УИД 74RS0005-01-2023-000231-22
Дело № 2-1176/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2023 года г. Челябинск
Металлургический районный суд г. Челябинска в составе
председательствующего судьи Залуцкой А.А.,
при секретаре Акишевой Л.В.,
с участием представителя ответчика Тодорова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусева Д.В. к Дробышевой Е.В. о признании недостойным наследником,
установил:
Гусев Д.В. обратился в суд с иском к Дробышевой Е.В., в котором указал, что 01 ноября 2022 года умер его отец Гусев В.В. Наследником является истец, что подтверждается завещанием от 04 марта 2022 года. Наследником по закону является супруга умершего – ответчик Дробышева Е.В., которая являлась супругой умершего формально, никакого участия в уходе за тяжелобольным мужем не принимала, совместно с ним не проживала, общее хозяйство не вела, материальной помощи не оказывала, несмотря на его беспомощное состояние и нуждаемость в уходе, не участвовала в расходах на погребение. Истец зарегистрирован и проживает по адресу ... с 26 октября 2022 года. Ответчик препятствует доступу истца в указанное жилое помещение. Истец полагает, что действия ответчика неправомерные, ответчик является недостойным наследником.
Истец Гусев Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Ответчик Дробышева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Дробышевой Е.В. – Тодоров В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против оставления искового без рассмотрения, требовал рассмотрения дела по существу. Полагает, что истцом не представлено доказательств того, что ответчик является недостойным наследником. Также пояснил, что Дробышева Е.В. была супругой умершего более двенадцати лет. На момент смерти Гусева В.В. ответчик проживала с ним. То обстоятельство, что в 2016 году умерший и ответчик делили совместно нажитое имущество и умерший передавал ответчику компенсацию, не свидетельствует о том, что жилой дом и земельный участок был разделен между ними, исковое заявление о разделе совместно нажитого имущества было оставлено без рассмотрения, поскольку они помирились, и через семь месяцев снова зарегистрировали брак и стали проживать вместе. После повторного заключения брака ответчик и умерший считали своё имущество совместно нажитым. Ответчик следила за здоровьем супруга, сопровождала его на приёмах у врачей, у умершего было заболевание печени, почек. Истец Гусев Д.В. вёл не совсем нормальный образ жизни, привлекался к уголовной ответственности, сейчас проживает с сожительницей и ребёнком. Истец стал общаться с отцом за полтора года до его смерти. Ответчик характеризуется с положительной стороны, на учёте нигде не состоит, к уголовной и административной ответственности не привлекалась, ведёт законопослушный образ жизни, всегда была хорошей супругой.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец и ответчики являются наследниками первой очереди после смерти 01 ноября 2022 года Гусева В.В., хх.хх.хх года рождения.
Истец Гусев Д.В. приходится умершему сыном, ответчик Дробышева Е.В. – супругой.
После смерти Гусева В.В., в установленный законом срок к нотариусу обратились и истец и ответчик, при этом, истец является наследником умершего по завещанию, составленному умершим Гусевым В.В. 04 марта 2022 года, удостоверенному нотариусом Третьяковой О.Ю.
Наследственное имущество состоит из земельного участка и жилого дома по адресу ..., автомобиля БМВ, 2008 года выпуска и денежных вкладов.
Указанные обстоятельства подтверждаются поступившим по запросу суда наследственным делом (л.д. 90-167).
Основания для признания гражданина недостойным наследником и отстранения от наследования содержатся в статье 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Пунктом 2 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Из разъяснений, содержащихся в подпункте "а" пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду, что указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий. Противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, вследствие совершения которых граждане утрачивают право наследования по указанному основанию, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).
Между тем указанные истцом обстоятельства не свидетельствуют о совершении ответчиком действий, которые в силу пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации служат основанием для признания ее недостойным наследником.
Кроме того, обстоятельства того, что ответчик с умершим не проживали, общего хозяйства не вели, а также факт нахождения ответчика на иждивении умершего не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Напротив, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что каких-либо противоправных действий в отношении наследодателя или его имущества, установленных приговором или решением суда, ответчиком не совершалось.
Кроме того, в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при рассмотрении требований об отстранении от наследования по закону в соответствии с пунктом 2 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует учитывать, что указанные в нем обязанности по содержанию наследодателя, злостное уклонение от выполнения которых является основанием для удовлетворения таких требований, определяются алиментными обязательствами членов семьи, установленными Семейным кодексом Российской Федерации между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и внуками, пасынками и падчерицами и отчимом и мачехой (статьи 80, 85, 87, 89, 93 - 95 и 97). Граждане могут быть отстранены от наследования по указанному основанию, если обязанность по содержанию наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов.
Злостный характер уклонения в каждом случае должен определяться с учетом продолжительности и причин неуплаты соответствующих средств.
Суд отстраняет наследника от наследования по указанному основанию при доказанности факта его злостного уклонения от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя, который может быть подтвержден приговором суда об осуждении за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, решением суда об ответственности за несвоевременную уплату алиментов, справкой судебных приставов-исполнителей о задолженности по алиментам, другими доказательствами. В качестве злостного уклонения от выполнения указанных обязанностей могут признаваться не только непредоставление содержания без уважительных причин, но и сокрытие алиментнообязанным лицом действительного размера своего заработка и (или) дохода, смена им места работы или места жительства, совершение иных действий в этих же целях.
Признание недостойным наследником по указанному в пункте 2 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации основанию возможно лишь при злостном уклонении ответчика от исполнения установленной решением суда обязанности по уплате наследодателю алиментов.
С учетом фактических обстоятельств, а также вышеуказанных правовых положений, оснований для признания Дробышевой Е.В. недостойным наследником, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Гусева Д.В. к Дробышевой Е.В. о признании недостойным наследником после смерти Гусева В.В., умершего 01 ноября 2022 года, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда со дня его изготовления в окончательной форме через Металлургический районный суд г. Челябинска.
Председательствующий А.А. Залуцкая
Мотивированное решение составлено 18 апреля 2023 года.