 августа 2021 года, соответственно шестимесячный срок предусмотренный на обращение с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа, в данном случае не нарушен.

Выданный 20 августа 2021 года судебный приказ отменен определением мирового судьи от 20 сентября 2021 года.

С административным исковым заявлением о взыскании спорной недоимки налоговый орган обратился 13 ноября 2021 года.

Таким образом, срок и порядок обращения в суд в данном случае налоговым органом соблюдены.

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении судом при принятии решения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

Районный суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зиминой Е.Ю. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-4807/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МИФНС России № 21 по Самарской области
Ответчики
Зимина Е.Ю.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
11.04.2022Передача дела судье
13.05.2022Судебное заседание
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее