Решение по делу № 2-643/2022 от 05.08.2022

УИД 31MS0051-01-2022-000776-89                                                   дело №2-643/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

п. Красная Яруга                                                                          5 августа 2022 года                                                                  

Мировой судья судебного участка №1 Краснояружского района Белгородской области  Байболотов Г.В.,

при ведении протокола секретарем Черновой Д.И.,

с участием ответчика Гуляева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области к Гуляеву Александру Ивановичу, Гуляевой Светлане Сергеевне, Гуляеву Дмитрию Александровичу, Гуляеву Алексею Александровичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами»,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области (сокращенное наименование ООО «ЦЭБ») обратилось с иском, в котором просит взыскать с Гуляева А.И., Гуляевой С.С., Гуляева Д.А., Гуляева А.А. в солидарном порядке задолженность по оплате коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами» (далее - услуга по обращению с ТКО) за период с 1 января 2020 года по 28 февраля 2021 года в размере 5668 руб. 11 коп., а также расходы по уплате госпошлины в размере 400 руб. 00 коп.

Требования обоснованы тем, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области и с 1 января 2019 года оказывает населению услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчики зарегистрированы в доме №19 по ул. Молодежная в п. Красная Яруга Краснояружского района, обязанность по оплате коммунальной услуги надлежащим образом не исполняют.

В судебное заседание представитель истца Храмова В.А., ответчики Гуляева С.С., Гуляев Д.А., Гуляев А.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Представитель истца Храмова ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия. В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца и неявившихся ответчиков.

Ответчик  Гуляев А.И. иск не признал. Привел доводы о том, что договор на оказание коммунальной услуги с ООО «ЦЭБ» ответчики не заключали, конклюдентных действий по заключению такого договора не совершали, услугой по обращению с ТКО не пользуются. Собственником дома является он и Гуляева С.С. В доме зарегистрированы все 4 ответчика, но фактически проживает только он - только 2 дня в неделю. Коммунальные отходы он утилизирует самостоятельно, с помощью печи и компостной ямы. Гуляева С.С., Гуляев Д.А. и Гуляев А.А. фактически проживают за пределами Белгородской области.

В письменных возражениях от 26 мая 2022 года Гуляев А.И. привел аналогичные возражения.

Свидетель Карпенко Н.Н. показал, что является соседом Гуляева А.И. и не видел, чтобы последний пользовался коммунальной услугой по обращению с ТКО. Гуляева С.С., Гуляев Д.А., Гуляев А.А. не проживают с Гуляевым А.И. более 10 лет.

Изучив доводы сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, мировой судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 и п.5 ч.2 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственник жилого помещения обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого дома установлена ч.4 ст.154 ЖК РФ и предусматривает, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами, которая в силу положений ч.1 ст.155 ЖК РФ вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

По правилам ч.3 ст.31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно ч.5 ст.30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Аналогичные требования к собственникам закреплены и в ч.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги как обращение с ТКО, применимы правила Гражданского кодекса РФ о публичном договоре, что следует из положений ч.1 ст.24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 Согласно ч.ч. 1 и 4 ст.426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.  В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила №1156).

В соответствии с п.4 Правил №1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания п. 8(17) указанных Правил следует, что региональный оператор извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с п.8(18) Правил №1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

ООО «ЦЭБ», имея лицензию на работу с отходами 1 - 4 классов опасности, на основании заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области от 1 июня 2018 года, осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Белгородской области.

Как следует из материалов дела, адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора опубликованы истцом на своем официальном сайте в разделе «Потребителям»   (https://www.tko31.ru/consumers/) и в газете «Белгородские известия» от 18 декабря 2018 года.

В соответствии с публичной офертой - договором на оказание услуг по обращению с ТКО на территории Белгородской области региональный оператор  (истец) обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

С учетом наличия у собственника жилого помещения обязанности заключить договор оказания услуг по обращению с ТКО, а также вышеприведенных норм Закона и Правил №1156, регулирующих порядок заключения указанного договора, которые были соблюдены истцом, мировой судья приходит к выводу, что между ООО «ЦЭБ» и собственниками жилого помещения, одним из которых является Гуляев А.И., был заключен публичный договор оказания услуг по обращению с ТКО.

Соответственно, доводы Гуляева А.И. о незаключении такого договора носят несостоятельный характер.

По домовладению <АДРЕС> открыт лицевой счет на оплату коммунальных услуг на имя Гуляева А.И.

Факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также наличия возможности пользоваться такими услугами, ответчиками не оспорен.

При таких обстоятельствах у собственников жилого помещения и членов семьи возникла солидарная обязанность по оплате оказываемой коммунальной услуги.

Как следует из справки администрации городского поселения «поселок Красная Яруга» от 25 февраля 2021 года в доме №19 по ул. Молодежная в п. Красная Яруга зарегистрированы: Гуляев А.И., Гуляева С.С., Гуляев Д.А., Гуляев А.А.

При этом, согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, ответчик Гуляев А.А. в период с 18 ноября 2019 года по 12 ноября 2020 года был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <АДРЕС>.

В соответствии с п.148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее - Правила №354), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Приказами Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области № 35/19 от 19 декабря 2019 года, №29/5 от 18 декабря 2020 года установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами: на 2020 год - 510 руб. 38 коп., на 2021 год - 480 руб. 20 коп. 

Приказом Департамента ЖКХ Белгородской области от 19 декабря 2018 года №188 утверждены нормативы накопления твердых бытовых коммунальных отходов на территории Белгородской области, которые с 1 января 2019 года на одного человека, проживающего в индивидуальном жилом доме, составляют 2,4 куб. м в год.

Таким образом, плата коммунальной услуги за 1 человека составляет: в 2020 году - 102 руб. 08 коп. в месяц (2,4 куб. м. х 510 руб. 38 коп. /12 месяцев = 102 руб. 08 коп.), в 2021 году - 96 руб. 06 коп. в месяц.

Как следует из расчета задолженности, оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с января 2020 года по февраль  2021 года (включительно) ответчиками не производилась. Плата исчислена  на 4 потребителей,  общий размер задолженности составил 5668 руб. 11 коп.

Поскольку Гуляев А.А. в период с 1 января по 12 ноября 2020 года имел регистрацию по месту пребывания по иному адресу, плата за указанный период подлежит перерасчету.

Исходя из вышеприведенных размеров единого тарифа и нормативов накопления, а также количества потребителей, ответчики обязаны оплатить коммунальную услугу за период с 1 января 2020 года по 28 февраля 2021 года в размере 4606 руб. 53 коп. (102,08 х 3 (количество потребителей) х 10 (месяцев 2020 года) + 367,47 (плата за ноябрь 2020 года с учетом 12 дней не проживания Гуляева А.А.)  + 408,30 (плата за декабрь 2020 года) + 384,23 х 2 (плата за 2 месяца 2021 года) = 4606,53).

Довод ответчика Гуляева А.И. о фактическом непроживании в доме остальных ответчиков объективными доказательствами не подтвержден и не является безусловным основанием для перерасчета начисленной платы.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Ответчики, зарегистрированы в жилом доме №19 по ул. Молодежная в п. Красная Яруга Краснояружского района. В силу Закона данный адрес является адресом их места жительства. Оснований делать иной вывод (в том числе, на основании показаний свидетеля Карпенко Н.Н.), не имеется.  

Более того, по правилам ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. «б» п.148(25) Правил №354, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан.

Пунктами 86-97 Правил №354 регламентирован порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.    При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.11 ст.155 ЖК РФ). Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.

По смыслу вышеприведенного, сам факт не проживания потребителя по месту жительства (регистрации) не является безусловным основанием для перерасчета платы за начисленную коммунальную услугу. Перерасчет производится региональным оператором в установленном порядке на основании заявления собственника и представления им подтверждающих документов.

Вместе с тем, ответчики с заявлением о перерасчете платы за коммунальную услугу, в связи временным отсутствием по месту регистрации кого-либо из потребителей к региональному оператору не обращались.

Относительно довода ответчика о непользовании коммунальной услугой необходимо отметить следующее.  Услуга по обращению с ТКО состоит не только в их сборе, но и в последующем специализированном хранении, обработке и утилизации, поэтому непользование такой услугой может свидетельствовать о совершении противозаконных действий с образующимися в результате жизнедеятельности отходами, то есть, нарушении законодательства в области охраны окружающей среды.

 Между тем, право каждого на благоприятную окружающую среду закреплено ст.42 Конституции РФ.

Частью 1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст.10 указанного Закона, граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Доказательств, подтверждающих утилизацию твердых коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о непользовании рассматриваемой услугой, Гуляевым А.И. не представлено.  На основании показаний свидетеля Карпенко Н.Н., который является лишь соседом ответчика, нельзя без сомнений сделать вывод о том, что Гуляев А.И. ни разу не выбросил отходы в мусоровоз и не пользуется оказываемой услугой по обращению с ТКО.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ). Истцом представлены убедительные и достаточные доказательства, отвечающие критериям относимости, допустимости и достоверности, подтверждающие обоснованность заявленных требований на сумму 4606 руб. 53 коп. В остальной части иск удовлетворению не подлежит.

Помимо задолженности по оплате коммунальной услуги, с ответчиков в пользу истца на основании ч.1 ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 400 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

         Иск Общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области к Гуляеву Александру Ивановичу, Гуляевой Светлане Сергеевне, Гуляеву Дмитрию Александровичу, Гуляеву Алексею Александровичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами», - удовлетворить в части.    

Взыскать с Гуляева Александра Ивановича, Гуляевой Светланы Сергеевны, Гуляева Дмитрия Александровича, Гуляева Алексея Александровича в солидарном порядке в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области задолженность по оплате коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с 1 января 2020 года по 28 февраля 2021 года в размере 4606 руб. 53 коп., расходы по уплате госпошлины в размере 400 руб. 00 коп., а всего 5006 (пять тысяч шесть) рублей 53 коп.

         В удовлетворении остальной части иска - отказать.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе подать заявление о составлении мотивированного решения суда в течение трёх дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если они присутствовали в судебном заседании, и в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.

Решение может быть обжаловано в Ракитянский районный суд Белгородской области постоянное судебное присутствие в п. Красная Яруга в течение месяца со дня принятия  решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через мирового судью судебного участка №1 Краснояружского района.

Мировой судья                       подпись                        Г.В. Байболотов

Мотивированно решение изготовлено 17 августа 2022 года.