***
Дело № 11-91/2023 ***
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 декабря 2023 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Архипчук Н.П.,
при секретаре Чугай Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФКУ «Колония-поселение № УФСИН по Мурманской области» по гражданскому делу № на решение мирового судьи судебного участка № 3 Кольского судебного района Мурманской области от *** по гражданскому делу по иску ФКУ «Колония-поселение № 24 УФСИН по Мурманской области» к Кокловскому В.В. о взыскании затрат на содержание осужденного,
у с т а н о в и л:
ФКУ «Колония-поселение № УФСИН по Мурманской области» обратилось к мировому судье с исковым заявлением к Кокловскому В.В. о взыскании затрат на содержание осужденного. В обоснование исковых требований указало, что ответчик отбывает наказание в ФКУ «КП-24 УФСИН по Мурманской области» с ***. В период отбывания наказания Кокловский В.В. был привлечен к оплачиваемому труду в обслуживающий персонал на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (приказ от *** №). Вместе с тем, *** при проведении развода Кокловский В.В. отказался от выполнения работы, мотивировав это своим нежеланием. В связи с отказом осужденного от выполнения работы приказом от *** он был отстранен от оплачиваемого труда, а постановлением от *** привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выдворения в штрафной изолятор на 15 суток. В период с *** по *** Кокловский В.В. обеспечивался питанием по установленной норме, пользовался коммунально-бытовыми услугами, на что начислены вычеты в размере 2214 рублей 71 копейка и 494 рубля соответственно. Просит взыскать с осужденного, причиненный ущерб в размере 2708 рублей 71 копейку.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель истца и ответчик не явились. Просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Мировым судьей постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФКУ «Колония-поселение № УФСИН по Мурманской области».
Не согласившись с указанным решением мирового судьи, представитель истца ФКУ «Колония-поселение № УФСИН по Мурманской области» обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение мирового судьи от *** и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что Кокловский В.В. силу закона является лицом, обязанным возместить расходы по его содержанию в соответствии с ч.4 ст.99 УИК РФ, поскольку является трудоспособным, ограничении к трудовой деятельности по состоянию здоровья не имеет, по зависящим от него причинам в период с *** по *** нахождения в ФКУ «КП-24 УФСИН по Мурманской области» не трудился.
Указал на то, что материальная ответственность осужденных не ограничена суммой денежных средств, находящихся на лицевых счетах, достаточным и законным основанием для привлечения осужденного к материальной ответственности является его отказ от работы, в данном случае расходы на содержание осужденного могут быть взысканы в судебном порядке.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Просил о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого мировым судьей решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Исходя из положений статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что Кокловский В.В. осужден *** по ч.2 ст.167 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы и с *** отбывает наказание в ФКУ «КП-24 УФСИН по Мурманской области».
Приказом начальника ФКУ «КП-24 УФСИН по Мурманской области» от *** № ответчик привлечен к оплачиваемому труду в штат обслуживающего персонала и назначен на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.
Вместе с тем, *** при проведении развода осужденнх на работы, Кокловский В.В. отказался от выполнения возложенных на него обязанностей, мотивировав это нежеланием трудиться. Данные обстоятельства подтверждены рапортом заместителя начальника ФКУ «КП-24 УФСИН по Мурманской области» ФИО1 № от ***, письменным объяснением Кокловского В.В. от *** и ответчиком не отрицались.
Приказом начальника исправительного учреждения от *** № Кокловский В.В. отстранен от оплачиваемого труда из штата обслуживающего персонала, а постановлением от *** признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и выдворен в штрафной изолятор на 15 суток (освобожден ***).
В соответствии с ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (ч. 3 ст. 99 УИК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
По смыслу названного Кодекса осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
Исходя из п. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду, в том числе на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их.
Общественно полезный труд относится к числу основных средств исправления осужденных. Для достижения этой цели осужденные, отбывающие лишение свободы, привлекаются к труду, который является для них обязательным.
В силу ст. 116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания является, в том числе отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
В подтверждение заявленных требований истцом в отношении Кокловского В.В. представлена справка бухгалтера ФКУ «КП-24 УФСИН по Мурманской области» согласно которой в период с *** по *** исправительным учреждением на содержание Кокловского В.В. затрачено 2708 рублей 71 копейка, из которых 2214 рублей 71 копейка на питание и 494 рубля на коммунальные услуги.
Доказательств того, что ответчик относится к категории осужденных, которым содержание в исправительном учреждении предоставляется бесплатно за счет государства, а также невозможности приступить к работе в связи с наличием каких-либо ограничений и заболеваний суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Из буквального толкования указанной нормы усматривается, что ответственность осужденного, уклоняющегося от работы, носит ограниченный характер: во-первых, такая ответственность ограничена средствами, находящимися на лицевых счетах осужденного, а во-вторых, возмещение расходов производится ежемесячно в пределах фактических затрат.
Положения указанной статьи не предусматривают возможности взыскания средств, затраченных на содержание осужденного, в судебном порядке и тем более единовременно практически за весь период его нахождения в исправительном учреждении.
При толковании вышеприведенных положений части 4 статьи 99 УИК РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу, что обязанность осужденного, уклоняющегося от работы, по возмещению фактически понесенных исправительным учреждением расходов на его содержание ограничена суммой средств, имеющихся на лицевом счете осужденного.
С приведенным толкованием суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку оно соответствует буквальному значению слов и выражений, содержащихся в приведенном положении закона.
Статья 102 УИК РФ регламентирует вопросы привлечения осужденных к лишению свободы к материальной ответственности. Ее основанием является причинение осужденным к лишению свободы во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам.
Часть 1 статьи 102 УИК РФ определяет круг обстоятельств, в случае возникновения которых осужденные несут материальную ответственность: за ущерб, причиненный при исполнении осужденными трудовых обязанностей, - в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде; за ущерб, причиненный иными действиями осужденных, - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с гражданским законодательством материальная ответственность любого лица возникает за вред, причиненный виновными неправомерными действиями (бездействием).
Сведений о том, что Кокловский В.В. своими виновными противоправными действиями причинил вред Российской Федерации, материалы дела не содержат. Кроме того, материалами дела не подтверждается, что на лицевом счете ответчика имелись денежные средства, достаточные для возмещения расходов на его содержании, в связи с чем, оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению причиненного материального ущерба на его содержание в сумме 2708 рублей 71 копейка не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что с осужденного подлежит взысканию расходы по его содержанию в порядке ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке не является, поскольку основан на ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований ФКУ «КП-24 УФСИН по Мурманской области».
Доводы жалобы о том, что отказ от работы без уважительных причин следует расценивать как основание гражданско-правовой ответственности осужденного в размере фактически понесенных на его содержание расходов, суд апелляционной инстанции находит ошибочным, поскольку несение данных расходов не зависит от отношения осужденного к труду, и в этом смысле не может быть квалифицировано как убытки, вызванные отказом от работы без уважительных причин.
Утверждения, содержащиеся в апелляционной жалобе, относительно неверного применения судами нормы права, основаны на ошибочном толковании закона.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления и удовлетворения доводов жалобы.
По существу доводы жалобы сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных мировым судьей доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При рассмотрении дела мировым судьей не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд
о п р е д е л и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 3 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ *** ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ № 24 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ № ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
***
*** ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░