Дело № 2-309/2023
УИД 52RS0038-01-2023-000145-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 года г. Лукоянов
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Урусовой-Черняевой В.В.,
при секретаре Горяевой Т.Н.,
с участием прокурора Лукояновского района Нижегородской области Науменко Г.А,
представителя ответчика МБДОУ Тольскомайданский детский сад № Соколовой О.В.,
представителя ответчика Администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области Мишаленковой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лукояновского района Нижегородской области к МБДОУ Тольскомайданский детский сад № 11, Министерству образования и науки Нижегородской области, Администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области об обязании провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Лукояновского района Нижегородской области обратился в суд с иском к МБДОУ Тольскомайданский детский сад №, Министерству образования и науки Нижегородской области, Администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области об обязании провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> в рамках мониторинга проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности МБДОУ Тольскомайданский детский сад №, в ходе которой выявлены нарушения закона.
В ходе проверки установлено, что в МБДОУ Тольскомайданский детский сад № специальная оценка условий труда в пятилетний срок не проведена.
Прокурор просит обязать МБДОУ Тольскомайданский детский сад №, расположенное по адресу: <адрес> А, провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест; в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий – в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Лукояновского района Нижегородской области Науменко Г.А. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков Соколова О.В., Мишаленкова Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласились.
Представитель Министерства образования науки Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. ДД.ММ.ГГГГ от и.о. министра ФИО5 поступил отзыв на исковое заявление, согласно которого Министерство не наделено полномочиями по принятию мер в отношении Учреждения и не может выступать ответчиком. В отзыве также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства образования науки Нижегородской области.
Выслушав в судебном заседании прокурора, мнение представителей ответчиков Соколовой О.В., Мишаленковой Е.Е., изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему:
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, а также в защиту прав и интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст.ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда и охрану труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, включая проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу требований указанной статьи и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 названного Закона.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаютсяклассы(подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальной оценке подлежат все рабочие места, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора, не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленныхзаконодательствомРоссийской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных ТрудовымкодексомРоссийской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установлениядополнительного тарифастраховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте и пр.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в нарушение требований законодательства, в МБДОУ Тольскомайданский детский сад № специальная оценка условий труда в пятилетний срок не проведена.
По данному факту прокуратурой Лукояновского района в адрес директора МБДОУ Тольскомайданский детский сад № Соколовой О.В. направлено представление об устранении нарушений трудового законодательства и законодательства об охране труда от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа заведующей МБДОУ Тольскомайданский детский сад № Администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области Соколовой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, данное представление рассмотрено и принято к исполнению. Нарушения в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда, указанные в данном представлении, устранить не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств, заложенных на специальную оценку условий труда.
Неисполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда затрагивает интересы как работающих в настоящее время лиц, так и тех, кто будет принят на работу в будущем.
Выявленные факты являются нарушением трудового законодательства, а также конституционных прав работников, которым гарантировано право на работу в условиях, соответствующих трудовому законодательству.
Таким образом, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок исполнения возложенной на МБДОУ Тольскомайданский детский сад № обязанности по проведению специальной оценки условий труда всех рабочих мест суд определяет исходя из конкретных обстоятельств дела, минимально достаточного времени для исполнения ответчиком возложенной обязанности, с учетом принципов разумности и соблюдения балансов интересов сторон.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░-░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░-░░░░░░░░