Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Хасановой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора г. Тольятти в интересах Самариной М.А. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Тольятти, действуя в интересах Самариной М.А. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти Загарина О.М. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ходе проведенной проверки исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Самарина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей, так как ее мать ФИО2 решением Сызранского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, запись об отце сделана на основании заявления матери. Постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Самариной М.А. установлена опека в лице ФИО6 Постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 освобождена от обязанностей опекуна. На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ Самарина М.А. была определена в приемную семью ФИО9. Постановлением администрации Сызранского района Самарской области указанный договор был расторгнут, Самарина М.А. была помещена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Самарина М.А. являлась воспитанницей ГКОУ детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.о. Сызрани. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ Самариной М.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежавших обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда на основании ч. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД. Решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Мэрия г.о. Тольятти обязана включить Самарину М.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Самарина М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, с ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени жильем Самарина М.А. не обеспечена. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Самариной М.А. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек.
Истец Самарина М.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, о причинах неявки не сообщила.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Самарина М.А. с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № В силу закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Считает, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований о предоставлении Самариной М.А. жилого помещения вне очереди, поскольку, при удовлетворении исковых требований будут нарушены права лиц, обратившихся за внеочередным предоставлением жилого помещения ранее Самариной М.А. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материала дела, выслушав объяснения сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (в ред. от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (в ред. от 02.07.2013 года).
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Самарина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, так как ее мама ФИО2 заочным решением Сызранского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери, что подтверждается справка о рождении Самариной М.А., свидетельством о рождении Самариной М.А. и не оспаривается сторонами.
Постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней Самариной М.А. назначен опекун - ФИО6
Постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 освобождена от обязанностей попечителя над несовершеннолетней Самариной М.А.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении Самариной М.А. в приемную семью ФИО9» Самарина М.А. была определена в приемную семью.
Постановлением администрации Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный договор был расторгнут.
Согласно справки ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о. Сызрань Самарина М.А. являлась воспитанницей данного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки, выданной Администрацией г.п. Междуреченск м.р. Сызранский Самарской области Самарина С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно справки ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» Сызранского филиала Самарина М.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре собственников по <адрес> и г.о. Сызрань не числится.
Из сообщения Управления Росреестра по <адрес> видно, что информация о правах Самариной М.А. на имеющиеся у нее на территории <адрес> объекты недвижимости отсутствует.
Уведомлением Управления Росреестра по <адрес> об отсутствии в ЕГРП записи о регистрации прав Самариной М.А. на объекты недвижимого имущества на территории Самарской области.
Из сообщения МП г.о. Тольятти «Инвентаризатор», видно, что Самарина М.А. в реестре собственников не значится.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Самарина М.А., с составом семьи <данные изъяты>, зарегистрированная по месту жительства в квартире по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.
Представитель ответчика не оспаривает, что Самарина М.А. состоит в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающаяся в жилом помещении и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Право Самариной М.А. на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда как лица, нуждающегося в жилом помещении и состоящего в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение данного жилого помещения, представитель ответчика в судебном заседании не оспорил.
Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует и представителем мэрии не оспаривается, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению N 2 к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития.
Орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.
На основании сводного списка орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению N 4 к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не ставиться законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от наличия свободного жилого фонда.
Принимая во внимание, что истица до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, суд приходит к выводу о том, что Самарина М.А. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и должна быть обеспечена жильем.
Обязанность по обеспечению истца жильем специализированного жилищного фонда должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прокурора г. Тольятти удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Самариной М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 13.10.2014 года.
Председательствующий: