УИД: 59RS0004-01-2022-003264-65
Дело № 2-3089/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 15 августа 2022 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Милашевич О.В.,
при секретаре судебного заседания Подрядчиковой Л.В.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Ленинского района г. Перми Ченцовой Ю.П.,
представителя ответчика Муртазиновой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Косинского района Пермского края Караваева А.М. к Краевому государственному бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Косинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края о возложении обязанности обустроить тротуары на участке автомобильной дороги «Юксеево-Коса» 39 км+000 – 41 км+454 в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.10.2023; обустроить уличное освещение на участке автомобильной дороги «Юксеево-Коса» 39 км+000 – 41 км+454 в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.10.2023.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Косинского района в связи с поступившими обращениями Ш.М.С и Г.Н.А. проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Косинского района. Проверкой установлено, что автомобильная дорога «Юксеево-Коса» относится к автомобильным дорогам к IV категории с твердым покрытием (асфальтобетонное покрытие) и проходит по населенному пункту с. Коса (39км+000-41 км+454), при этом на участке дороги 39км+000-41 км+454 в нарушение п.4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары, а также в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует уличное освещение. По данному факту прокурором Косинского района 07.02.2022 в адрес КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края вынесено представление. Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления нарушения не устранены. Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пермского края утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 08.07.2016 № 449. В указанный перечень включена автомобильная дорога 57 ОП РЗ 57К-0078 «Юксеево-Коса», которая передана в оперативное управление КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Муртазинова Л.Ф. возражала против исковых требований по доводам письменных возражений на исковое заявление, согласно которым автомобильная дорога «Юксеево-Коса», идентификационный номер 57 ОП РЗ 57К-0078 включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 08.07.2016 № 449. Финансирование работ по содержанию и ремонту региональных и межмуниципальных дорог Пермского края осуществляется за счет бюджета Пермского края. В части расходов бюджета Пермского края в сфере дорожной деятельности и развития транспортной инфраструктуры функцию главного распорядителя средств краевого бюджета выполняет Министерство транспорта Пермского края. Распоряжением Губернатора Пермского края от 18.04.2022 № 75 утвержден «План подготовки проекта закона о бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024-2025 в органах государственной власти Пермского края». В соответствии с данным Планом исполнительные органы государственной власти – главные распорядители бюджетных средств обязаны предоставить в Министерство финансов Пермского края основные показатели прогноза социально-экономического развития Пермского края на период до 2025 года. В целях включения в проект Закона Пермского края о бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы необходимых лимитов финансирования Учреждение направило в адрес Минтранса Пермского края письмо от 01.07.2022 № 44-001у-01-02-818 с приложенной «Программой по обустройству стационарного электрического освещения и тротуаров автомобильных дорог, проходящих на территории населенных пунктов на 2023-2025 гг.». Строкой 80 вышеуказанной Программы предусмотрено производство в 2023 году строительно-монтажных работ по обустройству тротуаров и освещения на автомобильной дороге «Юксеево-Коса», участок 39км+000-41км+454 (л.д.50-51).
Заслушав представителя истца, оценив доводы искового заявления, письменного отзыва ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожным сооружениям как элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу части 5 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…»).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Косинского района на основании обращений Г.Н.А. и Ш.М.С (л.д. 6-7) проведена проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение требований пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствуют тротуары и уличное освещение в пределах населенного пункта с. Коса, в связи с чем руководителю КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края направлено представление об устранении указанных нарушений (л.д. 31-32).
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 08.07.2016 № 449-п «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края и Порядка внесения изменений в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края», участок автомобильной дороги «Юксеево-Коса» (идентификационный номер 57 ОП РЗ 57К-0078), относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края.
Автомобильная дорога «Юксеево-Коса», проходит через населенный пункт с. Коса.
Из выписки ЕГРН следует, что правообладателем автомобильной дороги «Юксеево-Коса» с кадастровым номером 81:02:0000000:333 является субъект Российской Федерации Пермский край (л.д.11-13).
Из Устава Учреждения (л.д. 18-26) следует и не оспаривается ответчиком, что КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере дорожной деятельности и транспорта. Для достижения указанных целей, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» осуществляет организацию выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, технических средств организации дорожного движения и других объектов транспортной инфраструктуры. Функции учредителя КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» осуществляет Министерство транспорта Пермского края.
Таким образом, судом установлено, что ответчик КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта», как учреждение, в оперативное управление которого переданы автомобильные дороги, несет бремя их содержания, в том числе по организации выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, связанных с обеспечением освещения спорных участков вышеназванных дорог и устройству тротуаров или пешеходных дорожек.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст(далее - ГОСТ Р 52766-2007), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящие через населенные пункты.
Несоответствие объектов улично-дорожной сети вышеприведенным требованиям закона влечет нарушение прав граждан, прежде всего несовершеннолетних, на безопасность их жизни и здоровья в случае участия в дорожном движении.
Из представленных суду доказательств следует, что на участке региональной автомобильной дороги «Юксеево-Коса» в населенном пункте с. Коса (39км+000-41км+454) отсутствует уличное освещение и тротуары, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Кроме того, данный факт представителем КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края не оспаривается.
В соответствии с уставом КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края данное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством российской Федерации полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере дорожной деятельности и транспорта. Предметом и целью деятельности учреждения в соответствии с п.2.2.13.2 является ремонт и текущее содержание автомобильных дорог и иных объектов транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из данной нормы содержание имущества, находящегося на праве оперативном управлении, в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства, возлагается на использующее и владеющее им учреждение.
Таким образом, вопросы организации освещения и обустройства тротуаров автомобильной дороги «Юксеево-Коса» отнесены к компетенции КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края.
В нарушение действующего законодательства КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края ненадлежащим образом организовало в границах населенного пункта с. Коса содержание автомобильной дороги на участке автодороги «Юксеево-Коса» в районе населенного пункта с. Коса.
При таких обстоятельствах, поскольку КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края является учреждением, обязанным обеспечить содержание автомобильной дороги Юксеево-Коса, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Косинского района Пермского края Караваева А.М. удовлетворить.
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края (ОГРН 1035900096462, ИНН 5902192934) обязанность обустроить тротуары на участке автомобильной дороги «Юксеево-Коса» 39км+000-41км+454 в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.10.2023.
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края (ОГРН 1035900096462, ИНН 5902192934) обязанность обустроить уличное освещение на участке автомобильной дороги «Юксеево-Коса» 39км+000-41км+454 в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.10.2023.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.В. Милашевич
Копия верна
Судья О.В. Милашевич
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2022
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-3089/2022
Ленинского района г. Перми