Судья Кныш Н.Н. Дело № 92RS0002-01-2022-000779-11
(номер производства по делу в суде Производство № 21-418/2022
первой инстанции 12-238/2022)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
31 августа 2022 г. г. Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Орлова С.В., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» – Сытникова А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу защитника ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» Сытникова А. П. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору (заместителя начальника управления – начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю) Журавель Е.И. от 3 февраля 2022 г. № 13/2022 и на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 июня 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер»,
установил:
постановлением от 3 февраля 2022 г. № 13/2022, вынесенным заместителем главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору (заместителем начальника управления – начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю) Е.И., ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица подал в Гагаринский районный суд города Севастополя жалобу, в которой просил отменить постановление административного органа, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 июня 2022 г. постановление о назначении административного наказания от 3 февраля 2022 г. № 13/2022 оставлено без изменения, жалоба главного врача ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» – без удовлетворения.
На указанное решение судьи защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда как незаконного, необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, а также как несоответствующего фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы защитник указывает на нарушение процессуальных положений при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер», которые выразились, в частности, в ненадлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, невручении ему копии протокола об административном правонарушении, неизвещении о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Настоящая жалоба подана в установленный законом срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Сытников А.П., доводы жалобы поддержал, просил постановление административного органа и решение судьи отменить по основаниям, изложенным в жалобе, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление и решение.
Законный представитель юридического лица – главный врач ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер», представитель административного органа и лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 25.4, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав пояснения защитника ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер», изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, согласно которой судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
28 января 2022 г. по результатам проведения плановой выездной проверки в ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер», в отношении указанного юридического лица государственным инспектором города Севастополя по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в котором указано о нарушении требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, сводом правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (вместе с «СП 1.13130.2020 Свод правил...», утвержденным приказом МЧС России от 19 марта 2020 г. № 194.
Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, послужили основанием для вынесения заместителем главного государственного инспектора города Севастополя по пожарному надзору Е.И. постановления о назначении административного наказания от 3 февраля 2022 г. № 13/2022.
Решением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 июня 2022 г., принятым по результатам рассмотрения жалобы главного врача ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер», указанное постановление оставлено без изменения.
Однако состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении акты нельзя признать законными в силу следующего.
Исходя из положений статьи 24.1 КоАП РФ, одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – физического лица или законного представителя юридического лица.
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из содержания протокола об административном правонарушении № 13 от 28 января 2022 г. следует, что он был составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – главного врача ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» Вербицкого А.В.
При этом, согласно материалам дела юридическое лицо – ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» в установленном законом порядке не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В частности, как усматривается из материалов дела, 28 января 2022 г. главным врачом ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» А.В. на имя И.Г. выдана доверенность на представление интересов учреждения в Главном управлении МЧС России по г. Севастополю, в рамках которой она имеет право подавать и получать различного рода документы, вносить дополнения, заверять копии, уплачивать обязательные платежи, давать пояснения, подписывать документы при представлении интересов ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер», а также собирать всю необходимую информацию, получать справки, делать запросы, совершать иные необходимые действия, касающиеся выполнения настоящего поручения.
Право И.Г. представлять интересы ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» в делах об административных правонарушениях, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, со всеми правами, какие предоставлены законом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, совершать какие-либо процессуальные действия от его имени, заявлять отводы, ходатайства, представлять доказательства, в указанной доверенности не оговорено.
Вместе с тем, 28 января 2022 г. И.Г., на основании указанной доверенности, получила копию акта выездной проверки № 91 от 28 января 2022 г., составленного в 10.00 часов. В этот же день И.Г. была допущена должностным лицом административного органа к участию в деле в качестве защитника, присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении от 28 января 2022 г. и ей вручена его копия, в котором указана дата рассмотрения дела об административном правонарушении – 3 февраля 2022 г. в 15 часов 00 минут.
При этом копия указанного протокола об административном правонарушении, содержащего информацию о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в адрес ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» по месту его государственной регистрации – <адрес>, не направлялась, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, в целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 КоАП РФ следует, что в целях реализации гарантий права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 КоАП РФ, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
В силу приведенных положений закона И.Г. не является законным представителем юридического лица, так как действует не на основании закона или учредительных документов общества, а содержание выданной на ее имя доверенности позволяет сделать вывод о том, что объем полномочий, которыми была наделена И.Г. этой доверенностью, не предоставляло ей право участвовать в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» для оказания ему юридической помощи.
Соответственно составление протокола об административном правонарушении в присутствии лица, не наделенного полномочиями на оказание юридической помощи в делах об административных правонарушениях, а также без извещения законного представителя юридического лица – главного врача ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» А.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, является нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Однако, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом Главного управления МЧС России по г. Севастополю, вынесшим оспариваемое постановление, не проверено, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, что оставлено без внимания судьей районного суда.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по настоящему делу существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу и повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела должностным лицом административного органа, а также законность принятого судебного акта.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.
Кроме того, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Следовательно, в известность о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица должен быть поставлен его руководитель или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом этого юридического лица, он же должен присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении. Иные лица не могут рассматриваться как законные представители юридического лица.
В силу частей 1 и 3 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе в случаях, если о месте и времени рассмотрения дела извещен защитник или представитель.
Вместе с тем, о рассмотрении дела об административном правонарушении 3 февраля 2022 г. в 10 часов 00 минут, юридическое лицо – ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» в лице законного представителя А.В. какими-либо средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, уведомлено не было.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» было рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица – главного врача ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» А.В.
При этом, тот факт, что о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении было известно И.Г., не наделенной полномочиями на представление интересов ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» в делах об административных правонарушениях, не может быть расценено как соблюдение процессуальных прав привлекаемого лица, поскольку она не была наделена обязанностью извещать привлекаемое лицо о месте и времени рассмотрения дела, а уведомление ее о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, не освобождает должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, от обязанности надлежащим образом известить о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении с участием И.Г., без вручения копии протокола об административном правонарушении и надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела законного представителя ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер», не отвечает вышеприведенным положениям КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, в нарушение требований статьи 28.2, части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении был составлен, а дело об административном правонарушении было рассмотрено без участия законного представителя юридического лица ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер», при отсутствии данных о надлежащем его извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, что лишило последнего возможности воспользоваться предоставленными ему процессуальными правами и повлекло за собой существенное нарушение норм действующего процессуального права.
Вышеуказанные обстоятельства, являющиеся основанием для отмены обжалуемого постановления, судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление учтены не были, что привело к вынесению незаконного и обоснованного решения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая, что порядок привлечения ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» к административной ответственности был нарушен, его право на защиту при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, не реализовано, что является существенным нарушением, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, постановление № 13/2022 от 3 февраля 2022 г., вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору (заместителем начальника управления – начальником отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю) Е.И., а также решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 июня 2022 г. по данному делу подлежат отмене.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что обжалуемое постановление должностного лица о назначении административного наказания вынесено, в том числе, на основании протокола об административном правонарушении, относительно которого не выполнены обязательные процессуальные действия, позволяющие отнести его к доказательствам по указанному делу об административном правонарушении, настоящее дело подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление и решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору (заместителя начальника управления – начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю) Е.И. от 3 февраля 2022 г. № 13/2022 и решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 июня 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ГБУЗС «Севастопольский противотуберкулезный диспансер» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление и решение.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.В. Орлова