Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-34/2019 от 05.02.2019

Судья Раскина Ю.С. Дело № 21-34/2019

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 19 февраля 2019 года

Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе К.С.Л. на решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 21 ноября 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Определением начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области (далее - Управление Роскомнадзора по Ивановской области) К.В.А. от 06 сентября 2018 года по результатам рассмотрения заявления К.С.Л. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Управления Роспотребнадзора по Ивановской области и его должностных лиц на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 21 ноября 2018 года вышеуказанное определение оставлено без изменения, жалоба К.С.Л. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, К.С.Л. ставит вопрос об отмене определения должностного лица и судебного решения, полагая их незаконными и необоснованными. Указывает, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не отвечает задачам, установленным ст.ст. 1.2, 24.1 КоАП РФ, вынесено преждевременно. Имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства установлены неверно. Доказательства оценены не надлежаще в целях укрывательства правонарушения и освобождения правонарушителей от ответственности. Должностное лицо в нарушение процессуальных требований главы 26 КоАП РФ уклонилось от получения доказательств, поскольку не были истребованы сведения из журналов исходящей корреспонденции ОМВД по Фрунзенскому району г. Иваново, информация о номере регистрируемого почтового отправления, а также сведения из журнала входящей корреспонденции Управления Роспотребнадзора по Ивановской области. Кроме того, не установлено лицо, которое получило материалы КУСП вместо Управления Роспотребнадзора по Ивановской области и в настоящее время осуществляет обработку его персональных данных. Не учтено, что Управление Роспотребнадзора по Ивановской области проинформировало его о возврате материала проверки в отдел полиции, однако не исполнило обязанность предоставить сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 152, в отношении тех персональных данных, которые до этого Управлением не обрабатывались. От оценки представленного им доказательства, свидетельствующего о поступлении материала в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области, суд уклонился.

К.С.Л. и руководитель Управления Роспотребнадзора по Ивановской области, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представили. Из Управления Роскомнадзора по Ивановской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы К.С.Л. в отсутствие представителя данного органа, полагают определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06 сентября 2018 года законным и обоснованным.

Руководствуясь положениями п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие указанных неявившихся лиц.

В удовлетворении заявленного К.С.Л. в жалобе ходатайства об истребовании оригинала сопроводительного письма Управления Роспотребнадзора по Ивановской области о направлении в ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново материала проверки по заявлению К.С.Л. о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.1 КоАП РФ отказано определением от 19 февраля 2019 года.

Проверив материалы дела, дополнительно полученные из ОМВД России по Фрунзенскому району документы и оценив доводы жалобы, оснований к отмене обжалуемых заявителем процессуальных актов не нахожу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 КоАП РФ).

В силу ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Такое определение должностное лицо обязано вынести при отсутствии события административного правонарушения, состава административного правонарушения, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности и иных обстоятельствах, указанных в статье 24.5 КоАП РФ.

Частью 4 статьи 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных.

Как следует из материалов дела и полученных по запросу областного суда из ОМВД России по Фрунзенскому району копий документов из материала проверки КУСП от 26.06.2018, ОМВД по Фрунзенскому району г. Иваново проводилась проверка по заявлению К.С.Л. о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.1 КоАП РФ в отношении руководителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области.

В ходе проверки материал, зарегистрированный в КУСП от 26.06.2018, был 27 июля 2018 года направлен в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области, куда поступил 06 августа 2018 года.

09 августа 2018 года материал из Управления Роспотребнадзора по Владимирской области перенаправлен в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области, куда поступил 22 августа 2018 года.

24 августа 2018 года из Управления Роспотребнадзора по Ивановской области проверочный материал возвращен для рассмотрения по подведомственности в ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново.

08 августа 2018 года в Управление Роскомнадзора по Ивановской области поступило заявление К.С.Л. о возбуждении дела об административном правонарушении, в том числе в отношении Управления Роспотребнадзора по Ивановской области и его должностных лиц по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ, поскольку, получив персональные данные заявителя, содержащиеся в материале проверки КУСП от 26.06.2018, они не совершили действий, предусмотренных ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".

В рамках проверки сведений, изложенных в данном заявлении, Управлением Роскомнадзора по Ивановской области 09 августа 2018 года был сделан запрос в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области.

На момент направления Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области 14 августа 2018 года ответа на запрос вышеуказанный материал проверки в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области не поступал.

В связи с чем, определением начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий Управления Роскомнадзора по Ивановской области К.В.А. от 06 сентября 2018 года в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ, было отказано в связи с неподтверждением факта получения Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области материала КУСП от 26 июня 2018 года.

Несмотря на то, что впоследствии данный материал КУСП в указанный административный орган поступил, оснований не согласиться с выводом должностного лица Управления Роскомнадзора по Ивановской области об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ не усматриваю по следующим основаниям.

Согласно положениям ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) сфера действия указанного Закона распространяется на отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона о персональных данных, если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных указанную в ч. 3 названной статьи информацию.

На основании положений п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о персональных данных оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 18 данного Закона, в случаях, если персональные данные получены оператором на основании федерального закона.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.09.2011 № 1251-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона "О полиции" и статьей 7 Федерального закона "О персональных данных", действие этого Закона не распространяется на отношения по собиранию, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и сам по себе он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и проверок сообщений о преступлениях.

Полагаю, что указанный подход применим и к случаям по проверке заявлений и сообщений о совершении административного правонарушения.

Поскольку Управление Роспотребнадзора по Ивановской области получило доступ к информации, содержащей в проверочном материале КУСП от 26.06.2018, в рамках проверки, проводимой по заявлению К.С.Л. о возбуждении дела об административном правонарушении, при этом порядок разрешения таких материалов регламентирован КоАП РФ, обязанности сообщать заявителю информацию в соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона о персональных данных в данном случае не возникало.

При таких обстоятельствах оснований считать неверным вывод должностного лица Управления Роскомнадзора по Ивановской области и судьи районного суда об отсутствии события административного правонарушения, на которое ссылается К.С.Л. в своей жалобе, не имеется.

Факт ошибочного направления материала проверки в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области на правильность этого вывода не влияет.

Иное толкование К.С.Л. норм действующего законодательства, подлежащего применению в данном деле, основано на его неверном понимании.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 21 ноября 2018 года по жалобе К.С.Л. на определение начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий Управления Роскомнадзора по Ивановской области К.В.А. от 06 сентября 2018 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ в отношении Управления Роспотребнадзора по Ивановской области и его должностных лиц оставить без изменения, жалобу К.С.Л. - без удовлетворения.

Судья Ивановского областного суда Н.С. Круглова

21-34/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Управление Роспотребнадзора по Ивановской области
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Круглова Наталья Сергеевна
Статьи

ст. 13.11 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--iwn.sudrf.ru
05.02.2019Материалы переданы в производство судье
19.02.2019Судебное заседание
26.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2019Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее