Судья Сергеева Е.Е. дело № 21-572/2022 (№ 12-28/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрев 26 октября 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу председателя Правления ТСЖ "Комсомолец" Шеиной О.А. на решение судьи Вуктыльского городского суда Республики Коми от 22 июня 2022 года, которым
постановление и.о. начальника Государственной жилищной инспекции по г. Вуктылу Шихалевой Е.П. от 21 февраля 2022 года <Номер обезличен> о привлечении Председателя Правления ТСЖ "Комсомолец" Шеиной О.А. к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей, оставлено без изменения, жалоба Шеиной О.А. - без удовлетворения,
установил:
постановлением и.о. начальника Государственной жилищной инспекции по г. Вуктылу Шихалевой Е.П. от 21 февраля 2022 года <Номер обезличен> Председатель Правления ТСЖ "Комсомолец" Шеина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с постановлением, Шеина О.А. обжаловала его в городской суд.
По результатам рассмотрения жалобы, судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением судьи, Шеина О.А. подала жалобу в Верховный суд Республики Коми, повторяя доводы о нарушении права на защиту, отсутствии надлежащего извещения о составлении протокола и рассмотрении дела должностным лицом, которые остались без должной оценки судьи городского суда.
Шеина О.А., надлежаще извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассмотрено в её отсутствие.
Проверив материалы дела, в том числе по доводам жалобы, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 стать 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса и правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5), в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.
Протокол об административном правонарушении № 02-07-09/14 составлен начальником Государственной жилищной инспекции Федоренковой Н.В. в отношении Шеиной О.А. 08 февраля 2022 года в её отсутствие.
Извещение о составлении протокола об административном правонарушении 08 февраля 2022 года направлено на электронную почту ТСЖ "Комсомолец", доказательств получения его Шеиной О.А. материалы дела не содержат.
По адресам места жительства, пребывания Шеиной О.А., указанным в протоколе об административном правонарушении, Шеина О.А. должностным лицом административного органа не извещалась.
Полагаю, что составление протокола об административном правонарушении 08 февраля 2022 года в отношении Шеиной О.А. в отсутствии её надлежащего извещения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и повлекло нарушение её права на защиту.
Однако вопреки требованиям пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом Государственной жилищной инспекции по г. Вуктылу не проверялась правильность составления протокола с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, при наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол не был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Кроме того, в нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено без участия Шеиной О.А. при отсутствии сведений о её надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или у должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Частью 2 названной статьи определено, что извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 21 февраля 2022 года в 16-30 вместе с протоколом об административном правонарушении направлены 09 апреля 2022 года в адрес ТСЖ "Комсомолец" через систему ГИС ЖКХ.
Доказательства, свидетельствующие о направлении извещение на электронную почту ТСЖ "Комсомолец", в материалах дела отсутствуют, кроме того, даже направление такого извещения не свидетельствовало бы о его получении именно Шеиной О.А.
По адресу места жительства Шеиной О.А., указанному как протоколе об административном правонарушении, так и в последующему в постановлении по делу об административном правонарушении, Шеина О.А. должностным лицом административного органа не извещалась.
Вынося постановление 21 февраля 2022 года, должностное лицо административного органа исходило из того, что Шеина О.А. получила извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Однако эти выводы должностного лица противоречат материалам дела, поскольку Шеина О.А. в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по месту своего жительства, о рассмотрении дела об административном правонарушении 21 февраля 2022 года не извещалась.
Извещение Шеиной О.А. по месту её работы, через сайт ГИС ЖКХ, без доказательств получения именно ею направленного извещения, не свидетельствует о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.
При установленных обстоятельствах, выводы должностного лица административного органа о надлежащем извещении Шеиной О.А., к тому же находящейся на больничном, являются ошибочными.
Ненадлежащее извещение лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, лишило его возможности представить свои объяснения и привести доводы о своей невиновности.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу об отмене постановления должностного лица и решения суда с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, поскольку допущенные процессуальные нарушения являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного должностным лицом постановления, и при этом возможность устранения нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, утрачена.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Вуктыльского городского суда Республики Коми от 22 июля 2022 года, постановление и.о. начальника Государственной жилищной инспекции по г. Вуктылу Шихалевой Е.П. от 21 февраля 2022 года <Номер обезличен>, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шеиной О.А. отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, судья: Соболев В.М.